АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 08 августа 2011 года Дело N А55-9694/2011
в составе
судьи Бойко С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сачук И.А.
рассмотрев в судебном заседании 05 августа 2011 года дело по иску, заявлению
Департамента управления имуществом городского округа Самара
От 26 мая 2011 года №
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
С участием третьего лица - Комитет ЖКХ и ОН Администрации Ленинского района г.о. Самара
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости – нежилое помещение (н2), площадью 171,60 кв.м. (2 этаж, комнаты №№1-7,23,8-14,24), расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская, д.5; об обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный объект.
при участии в заседании
от истца - Симкина А.С. по доверенности от 02.11.2010
от ответчика – Найдовский П.Е. по доверенности от 24.12.2010
от третьего лица – не явился, извещен
Установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости – нежилое помещение (н2), площадью 171,60 кв.м. (2 этаж, комнаты №№1-7,23,8-14,24), расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская, д.5, содержащегося в сообщении от 21.02.2011 № 01/399/2010-446.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КЖКХ и ОН администрации Ленинского района г. Самары.
Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали.
Представитель ответчика просит в удовлетворении заявленных требований отказать по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (уведомление №№ 29845).
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимого имущества - нежилое помещение (н2), площадью 171,60 кв.м. (2 этаж, комнаты №№1-7,23,8-14,24), расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская, д.5.
Сообщением от 21.02.2011 № 01/399/2010-446 в государственной регистрации права было отказано. Отказ мотивирован тем, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, а также не представлены документы, необходимые в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Считая данный отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что на государственную регистрацию заявителем представлены: заявление, выписка из реестра муниципального имущества от 12.05.2010 № 15-07-16/25426, Кадастровый паспорт на спорное нежилое помещение от 16.02.2010 и справка № 10-1/175 (л.д.40-47).
Из кадастрового паспорта помещения (л.д.24) следует, что спорное нежилое помещение является частью многоквартирного жилого дома 1917 года постройки.
Данное нежилое помещение включено в реестр муниципального имущества 17.09.1992 на основании Решения Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов № 222 от 17.09.1992, в составе имущественного комплекса объектов предприятия – Ленинский ПЖРТ, который вошел в утвержденный указанным Решением № 222 перечень предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность г. Самары.
Во исполнение требований Законов РСФСР «О собственности в РСФСР» Верховным Советом Российской Федерации было принято Постановление от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление № 3020-1).
В соответствии с Законом Российской Федерации № 343-1 от 21.11.1990 «О дополнительных полномочиях Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям» (далее - Закон № 343-1) Советы народных депутатов в области формирования муниципальной собственности составляют перечни предприятий, организаций и имущества для передачи в муниципальную собственность.
Самарский областной Совет народных депутатов двадцать первого созыва 19.11.1991 года принял Решение «О разграничении государственной собственности на территории Самарской области», в соответствии с п. 2 которого было решено считать в составе муниципальной собственности городов государственный жилищный фонд, объекты нежилого фонда, находящихся в управлении исполнительных органов местных Советов, в том числе здания и сооружения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
Пунктом 3 Решения Самарского областного Совета народных депутатов от 19.11.1991 года предусмотрено, что передача объектов государственной собственности в муниципальную собственность осуществляется поэтапно по согласованию с городскими и районными Советами народных депутатов; на первом этапе из государственной собственности в собственность городов и районов области передаются предприятия, организации и другие объекты согласно приложениям №№ 1-36.
В соответствии с приложением № 1 к Решению Самарского областного Совета народных депутатов, в собственность муниципального образования городского округа Самара передавалось предприятие - Ленинский ПЖРТ.
Малым Советом Самарского городского Совета народных депутатов 17.09.1992 было принято Решение № 222 «Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности города Самары», согласно которому в собственность городского округа Самара переданы объекты недвижимого имущества, в том числе спорное нежилое помещение, относящиеся к основным средствам предприятия - ПЖРТ Ленинского района (в настоящее время - Комитет по ЖКХ и ОН).
Суд считает необоснованными доводы регистрирующего органа о том, что представленная справка от 04.10.2010 № 10-1/175 не может быть принята во внимание, так как выдана не балансодержателем или его правопреемником.
Согласно Постановлению Главы администрации г. Самары от 15.03.1994 № 391 «О разграничении компетенции и полномочий по уровням управления городским хозяйством: город-район в решении вопросов жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики» п.5.1; п.5.3 балансодержатели жилищного и нежилого фонда (ПЖРТ) передают весь муниципальный жилищный и нежилой фонд Комитету по управлению имуществом, который оформляет договор с созданными данными Постановлением районными Дирекциями Единого заказчика (ДЕЗ) о закреплении муниципального имущества.
Постановлением Главы г. Самары от 04.11.1997 №1234 «О реорганизации Дирекций Единого заказчика по жилищно-коммунальному обслуживанию районных администраций» Дирекции Единого заказчика реорганизованы в Комитеты по жилищно- коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администраций районов с 01.11.1997 и явились их правопреемниками.
Судом установлено, что 18.12.2008 муниципальный жилищный и нежилой фонд, находившийся в управлении Комитета по ЖКХ и ОН Администрации Ленинского района, возвращён Департаменту управления имуществом городского округа Самара на основании соглашения о расторжении договора использования имущества муниципальной казны № 000043Ф от 10.12.2004 и акта приема-передачи объектов жилищного и нежилого фонда имущества муниципальной казны городского округа Самара.
В соответствии с Приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 (с изменениями от 23 мая 1992 г. № 2824-1) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к муниципальной собственности относятся: объекты жилищного и нежилого фонда, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные им в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
В силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 (с изменениями от 23 мая 1992 г. № 2824-1) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, должны быть переданы в муниципальную собственность.
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.91 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственности».
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.06.97 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий», соответствующий объект является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации и должен рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что право муниципальной собственности на спорное нежилое помещение является ранее возникшим.
В связи с чем, суд считает, что правовая экспертиза, представленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объектов недвижимости по правоустанавливающим документам.
Представленные на регистрацию и суду совокупность документов позволяют идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое, было заявлено на государственную регистрацию.
При таких обстоятельствах, суд считает, что представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиями статей 17,18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права собственности.
Следовательно, суд приходит к выводу, что заявителем были предоставлены на регистрацию документы, достаточные для проведения регистрации права муниципальной собственности на спорное нежилое помещение и у регистрирующего органа не было правовых оснований для отказа в регистрации права муниципальной собственности на данный объект.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что обжалуемый отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21 июня 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и нарушает права и законные интересы заявителя, который согласно статьи 27 Устава городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
В силу частей 2 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167-178,198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимости – нежилое помещение (н2), площадью 171,60 кв.м. (2 этаж, комнаты №№1-7,23,8-14,24), расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская, д.5, содержащийся в сообщении от 21.02.2011 № 01/399/2010-446.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимости – нежилое помещение (н2), площадью 171,60 кв.м. (2 этаж, комнаты №№1-7,23,8-14,24), расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская, д.5.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
С.А. Бойко
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка