АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 08 августа 2011 года  Дело N А55-9694/2011

в составе

судьи Бойко С.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сачук И.А.

рассмотрев в судебном заседании  05 августа 2011 года  дело по иску, заявлению

Департамента управления имуществом городского округа  Самара

От  26 мая 2011 года  №

к  Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

С участием третьего лица - Комитет ЖКХ и ОН Администрации Ленинского района г.о. Самара

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости – нежилое помещение (н2), площадью 171,60 кв.м. (2 этаж, комнаты №№1-7,23,8-14,24), расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская, д.5; об обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный объект.

при участии в заседании

от истца - Симкина А.С. по доверенности от 02.11.2010

от ответчика – Найдовский П.Е. по доверенности от 24.12.2010

от третьего лица – не явился, извещен

Установил:

Департамент управления имуществом городского округа  Самара обратился в арбитражный  суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости – нежилое помещение (н2), площадью 171,60 кв.м. (2 этаж, комнаты №№1-7,23,8-14,24), расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская, д.5, содержащегося в сообщении от 21.02.2011 № 01/399/2010-446.

В порядке статьи 51  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  суд привлек к участию в деле в качестве  третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КЖКХ и ОН администрации Ленинского района г. Самары.

Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали.

Представитель ответчика просит в удовлетворении заявленных требований отказать по мотивам, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (уведомление №№ 29845).

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что  Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа  Самара на объект недвижимого имущества - нежилое помещение (н2), площадью 171,60 кв.м. (2 этаж, комнаты №№1-7,23,8-14,24), расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская, д.5.

Сообщением от 21.02.2011 № 01/399/2010-446 в государственной регистрации права было отказано. Отказ мотивирован тем, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, а также не представлены документы, необходимые в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Считая данный отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.

Из материалов дела и объяснений сторон следует, что на государственную регистрацию заявителем представлены: заявление, выписка из реестра муниципального имущества от 12.05.2010  № 15-07-16/25426, Кадастровый паспорт на спорное нежилое помещение от 16.02.2010 и справка № 10-1/175 (л.д.40-47).

Из кадастрового паспорта помещения (л.д.24) следует, что спорное нежилое помещение является частью многоквартирного жилого дома 1917 года постройки.

Данное нежилое помещение включено в реестр муниципального имущества 17.09.1992 на основании Решения Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов № 222 от 17.09.1992, в составе имущественного комплекса объектов предприятия – Ленинский ПЖРТ, который вошел в утвержденный  указанным Решением № 222 перечень предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность г. Самары.

Во исполнение требований Законов РСФСР «О собственности в РСФСР» Верховным  Советом  Российской  Федерации  было  принято  Постановление  от 27.12.1991  года № 3020-1  «О разграничении  государственной  собственности  в Российской  Федерации  на  федеральную  собственность,  государственную собственность  республик  в  составе  Российской  Федерации,  краев,  областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление № 3020-1).

В соответствии с Законом Российской Федерации № 343-1 от 21.11.1990 «О дополнительных полномочиях  Советов  народных депутатов  в  условиях  перехода  к рыночным отношениям» (далее - Закон № 343-1) Советы народных депутатов в области формирования муниципальной собственности составляют перечни предприятий, организаций и имущества для передачи в муниципальную собственность.

Самарский областной Совет народных депутатов двадцать первого созыва 19.11.1991 года принял Решение «О разграничении государственной собственности  на территории Самарской области», в соответствии с п. 2 которого  было решено считать  в  составе  муниципальной  собственности  городов  государственный жилищный  фонд,  объекты  нежилого  фонда,  находящихся  в  управлении исполнительных органов местных Советов, в том числе здания и сооружения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.

Пунктом 3 Решения Самарского областного Совета народных депутатов от 19.11.1991  года  предусмотрено,  что  передача  объектов  государственной собственности  в  муниципальную  собственность  осуществляется  поэтапно  по согласованию с городскими и районными Советами народных депутатов; на первом этапе из государственной собственности в собственность городов и районов области  передаются  предприятия,  организации  и  другие  объекты  согласно приложениям №№ 1-36.

В соответствии с приложением № 1 к Решению Самарского областного Совета народных депутатов,  в  собственность  муниципального  образования  городского округа Самара передавалось предприятие - Ленинский ПЖРТ.

Малым Советом Самарского городского Совета народных депутатов 17.09.1992  было принято Решение № 222 «Об утверждении уточненного  перечня  муниципальной  собственности  города Самары», согласно  которому  в  собственность городского округа  Самара  переданы объекты недвижимого имущества, в том числе спорное нежилое помещение,  относящиеся  к  основным  средствам предприятия - ПЖРТ Ленинского района (в настоящее время - Комитет по ЖКХ и ОН).

Суд считает необоснованными доводы регистрирующего органа о том, что представленная справка от 04.10.2010 № 10-1/175 не может быть принята во внимание, так как выдана  не балансодержателем или его правопреемником.

Согласно Постановлению Главы  администрации г. Самары от 15.03.1994  № 391  «О  разграничении  компетенции  и  полномочий  по  уровням  управления городским хозяйством: город-район в решении вопросов жилищно-коммунального хозяйства  и жилищной  политики»   п.5.1;  п.5.3 балансодержатели жилищного и нежилого фонда (ПЖРТ)  передают весь муниципальный  жилищный и нежилой фонд  Комитету  по  управлению  имуществом,  который  оформляет  договор  с созданными данными Постановлением районными Дирекциями Единого заказчика (ДЕЗ) о закреплении муниципального имущества.

Постановлением Главы г. Самары от 04.11.1997 №1234 «О реорганизации  Дирекций Единого заказчика по жилищно-коммунальному обслуживанию районных администраций»  Дирекции Единого заказчика  реорганизованы  в  Комитеты  по жилищно- коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администраций районов с 01.11.1997 и явились их правопреемниками.

Судом установлено, что 18.12.2008 муниципальный  жилищный и нежилой фонд, находившийся в управлении  Комитета по ЖКХ и ОН Администрации Ленинского района,  возвращён Департаменту управления имуществом городского округа Самара на основании соглашения о расторжении договора  использования  имущества  муниципальной  казны  №  000043Ф от 10.12.2004  и  акта  приема-передачи  объектов  жилищного  и  нежилого фонда  имущества  муниципальной  казны  городского округа  Самара.

В соответствии с Приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации  от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 (с изменениями от 23 мая 1992 г. № 2824-1) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к муниципальной собственности относятся: объекты жилищного и нежилого фонда, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные им в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

В силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 (с изменениями от 23 мая 1992 г. № 2824-1) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, должны быть переданы  в муниципальную собственность.

Указом Президента Российской Федерации  от 22.12.93 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность,  в соответствии с приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.91 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственности».

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.06.97 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий», соответствующий объект является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации  и должен рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Таким образом, суд приходит к выводу, что право муниципальной собственности на спорное нежилое помещение является ранее возникшим.

В связи с чем, суд считает, что правовая экспертиза, представленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объектов недвижимости по правоустанавливающим документам.

Представленные на регистрацию и суду совокупность документов позволяют идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое, было заявлено на государственную регистрацию.

При таких обстоятельствах, суд считает, что представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиями статей 17,18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права собственности.

Следовательно, суд приходит к выводу, что заявителем были предоставлены на регистрацию документы, достаточные для проведения регистрации права муниципальной собственности на спорное нежилое помещение и у регистрирующего органа не было правовых оснований для отказа в регистрации права  муниципальной собственности на данный объект.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что обжалуемый отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности противоречит требованиям  статей 18,  20 Федерального закона от 21 июня 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и нарушает права и законные интересы заявителя, который согласно статьи 27 Устава городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.

В силу частей 2 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.

Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167-178,198-201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права муниципальной собственности  городского округа  Самара на объект недвижимости – нежилое помещение (н2), площадью 171,60 кв.м. (2 этаж, комнаты №№1-7,23,8-14,24), расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская, д.5, содержащийся в сообщении от 21.02.2011 № 01/399/2010-446.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности  городского округа  Самара на объект недвижимости – нежилое помещение (н2), площадью 171,60 кв.м. (2 этаж, комнаты №№1-7,23,8-14,24), расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Красноармейская, д.5.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.А. Бойко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка