• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 06 сентября 2010 года  Дело N А55-9871/2010

В составе судьи

Черномырдиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бубновым Д.С.,

рассмотрев 02 сентября 2010 в судебном заседании дело по заявлению

Автономной некоммерческой организации «Образовательно-оздоровительный центр «Исток», г. Самара

к Управлению Росреестра по Самарской области, г. Самара

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица:

- Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара

- Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара

о признании незаконным сообщения об отказе № 01/027/2010-480 от 10.03.2010 года в государственной регистрации договора аренды земельного участка № 95/12 от 11.02.2008 года, заключенного между АНО «ООЦ «Исток» и Департаментом лесного хозяйства Самарской области на основании лесного конкурса и обязании осуществить государственную регистрацию вышеуказанного договора аренды лесного участка

при участии в заседании:

от заявителя – представитель Зименкова Е.В., доверенность от 19.10.2007 года

от заинтересованного лица – представитель Флегонтова Г.А.

по доверенности от 12.05.2010г. №12-2105,

от третьих лиц – не явились, извещены

установил:

Автономная некоммерческая организация «Образовательно-оздоровительный центр «Исток» обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным сообщения УФРС по Самарской области об отказе № 01/027/2010-480 от 10.03.2010 года в государственной регистрации договора аренды лесного участка № 95/12 от 11.02.2008 года, заключенного между АНО «ООЦ «Исток» и Департаментом лесного хозяйства Самарской области на основании лесного конкурса и обязании осуществить государственную регистрацию вышеуказанного договора аренды лесного участка.

Определением суда от 02.06.2010 года, в соответствии со ст. 48 АПК РФ, судом, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, произведена замена ненадлежащего ответчика - УФРС по Самарской области на правопреемника - Управление Росреестра по Самарской области (л.д.119).

Заявитель в ходе судебного заседания требования поддержал в полном объеме.

Заинтересованное лицо требования заявителя не признает по мотивам, изложенным в отзыве (л.д.54-59).

Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области представителей в судебное заседание не направили. Согласно отзывам (л.д.108-113, 120-122), приобщенным судом к материалам дела, указанные министерства считают позицию заявителя обоснованной, заявление подлежащим удовлетворению.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 28.01.2010 года заявитель обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области с заявлением о государственной регистрации заключенного 11.02.2008 года с департаментом лесного хозяйства Самарской области договора № 95/12 аренды лесного участка, площадью 2,40 га, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал № 44 (л.д.61-62).

Сообщением от 10.03.2010 года № 01/027/2010-480 заинтересованное лицо отказало в государственной регистрации указанного договора аренды (л.д.42-46).

Мотивами отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка послужили следующие основания:

- непредставление протокола результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка;

- противоречивые сведения относительно адреса лесного участка в представленных документах;

- противоречия относительно категории земельного участка;

- заключение договора аренды неуполномоченным лицом.

Считая отказ заинтересованного лица незаконным и нарушающим права и законные интересы АНО «ООЦ «Исток» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Как следует из материалов дела, право аренды на спорный участок было приобретено заявителем по результатам лесного конкурса (выписка из протокола о результатах конкурса от 16.10.2001 года – л.д.28), проведенного Комитетом природных ресурсов Самарской области. Дата проведения конкурса – 09.10.2001 года.

Материалами дела подтверждается, что на основании проведенного конкурса, между ГУ Самарский лесхоз и АНО «ООЦ «Исток» был подписан договор № 95 аренды участка лесного фонда от 10.10.2001 года (л.д.23-27).

По условиям данного договора, в соответствии с видами лесопользования, предусмотренными Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года (далее - ЛК РФ 1997 года), в аренду предоставлен участок лесного фонда площадью 2,4 га.

Согласно ст. 34 ЛК РФ 1997 года, участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.

Статьей 12 Закона Самарской области от 18.05.1999 № 17-ГД «О лесах Самарской области» установлено, что участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решения Администрации Самарской области, принимаемого по представлению Самарского управления лесами или управления лесами "Бузулукский Бор", а также по результатам лесных конкурсов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

Таким образом, моментом возникновения гражданско-правовых отношений по аренде спорных участков является момент проведения конкурса на заключение договора аренды. На указанный момент действовал ЛК РФ 1997 года, в соответствии со статьей 10 которого в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений - городские леса. В соответствии со статьей 19 ЛК РФ 1997 года формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.

В силу статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009 года.

Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 года № 258, для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.

Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.

По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствии со статьями 25, 29 - 47 Лесного кодекса Российской Федерации, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.

Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Согласно пунктам 1.1, 2.2.2 Положения о департаменте лесного хозяйства Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 09.02.2007 № 9, департамент является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.

11.02.2008 года департаментом лесного хозяйства Самарской области принято решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда, подписанного 10.10.2001 года между ГУ Самарский лесхоз и АНО «ООЦ «Исток» на договор аренды лесного участка с указанием местоположения лесного участка: Самарская область, Самарское лесничество, квартал № 44, и вида использования лесных участков в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации для осуществления рекреационной деятельности (л.д.40).

На основании вышеуказанного решения между департаментом лесного хозяйства Самарской области и АНО «ООЦ «Исток» был подписан по установленной форме договор аренды лесного участка № 95/12 от 11.02.2008 года (л.д.29-32), который затем представлен заявителем на государственную регистрацию в УФРС по Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 18 февраля 2009 года № 34 «О реорганизации Департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области», департамент лесного хозяйства Самарской области реорганизован в форме присоединения к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области.

Оценивая обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что договор аренды, подписанный между департаментом лесного хозяйства Самарской области и АНО «ООЦ «Исток» 11.02.2008 года не является актом нового предоставления земельного участка, а является лишь юридическим действием по приведению уже действующего договора в соответствии с требованиями нового Лесного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд считает необоснованным довод регистрирующего органа о том, что договор с заявителем заключен неуполномоченным лицом.

Судом также не может быть принят во внимание довод регистрирующего органа о непредставлении заявителем на государственную регистрацию подлинника протокола лесного конкурса по следующим причинам.

Из материалов дела и объяснений сторон, следует, что на регистрацию были представлены копия протокола № 7 от 11.04.2007 года, выписка из протокола № 02-09/214 от 11.02.2008 года.

Согласно п. 17 Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на лесные участки и сделок с ними, утвержденных Приказом Федеральной регистрационной службы от 19.11.2007 года № 255, государственная регистрация договоров аренды лесных участков в составе земель лесного фонда, приведенных в соответствие с Лесным кодексом, осуществляется без представления извещения о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды, протокола результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды.

Суд также находит несостоятельным довод регистрирующего органа о том, что имеются противоречия относительно адреса земельного участка, поскольку в соответствии со ст. 69 ЛК РФ, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Представленные в адрес регистрирующего органа правоустанавливающие документы, а именно: договор аренды № 295, договор аренды № 95/12, выписка из протокола от 11.02.2008 года № 02-09/214, а также кадастровый паспорт земельного участка, схема расположения границ лесного участка, заверенная Департаментом лесного хозяйства Самарской области содержат описание его местоположения: Самарская область, Самарское лесничество, квартал № 44 и указание на кадастровый номер 63:01:0601001:225, что свидетельствует об однозначной идентификации лесного участка.

В Определении от 22.01.2007 года № 15355/06 ВАС РФ указал, что по смыслу статей 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) во взаимосвязи с положениями Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» с учетом изменений, внесенных статьями 25 и 33 Федерального закона от 18.12.2006 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», отнесение в черте поселения (населенного пункта) земель или участка к общей категории (земли поселений (населенных пунктов) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

В соответствии со статьей 59 Лесного кодекса Российской Федерации ограничение земель лесного фонда от земель иных категорий осуществлялось на основании материалов лесоустройства.

Из материалов лесоустройства лесной участок, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал 44, является участком лесного фонда - защитные леса.

Распоряжение Правительства РФ о переводе земель лесного фонда, защитные леса, расположенных в границах городского округа Самара, в земли иных категорий не принималось.

Таким образом, противоречия относительно категории земельного участка не являются правовым основанием для отказа в регистрации договора аренды лесного участка.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, обжалуемый отказ УФРС по Самарской области противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21 июня 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и нарушает права и законные интересы заявителя, т.к. препятствует осуществлению им хозяйственной деятельности на спорном лесном участке.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд относит на заинтересованное лицо.

Руководствуясь ст.ст.110,167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным сообщение об отказе № 01/027/2010-480 от 10.03.2010 года Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в государственной регистрации договора аренды земельного участка № 95/12 от 11.02.2008 года, заключенного между АНО «ООЦ «Исток» и Департаментом лесного хозяйства Самарской области.

Обязать Управление Росреестра по Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка № 95/12 от 11.02.2008 года, заключенного между АНО «ООЦ «Исток» и Департаментом лесного хозяйства Самарской области.

Взыскать с Управления Росреестра по Самарской области в пользу АНО «ООЦ «Исток» расходы по госпошлине в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Е.В. Черномырдина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-9871/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 06 сентября 2010

Поиск в тексте