• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 07 апреля 2010 года  Дело N А55-1048/2010

в составе судьи

Мальцева Н.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Пешковой Н.Н.

рассмотрев в судебном заседании 06 апреля 2010 года дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «ФинКом», г. Тольятти,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области, г. Тольятти с участием третьего лица Михеевой Т.В., г. Тольятти

о признании незаконным решения

при участии в заседании

от заявителя – Коростелева С.Ю., доверенность от 11.01.2009.

от ответчика – Русяева М.В., доверенность от 06.05.2009.

у с т а н о в и л :

ООО «ФинКом» обратилось в суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области о признании незаконным решения от 17.12.2009 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией и обязании произвести соответствующую регистрацию предприятия в связи с ликвидацией.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявление, просила его удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании заявление не признала, считает, что у ответчика отсутствовали основания для регистрации, поскольку не было достаточных подтверждений отсутствия у заявителя задолженности перед бюджетом.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, просило рассматривать дело в его отсутствие, поддержало заявление, просило его удовлетворить.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению и исходит при этом из следующего.

Нормами ст. 61 ГК РФ установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Аналогичные положения содержатся в п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.

Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен ст. ст. 20 - 22 указанного Федерального закона.

Статьей 21 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу ч. 4 ст. 9 этого же Закона является исчерпывающим.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.

Как установлено в судебном заседании, заявителем представлены все необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные статьёй 21 закона, что подтверждается Распиской в получении документов (л.д. 12). Данное обстоятельство не отрицается и ответчиком.

Судом также установлено, что порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. 63 ГК РФ, и удовлетворения требований кредиторов (ст. 64 ГК РФ) заявителем был соблюден, что подтверждается имеющимися в деле документами.

В частности из Решения № 1 от 21.07.2009 Единственного участника ООО «ФинКом» следует, что заявитель объявил о ликвидации и назначении ликвидатора (л.д.л.д. 10, 11, т.1)

Согласно ч. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может составлять менее двух месяцев с момента публикации, при этом ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Сведения о ликвидации юридического лица опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации», № 29 (234) 588 от 29 июля 2009 г., что усматривается из информационного письма (л.д. 60, т.2).

Согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

По истечению 2-х месяцев, т.е. в начале октября 2009 г. заявитель составил промежуточный ликвидационный баланс, в который были включены требования, заявленные кредиторами в установленном порядке в срок, предусмотренный для их предъявления, о чём в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись, что подтверждается Свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ от 09.10.2009 (л.д. 9, т.1).

Налоговый орган в указанный срок ликвидатору Общества не заявил требований о погашении задолженности Общества перед бюджетом.

В своём решении регистрирующий орган указал, что не исполнен п. 6 заявления, а именно: не завершены расчёты с кредиторами. Представитель регистрирующего органа в судебном заседании обосновал это тем, что на момент вынесения оспариваемого решения проводилась налоговая проверка и по её результатам у заявителя усматривалось наличие налоговой задолженности.

Однако, на тот момент, соответствующего решения по результатам налоговой проверки вынесено не было. Налоговый орган, проводящий проверку, должен был учесть, что заявитель находился в стадии ликвидации и при этом приоритет отдаётся нормам гражданского и налогового законодательства, регулирующим процесс ликвидации, где установлены сроки на предъявление требований и очерёдность их удовлетворения.

В соответствии с п. 1 ст. 49 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Однако п. 3 данной статьи Налогового кодекса РФ определено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Из приведенных норм права не усматривается, что для налогового органа установлены какие-либо особые правила для предъявления к оплате имеющейся задолженности ликвидируемому юридическому лицу.

Налоговое законодательство действительно устанавливает 3-х месячный срок проведения проверки, однако это максимальный срок проведения проверки, т.е. налоговый орган может провести налоговую проверку и до истечения этого срока.

Налоговый орган, зная в июле 2009 г., что предприятие находится на стадии ликвидации, должен был учесть это обстоятельство и провести налоговые проверки и предъявить претензии (если таковые имеются) в сроки, установленные законодательством, регулирующим процедуру ликвидации. Налоговый орган не представил доказательств того, что в эти сроки он не успел бы провести налоговую проверку.

Процедура ликвидации, порядок удовлетворения требований кредиторов определен действующим законодательством Российской Федерации. Налоговый орган как кредитор по платежам в бюджет также должен соблюдать установленный порядок предъявления требований при ликвидации. Несоблюдение налоговым органом установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации влечет установленные законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора.

Так в п. 6 ст. 64 Гражданского кодекса РФ указано, что требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд.

Как установлено выше, у заявители нет имущества и налоговый орган каких-либо требований в установленный законом срок ему не предъявлял.

Более того, из представленных справок о задолженности заявителя перед бюджетом (л.д.л.д. 72-74, т.1) усматривается, что заявитель не имел задолженности в бюджет, к тому же на момент рассмотрения дела налоговая проверка, на которую ссылается ответчик, ещё не проведена.

При таких обстоятельствах, решение регистрирующего органа необходимо признать незаконным и обязать его совершить соответствующие регистрационные действия.

Руководствуясь ст.ст. 110,167-170,176 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить

Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Самарской области от 17 декабря 2009 г. об отказе ООО «ФинКом» в государственной регистрации ликвидации.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №19 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ФинКом» и зарегистрировать ликвидацию путём внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Возвратить ООО «ФинКом» из Федерального бюджета уплаченную госпошлину в сумме 2.000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Н.А. Мальцев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-1048/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 07 апреля 2010

Поиск в тексте