АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 17 июня 2010 года  Дело N А55-9523/2010

В составе судьи

Холодковой Ю.Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Берняевой А.Н.

рассмотрев в судебном заседании 11-16 июня 2010 года дело по заявлению

ООО фирма «ЭВА», Самара

к Министерству имущественных отношений Самарской области, Самара

о признании незаконным решения и обязании

при участии в заседании

от заявителя – директор Дорошенко Е.И., приказ № 01 от 11.01.2002 года

от Министерства – представитель Филюк Е.В., доверенность № 291 от 31.12.2009 года

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 11 июня 2010 года объявлялся перерыв до 09.15 16 июня 2010 года.

Установил:

ООО фирма «ЭВА» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решенияасть решения огалшена 16 июня 2010 года, в полном объеме решение изготовлено 17 июня 2010 года.________________________________ Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо) от 15.03.2010 года № 12/1809 и обязании Министерства устранить допущенное нарушение прав ООО фирма «ЭВА» путем продолжения предусмотренной действующим законодательством работы по заявлению ООО фирма «ЭВА» от 09.02.2010 года о предоставлении земельного участка по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая/ул. Л. Шмидта, в районе дома № 106А, площадью 0,9 кв.м. под размещение временной рекламной конструкции.

Заявитель в ходе судебного заседания требования поддержал в полном объеме.

Заинтересованное лицо в пояснениях, данных в судебном заседании, и в отзыве требования заявителя не признает.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 09.02.2010 года ООО фирма «ЭВА» обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 0,9 кв.м. по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая/ул. Л. Шмидта, в районе дома № 106 «А».

Материалами дела полностью подтверждается и не оспаривается сторонами, что испрашиваемый земельный участок фактически занят рекламным щитом, принадлежащим заявителю.

Данные обстоятельства подтверждаются архитектурно-планировочным заданием на разработку проекта городского дизайна № 833/07, согласованным с органами ГИБДД, главным художником города Самары (л.д. – 6), заявкой на размещение наружной рекламы (л.д. – 7), листом согласования (л.д. – 8).

Также заявителем не оспаривается, что до настоящего времени земельный участок не предоставлен ООО фирма «ЭВА».

Рассмотрев заявление Общества, Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 15.03.2010 года возвратило документы.

При этом в качестве основания для возврата указало, что из представленных документов следует, что испрашиваемый земельный участок занят рекламной конструкцией, в связи с этим, у Министерства отсутствует возможность для проведения торгов (л.д. – 5).

Не согласившись с принятым решением Министерства, ООО фирма «ЭВА» обратилось в суд с настоящими требованиями.

В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

-  принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

-  обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74.

Согласно п.п. 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 вышеуказанному Порядку граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении № 1 к настоящему Порядку.

К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении № 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены. Тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.

Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.

Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.

В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.

После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.  При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.

В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется.

Буквальное толкование вышеуказанных положений земельного законодательства свидетельствует о том, что заинтересованное лицо, реализуя полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, вправе принимать следующие решения:

- о предоставлении земельного участка;

- об отказе в предоставлении земельного участка;

- о возврате заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.

При этом решение о возврате заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю может приниматься либо в случае технических  недочетов в его содержании, либо в том случае, если к заявлению не приложены документы, указанные в п. 2.2 Порядка.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что заявление ООО фирма «ЭВА» о предоставлении в аренду земельного участка площадью 0,9 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая/ул. Л. Шмидта, в районе дома № 106А возвращено вместе с документами письмом от 15.03.2010 года.

Вопреки положениям статьи 200 АПК РФ заинтересованным лицом не представлено доказательств обоснованности принятого решения о возврате документов Обществу.

Учитывая, что решение о возврате заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами может приниматься заинтересованным лицом либо в случае технических  недочетов в его содержании, либо в том случае, если к заявлению не приложены документы, указанные в п. 2.2 Порядка, решения Министерства имущественных отношений Самарской области по возврату документов, выраженные в письмах № 12/809 от 15.03.2010 года, является незаконным.

Также суд отмечает, что по смыслу положений статьи 34 Земельного Кодекса РФ следует, что решение о возможности либо невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка должно было приниматься Министерством имущественных отношений Самарской области  после проведения определенной процедуры, в частности Министерство должно было обратиться в компетентный орган местного самоуправления на предмет изготовления  схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

И лишь после получения вышеназванной схемы, и сопоставления нанесенных на ней границ испрашиваемого земельного участка с границами ранее образованных земельных участков принять решение о возможности его предоставления.

Указанная выше процедура рассмотрения заявления ООО фирма «ЭВА» Министерством имущественных отношений Самарской области  выполнена не была.

Обращения в органы местного самоуправления городского округа  Самары на предмет изготовления  схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не направлялся.

Указанные обстоятельства свидетельствуют также о том, что заявление ООО фирма «ЭВА» от 09.02.2010 года о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, по существу Министерством имущественных отношений Самарской области не рассмотрено, поскольку не содержит окончательного решения (либо в предоставлении земельного участка, либо в отказе в предоставлении земельного участка).

Причина возврата заявления и приложенных к нему документов, указанная с письме от 15.03.2010 года – нахождение на испрашиваемом земельном участке рекламной конструкции, принадлежащей заявителю, не предусмотрена статьей 34 ЗК РФ и законодательством Самарской области.

Вместе с тем, указанное обстоятельство не препятствует Министерству в соответствии с требованиями земельного законодательства рассмотреть обращение Общества.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Министерства имущественных отношений Самарской области № 12/809 от 15.03.2010 года следует признать незаконным.

В соответствии с п. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Принимая во внимание, что заявление ООО фирма «ЭВА» по существу заинтересованным лицом не рассмотрено, а также то, что судебные акты арбитражных судов, в силу норм статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о задачах судопроизводства, не могут подменять собой решения органов государственной власти  по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, суд полагает необходимым обязать Министерство имущественных отношений Самарской области после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу обращения Общества с ограниченной ответственностью фирма «ЭВА» о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 0,9 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая/ул. Л. Шмидта, в районе дома № 106А и принять мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.

Судебные расходы распределяются судом в соответствии со ст. ст. 110-112 АПК РФ.

Как указано в пункте 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 117 от 13.03.2007 (в редакции Информационного письма Президиума ВАС РФ № 139 от 11.05.2010), в случае, если судебный акт принят не в пользу государственного органа, то расходы заявителя  подлежат возмещению этим органом.

Заявитель уплатил в бюджет госпошлину в размер 2000 рублей, поэтому эти расходы должны быть компенсированы ему Министерством имущественных отношений Самарской области.

Руководствуясь ст.ст. 110,167-170,176,201

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Требования заявителя удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области о возврате документов ООО фирма «ЭВА» от 15.03.2010 года № 12/809.

Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области  рассмотреть по существу обращение ООО фирма «ЭВА» о предоставлении в аренду земельного участка площадью  0,9 кв.м. под размещение временной рекламной конструкции, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая/ул. Л. Шмидта, в районе дома № 106А и принять мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью фирма «ЭВА» расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Ю.Е. Холодкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка