АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 августа 2010 года  Дело N А55-9617/2010

В составе судьи

Бойко С.А.

рассмотрев в судебном заседании  17 августа 2010 года  дело по иску, заявлению

Закрытого акционерного общества проектный и научно-исследовательский институт "ГазНИИпроект"

От  30 апреля 2010 года  №

к  Управлению Росреестра по Самарской области

С участием третьих лиц:

1. Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области

2. Министерства имущественных отношений Самарской области

о признании недействительным отказа от 15.02.2010 года №01/257/2009/-891 УФРС по Самарской области в государственной регистрации договора №58/12 аренды лесного участка от 23.06.2008 на объект недвижимого имущества - лесной участок, площадью 0,55 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал №76 и об обязании  провести государственную регистрацию договора аренды

при участии в заседании

от заявителя – не явился (извещен)

от ответчика – Блесткина Е.А. (доверенность)

от третьего лица1 – Объедкова И.В. (доверенность)

от третьего лица2 – не явился (извещен)

Протокол судебного заседания вел помощник судьи Пищакова О.Н.

Установил:

Закрытое акционерное общество проектный и научно-исследовательский институт "ГазНИИпроект"  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным  отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области  от 15.02.2010 №01/257/2009/-891 в государственной регистрации договора №58/12 аренды лесного участка от 23.06.2008 на объект недвижимого имущества - лесной участок, площадью 0,55 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал №76 и об обязании  провести государственную регистрацию договора аренды.

Определением  от 4 июня 2010 года суд произвел замену ответчика по делу с Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области  на Управление Росреестра по Самарской области в связи с состоявшейся реорганизацией. Кроме того,  к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство  природопользования, лесного хозяйства и окружающей среды Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (уведомление № 81469).

Представитель Управления Росрестра по Самарской области просит в удовлетворении заявленных требований отказать по мотивам, изложенным в отзыве.

Представитель Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области считает заявленные требования обоснвоанными и просит заявление удовлетворить.

Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (уведомление № 81471).

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ЗАО «ГазНИИпроект» обратилось в УФРС по Самарской области с заявлением о государственной регистрации заключенного 23.06.2008 с департаментом лесного хозяйства Самарской области договора № 58/12 аренды лесного участка, площадью 0,55 га, расположенного  по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал 76.

Сообщением от 15 февраля 2010 года № 01/257/2009-891 УФРС по Самарской области (ныне – Управление Росреестра по Самарской области) отказало в государственной регистрации указанного договора аренды. Мотивами отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка послужили следующие основания: отсутствие в договоре кадастрового номера; наличие противоречивых сведений в представленных документах о категории земельного участка; заключение договора неуполномоченным органом; непредставление документов, необходимых для проведения государственной регистрации.

Считая отказ УФРС по Самарской области в государственной регистрации незаконным и нарушающим права и законные интересы, ЗАО «ГазНИИпроект»  обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Как следует из материалов дела, право аренды  на спорный земельный участок было приобретено заявителем по результатам лесного конкурса (протокол  от 1 июня 2001 года – л.д. 25), проведенного Службой лесного хозяйства Комитета природных ресурсов по Самарской области. Между АО «ГазНИИпроект»  и Самарским лесхозом был подписан договор № 45 на аренду участка лесного фонда от 1 июня 2001 года (л.д.26-31). По условиям данного договора в аренду предоставлен участок лесного фонда предоставляется для культурно-оздоровительных целей, то есть в соответствии с видами лесопользования, предусмотренными Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года (далее - ЛК РФ 1997 года).

Согласно статьи 34 ЛК РФ 1997 года участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.

Статьей 12 Закона Самарской области от 18.05.1999 № 17-ГД "О лесах Самарской области" установлено, что участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решения Администрации Самарской области, принимаемого по представлению Самарского управления лесами или управления лесами "Бузулукский Бор", а также по результатам лесных конкурсов.

Как уже отмечалось, участок лесного фонда предоставлен заявителю по результатам проведения лесного конкурса, проведенного Службой лесного хозяйства Комитета природных ресурсов по Самарской области на основании распоряжения Губернатора Самарской области от 26.04.2001 № 207.

В соответствии с пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

Таким образом, моментом возникновения гражданско-правовых отношений по аренде спорных участков является момент проведения конкурса на заключение договора аренды. На указанный момент действовал ЛК РФ 1997 года, в соответствии со статьей 10 которого в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений - городские леса. В соответствии со статьей 19 ЛК РФ 1997 года формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.

В силу статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009.

Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 № 258, для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.

Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.

По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствии со статьями 25, 29 - 47 Лесного кодекса Российской Федерации, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.

Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Согласно пунктам 1.1, 2.2.2 Положения о департаменте лесного хозяйства Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 09.02.2007 № 9, департамент является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.

23.08.2008 департаментом лесного хозяйства Самарской области принято решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда, подписанного 01.06.2001  между АО «ГазНИИпроект» и Самарским лесхозом, на договор аренды лесного участка с указанием местоположения лесного участка: Самарская область, Самарское лесничество, квартал № 76, и вида использования лесных участков в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации для осуществления рекреационной деятельности (т. 1 л.д.92).

На основании вышеуказанного решения между департаментом лесного хозяйства Самарской области и ЗАО «ГазНИИпроект» был подписан по установленной форме договор аренды лесного участка № 58/12 от 23.06.2008 (т. 1 л.д.93-96), который затем представлен заявителем на государственную регистрацию в УФРС по Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 18 февраля 2009 года № 34 «О реорганизации Департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области», департамент лесного хозяйства Самарской области реорганизован в форме присоединения к  Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области.

Оценивая обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что договор аренды департаментом лесного хозяйства Самарской области с ЗАО «ГазНИИпроект»  23.06.2008 не является актом нового предоставления земельного участка, а является лишь юридическим действием по приведению уже действующего договора в соответствии с требованиями нового Лесного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд считает необоснованным довод регистрирующего органа о том, что договор с заявителем заключен неуполномоченным лицом.

Довод о том, что договор аренды от 01.06.2001 не был зарегистрирован в установленном порядке, а потому не является заключенным и не подлежит переоформлению, судом также отвергается. Право на заключение договора аренды  участка лесного фонда (лесного участка) приобретено заявителем по результатам лесного конкурса  от 1 июня 2001 года. Предметом данного конкурса являлась аренда участка лесного фонда на срок 45 лет. Следовательно, на момент подписания договора  аренды № 45 от 1.06.2001 заявитель не утратил право на приобретение права аренды.

В материалах дела отсутствуют данные об оспаривании или признании конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда, а также актов государственных органов, недействительными в установленном порядке.

Судом  отвергается довод регистрирующего органа о том, что согласно кадастровым планам предоставленный лесной участок отнесен к категории - земли населенных пунктов.

Согласно пункту 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Из материалов дела и объяснений сторон следует, что лесной участок является участком лесного фонда категории «городские леса».

Таким образом, наличие указания в кадастровом плане категории земли поселений не является основанием для отказа в регистрации договора аренды лесных участков.

Суд также считает необоснованной ссылку регистрирующего органа на отсутствие в договоре № 58/12 от 23.08.2008 кадастрового номера, т.к. согласно части 4 статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации не требуется проведение государственного кадастрового учета лесных участков.

Судом также не может быть принят во внимание довод регистрирующего органа о непредставлении заявителем на государственную регистрацию подлинники протокола лесного конкурса  от 01.06.2001,  а также протокола комиссии департамента лесного хозяйства Самарской области 23.06.2008 о переоформлении договора аренды участка лесного фонда по следующим причинам.

Из материалов дела и объяснений сторон, следует, что на регистрацию были представлены копии этих документов, заверенные  Министерством природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.

Согласно статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. По смыслу данной нормы, государственный регистратор, в случае, если у него возникли сомнения в полномочиях лица, выдавшего доверенность, обязан был запросить соответствующую информацию.

В части 2 пункта 46 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 июля 2002 года N 184 указано, что поскольку Законом не предусмотрено иное, представленные на государственную регистрацию документы, в отношении которых у государственного регистратора возникли сомнения в их подлинности или в достоверности содержащихся в них сведений, могут быть направлены на подтверждение их подлинности или достоверности содержащихся в них сведений (пункт 1 статьи 19 Закона) в издавший их орган государственной власти (орган местного самоуправления) или лицам, их подписавшим, удостоверившим.

УФРС по Самарской области приостановило государственную регистрацию, однако, соответствующие запросы в Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области для установления достоверности сведений, содержащихся в представленных заявителем документах, не направило. Вместе с тем, их достоверность подтверждено Министерством природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области в ходе рассмотрения настоящего дела.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, обжалуемый отказ УФРС по Самарской области противоречит требованиям  статей 18, 20 Федерального закона от 21 июня 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и нарушает права и законные интересы заявителя, т.к. препятствует осуществлению им хозяйственной деятельности на спорном лесном участке.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

Расходы по госпошлине в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  суд относит на ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 110,167-178,198-201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (ныне – Управление Росреестра по Самарской области) в государственной регистрации договора №58/12 аренды лесного участка от 23.06.2008 между  Закрытым акционерным обществом проектный и научно-исследовательский институт "ГазНИИпроект" и Департаментом лесного хозяйства Самарской области, содержащийся в сообщении об отказе в государственной регистрации от 15.02.2010  №01/257/2009/-891.

Обязать Управление Росреестра по Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу произвести государственную регистрацию договора №58/12 аренды лесного участка от 23.06.2008 между  Закрытым акционерным обществом проектный и научно-исследовательский институт "ГазНИИпроект" и Департаментом лесного хозяйства Самарской области.

Взыскать с Управления Росреестра по Самарской области в пользу Закрытого акционерного общества проектный и научно-исследовательский институт "ГазНИИпроект" расходы по госпошлине в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Бойко С.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка