• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 27 сентября 2010 года  Дело N А55-9390/2010

В составе судьи

Щетинина М.Н.

рассмотрев в судебном заседании 20 сентября 2010 года дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "ИНДЕКС-В"

к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области

с участием третьего лица Правительства Самарской области

о признании незаконным Решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и обязании совершить действия

при участии в заседании

от заявителя – представитель Елисеев Е.М., по доверенности Фомин В.А., паспорт 36 05 218004

от заинтересованного лица - представитель не явился, извещен

от третьего лица - представитель Нескоромнов Н.Н., по доверенности №1-49/543 от 29.12.2009 года

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Индекс–В» (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области (далее Администрация) о признании незаконным решения Администрации, выразившегося в письме от 21.01.2010 года №168, направленного в адрес ООО «Индекс-В» об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 63:32:1401005:4, площадью 15130 кв.м., расположенный: Самарская область, Ставропольский район, Узюковская волость, автодорога Тольятти - Димитровград, 17км+1 км 300 м на северо-запад, для дальнейшей эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости (здание свинарника (лит.А), сооружение - миниустановка по переработке нефти и газового конденсата (Лит.1). При этом просил обязать Администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области устранить допущенные нарушения прав ООО «Индекс-В» путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 63:32:1401005:4, площадью 15130 кв.м., расположенный: Самарская область , Ставропольский район, Узюковская волость, автодорога Тольятти - Димитровград, 17км+1 км 300 м на северо-запад, для дальнейшей эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости (здание свинарника (лит.А), сооружение -миниустановка по переработке нефти и газового конденсата (Лит.1) и направить в адрес ООО «Индекс-В» в месячный срок проект договора купли-продажи земельного участка по цене, предусмотренной ст.18 Закона Самарской области «О земле», то есть в размере, равном 10-ти кратной ставки земельного налога.

Заявление мотивировано наличием у заявителя исключительного права на приобретение земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности. Для приватизации земельного участка заявителем был представлен полный пакет документов, предусмотренный Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 года №370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения».

Факт отнесения испрашиваемого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения не является препятствием для распоряжения земельным участком заинтересованным лицом. Ссылку заинтересованного лица о применении положений ст.78 Земельного Кодекса находит не обоснованной.

Заявление мотивировано также тем, что отказ Администрации нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишает возможности реализовать право, изменить титул использования земли на право собственности, как более ликвидный с экономической точки зрения, не позволяет передать землю в залог, продать и т.д.

В судебном заседании представитель заявителя доводы поддержал, просил требование удовлетворить.

Администрация с заявленными требованиями не согласилась по мотивам, изложенным в отзыве на заявление. В отзыве указала, что поскольку испрашиваемый земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, то в силу положений ст.78 Земельного Кодекса Российской Федерации использование земель сельскохозяйственного назначения для мини-установки по переработке нефти в перечень использования земель сельскохозяйственного назначения не входит. Необходим перевод земель из сельскохозяйственного назначения в категорию «земли промышленности» (л.д.108-109).

Представитель Администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в соответствии со ст.123 АПК РФ. В адрес суда от Администрации поступило ходатайство (вход.№95446 от 17.09.2010) о рассмотрении дела по существу в отсутствие представителя Администрации.

Суд, в соответствии со ст. 156 АПК РФ рассматривает дело без участия представителя заинтересованного лица.

Правительство Самарской области поддержало позицию Администрации. Свои доводы изложило в отзыве на заявление (л.д.173-176).

Представитель Правительства в судебном заседании пояснил, что поскольку испрашиваемый земельный участок является земельным участком в составе земель сельскохозяйственного назначения, оборот данного земельного участка регулируется земельным Кодексом Российской Федерации. Возможность предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для целей, несовместимых с правовым режимом таких земель, обусловлена возможностью их перевода в состав земель соответствующей категории. С учетом изложенного, просил в удовлетворении требований отказать.

Изучив материалы дела, заслушав мнение представителя заявителя, заинтересованного лица, мнение третьего лица, суд установил следующее.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что заявитель обратился к Администрации с заявлением от 22.12.2009 года о предоставлении в собственность за плату для дальнейшей эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости (здание свинарника (Лит.А), сооружение – миниустановка по переработке нефти и газового конденсата (лит.1), земельный участок с кадастровым номером 63:32:1401005:4, площадью 15130 кв.м., расположенный: Самарская область, Ставропольский район, Узюковская волость, автодорога Тольятти - Димитровград, 17км+1 км 300 м на северо-запад. При этом просил после принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка направить в установленный законом срок проект договора купли- продажи земельного участка по цене, в размере равном 10-ти кратной ставки земельного налога в соответствии с о ст.18 Закона Самарской области «О земле» (л.д.9). К заявлению был приложен пакет документов, который по содержанию, по мнению заявителя, был достаточен для принятия положительного решения.

Администрация, рассмотрев заявление, 21.01.2010 года подготовила письмо №168, в котором со ссылкой на ст.78 Земельного Кодекса Российской Федерации было отказано в продаже земельного участка. В частности, заинтересованное лицо в отказе указало, что земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения и продажа его под испрашиваемые цели до перевода в категорию земель промышленности не возможна (л.д.34).

Заявитель, не согласившись с указанным отказом, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.

Как следует из материалов дела заявитель является собственником объектов недвижимости (здание свинарника (лит.А), сооружение - миниустановка по переработке нефти и газового конденсата (Лит.1). Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в деле выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 14.04.20010 года (л.д.22-23) и свидетельствами о государственной регистрации права серия 63-АБ №918088 и серия 63-АГ №045269 (л.д.15-16).

Из материалов дела так же следует, что ранее, 14.12.2004 года Главой Ставропольского района было вынесено распоряжение №3850 об утверждении акта выбора земельного участка по указанному адресу для ООО «Индекс-В» для размещения миниустановки по переработке нефти на земельном участке из прочих земель сельскохозяйственного назначения, не используемых в сельхозобороте (л.д.97).

29.11.2005 года Главой Ставропольского района вынесено распоряжение №4115 о разрешении заявителю строительства объекта: миниустановки по переработке нефти и газового конденсата на испрашиваемом земельном участке (л.д.98).

31.12.2006 года Администрацией Ставропольского района выдано разрешение на выполнение строительно-монтажных работ, 19.07.2006 года принят акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссии и 27 мая 2008 года выдано разрешение на ввод в эксплуатацию (л.д.99-107).

Акт ввода в эксплуатацию послужил основанием для регистрации права собственности на указанный объект.

Испрашиваемый земельный участок был передан заявителю в аренду по договору аренды №557 от 09.06.2005 года (л.д.35-37), поставлен на кадастровый учет и право аренды зарегистрировано в Росреестре (л.д.10-14, 21).

Исходя из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного Кодекса российской Федерации, если иное не установлено Федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений.

Указанное право осуществляется гражданами, юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, Федеральными законами.

Из материалов дела следует, что заявителем для реализации своего права на выкуп представлен был полный пакет документов, предусмотренный Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 года №370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения». Данное обстоятельство Администрацией не опровергнуто.

Из оспариваемого отказа видно, что основанием для отказа послужили выводы Администрации об отнесении испрашиваемого земельного участка к категории сельскохозяйственного назначения.

Суд принимает во внимание, анализ имеющихся в материалах дела доказательств свидетельствует о том, что распоряжением №3850 утвержден акта выбора земельного участка по указанному адресу для ООО «Индекс-В» для размещения мини-установки по переработке нефти на земельном участке из прочих земель сельскохозяйственного назначения, не используемых в сельхозобороте, вынесено распоряжение №4115 о разрешении заявителю строительства объекта: миниустановки по переработке нефти и газового конденсата на испрашиваемом земельном участке и испрашиваемый земельный участок был изначально предоставлен в аренду заявителю для размещения миниустановки по переработке нефти площадью15130 кв.м., при этом, пунктом 3.1 на арендатора возложена обязанность использовать землю в соответствии с условиями ее предоставления в соответствии с целевым назначением (л.д.35).

В соответствии с пунктами 6,7 статьи 37 Земельного Кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного, ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а так же земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно ч.7 ст.26 Земельного Кодекса Российской Федерации и абз2ч.1ст.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения не распространяется на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями, строениями, и оборот указанных земельных участков регулируется земельным Кодексом РФ, который не предусматривает каких-либо препятствий для приватизации земельного участка, занятого объектами недвижимости (ч.4 ст.28, ч.1 ст.36 ЗК РФ).

Факт отнесения испрашиваемого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, как следует из кадастрового паспорта, не препятствует Администрации для распоряжения им по заявлению Общества.

Следовательно, отказ Администрации в продаже земельного участка со ссылкой на ст.78 ЗК РФ по мотиву наличия особенностей оборота земель сельскохозяйственного назначения, выражающихся в ограничительном перечне целей предоставления земель, к которому не относится заявитель является не обоснованным.

Отказ Администрации нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишает возможности реализовать право на приобретение земельного участка в собственность, использование земли по своему усмотрению, и с экономической точки зрения, не позволяет передать землю в залог, продать и т.д.

При таких обстоятельствах суды пришел к выводу, что оспариваемый ненормативный акт Администрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

Расходы по оплате госпошлины распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации и судебные расходы заявителя по уплате госпошлины в размере 2000 руб. следует отнести на Администрацию.

На основании изложенного и руководствуясь ст.110,167-171,176,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Решение Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, выразившееся в письме от 21.01.2010 года №168 направленном в адрес ООО «Индекс-В», об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 63:32:1401005:4, площадью 15130 кв.м., расположенного: Самарская область, Ставропольский район, Узюковская волость, автодорога Тольятти - Димитровград, 17км+1 км 300 м на северо-запад, для дальнейшей эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости (здание свинарника (лит.А), сооружение -миниустановка по переработке нефти и газового конденсата (Лит.1) признать незаконным.

Обязать Администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав ООО «Индекс-В» путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 63:32:1401005:4, площадью 15130 кв.м., расположенного: Самарская область, Ставропольский район, Узюковская волость, автодорога Тольятти - Димитровград, 17км+1 км 300 м на северо-запад, для дальнейшей эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости (здание свинарника (лит.А), сооружение - миниустановка по переработке нефти и газового конденсата (Лит.1). и направления в адрес ООО «Индекс-В» в месячный срок проекта договора купли-продажи земельного участка по цене, предусмотренной ст.18 Закона Самарской области «О земле» - в размере, равном 10-ти кратной ставки земельного налога.

Взыскать с Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в пользу ООО «Индекс-В» судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

Решение м ожжет быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением апелляционной жалобы через арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

М.Н. Щетинина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-9390/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 27 сентября 2010

Поиск в тексте