АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 29 июня 2010 года  Дело N А55-9517/2010

В составе судьи

Бойко С.А.

рассмотрев в судебном заседании  28 июня 2010 года  дело по иску, заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Биг-Бен"

От  29 апреля 2010 года  №

к  Управлению Росреестра по Самарской области

С участием третьих лиц:

Министерство  природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области

Министерство имущественных отношений Самарской области

о признании недействительным отказа (сообщение  об отказе от 09.04.2010г. №01/054/2010-674) в государственной регистрации  договора №281/12 аренды лесного участка от 31.12.2008г., расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал №95 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.

при участии в заседании

от заявителя – Сайфулов И.Г. по доверенности от 28.04.2010

от ответчиков – Зарифов И.Р. по доверенности № 12-2103 от 12.05.2010, Обоимов П.А. по доверенности от 12.05.2010 № 12-2102

от Министерства  природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области

– Притулина Е.А. по доверенности №7 от 11.01.2010

от Министерства имущественных отношений Самарской области – Литвинова И.Г. по доверенности № 296 от 31.12.2009

Протокол судебного заседания вел помощник судьи Пищакова О.Н.

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Биг-Бен" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным  отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (сообщение  об отказе от 09.04.2010г. №01/054/2010-674) в государственной регистрации  договора №281/12 аренды лесного участка от 31.12.2008г., расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал №95 и об обязании устранить.

Определением  от 4 мая 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство  природопользования, лесного хозяйства и окружающей среды Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области

Определением от 3 июня 2010 года суд произвел замену Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области на его правопреемника – Управление Росреестра по Самарской области,  в связи с состоявшейся реорганизацией.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

Представители ответчика просят в удовлетворении заявленных требований отказать по мотивам, изложенным в отзыве.

Представители третьих лиц  считают заявленные требования обоснованными.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 24 июня 2010 года до 13 часов 15 часов 28 июня 2010 года.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО ТД «Биг-Бен» обратилось в УФРС по Самарской области (ныне – Управление Росреестра по Самарской области)  с заявлением о государственной регистрации заключенного 31.12.2008 с департаментом лесного хозяйства Самарской области договора № 281/12 аренды лесного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское  лесничество, квартал 95.

Сообщением 09.04.2010 №01/054/2010-674 УФРС по Самарской области отказало в государственной регистрации указанного договора аренды (л.д.22-25). Мотивами отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка послужили следующие основания: отсутствие в кадастровом паспорте наименования муниципального образования, в котором находится лесной участок; наличие противоречивых сведений в представленных документах о категории земельного участка; заключение договора неуполномоченным лицом.

Считая отказ УФРС по Самарской области в государственной регистрации незаконным и нарушающим права и законные интересы, ООО ТД «Биг-Бен» обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Как следует из материалов дела право аренды  на спорный земельный участок было приобретено ООО ТД «Биг-Бен» по результатам лесного конкурса (протокол  от 27 декабря 2005 года – л.д. 46), проведенного  Агентством лесного хозяйства Самарской области. Между ООО ТД «Биг-Бен»  и Самарским лесхозом был заключен договор № 281 аренды участка лесного фонда от 10 января 2006 года (л.д.40-44), который в установленном порядке был зарегистрирован УФРС по Самарской области. По условиям данного договора в аренду предоставлен участок лесного фонда предоставляется для культурно-оздоровительных целей, то есть в соответствии с видами лесопользования, предусмотренными Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года (далее - ЛК РФ 1997 года).

В соответствии с пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

Таким образом, моментом возникновения гражданско-правовых отношений по аренде спорных участков является момент проведения конкурса на заключение договора аренды. На указанный момент действовал ЛК РФ 1997 года, в соответствии со статьей 10 которого в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений - городские леса. В соответствии со статьей 19 ЛК РФ 1997 года формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.

В силу статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009.

Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 № 258, для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.

Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.

По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствии со статьями 25, 29 - 47 Лесного кодекса Российской Федерации, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.

Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Согласно пунктам 1.1, 2.2.2 Положения о департаменте лесного хозяйства Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 09.02.2007 № 9, департамент является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.

31.12.2008 департаментом лесного хозяйства Самарской области принято решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда, подписанного 10.01.2006  между ООО ТД «Биг-Бен» и Самарским лесхозом, на договор аренды лесного участка с  указанием местоположения лесного участка: Самарская область, Самарское лесничество, квартал № 95, и вида использования лесных участков в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации для осуществления рекреационной деятельности (л.д.49).

На основании вышеуказанного решения между департаментом лесного хозяйства Самарской области и ООО ТД «Биг-Бен»  был заключен по установленной форме договор аренды лесного участка № 2281/12 от 31.12.2008 (л.д.50-53), который затем представлен заявителем на государственную регистрацию в УФРС по Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 18 февраля 2009 года № 34 «О реорганизации Департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области», департамент лесного хозяйства Самарской области реорганизован в форме присоединения к  Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области.

Оценивая обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что заключенный договор аренды департаментом лесного хозяйства Самарской области с ООО ТД «Биг-Бен»  31.12.2008 не является актом нового предоставления земельного участка, а является лишь юридическим действием по приведению уже действующего договора в соответствии с требованиями нового Лесного кодекса Российской Федерации.

В материалах дела отсутствуют данные об оспаривании или признании конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда, а также актов государственных органов, недействительными в установленном порядке.

Судом  отвергается довод ответчика о том, что согласно кадастровым планам предоставленный лесной участок отнесен к категории - земли населенных пунктов.

Согласно пункту 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Из материалов дела и объяснений сторон следует, что лесной участок является участком лесного фонда категории «городские леса».

Таким образом, наличие указания в кадастровом плане категории земли поселений не является основанием для отказа в регистрации договора аренды лесных участков.

Довод регистрирующего органа о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанные лесные участки является основанием для отказа в государственной регистрации договоров аренды, также является несостоятельным. Из материалов дела и объяснений сторон следует, что на момент проведения лесного конкурса и заключения договора аренды от 10.01.2006, принятия департаментом лесного хозяйства Самарской области решения о переоформлении данного договора и заключения договора  аренды №281/12 от 31.12.2008 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним существовала запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок, а также об обременении этого земельного участка арендой заявителя.

Факт законности предоставления ООО ТД «Биг-Бен» земельного участка исследовался Арбитражным судом Самарской области при рассмотрении дела № А55-257/2008 по  заявлению ООО ТД «Биг-Бен» о признании отказа в государственной регистрации (сообщение об отказе № 01/250/2007-275 от 10.11.2007 года) договора аренды № 281 от 10.01.2006. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2008 г. по вышеназванному делу, установлен факт принадлежности земельного участка, являющегося предметом аренды – Российской Федерации, а также законности предоставления этого участка  ООО ТД «Биг-Бен».

Таким образом, предоставление земельного участка, заключение договора аренды от 10.01.2006 и последующее его переоформление осуществлено уполномоченным органами. Оснований для прекращения права аренды заявителем спорного участка не имеется. В связи с этим, суд приходит  к выводу, что последующие изменения, внесенные в ЕГРП относительно собственников спорного участка не влияет на возможность государственной регистрации договора аренды №281/12 от 31.10.2008, как состоявшегося в силу установленной законом обязанности по переоформлению ранее заключенного договора.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, обжалуемый отказ УФРС по Самарской области противоречит требованиям  статей 18, 20 Федерального закона от 21 июня 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Обжалуемый отказ ответчика нарушает права и законные интересы заявителя, т.к. препятствует осуществлению им хозяйственной деятельности на спорном лесном участке.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме с отнесением расходов по госпошлине, согласно статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  и разъяснений, содержащихся в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в ред. информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 № 139), на ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 110,167-178,198-201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (ныне – Управление Росреестра по Самарской области)  в государственной регистрации  договора аренды лесного участка №281/12  от 31.12.2008, между Обществом с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Биг-Бен" и Департаментом лесного хозяйства Самарской области, содержащийся в сообщении от 09.04.2010 №01/054/2010-674.

Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области произвести государственную регистрацию договора аренды лесного участка №281/12 аренды лесного участка от 31.12.2008, между Обществом с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Биг-Бен" и Департаментом лесного хозяйства Самарской области.

Взыскать с Управления Росреестра по Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Биг-Бен" расходы по госпошлине в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Бойко С.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка