ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 марта 2010 года  Дело N А20-3215/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2010,

дата изготовления постановления в полном объеме 05.03.2010

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Сулейманова З.М.,

судей: Белова Д.А., Фриева А.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афашоковым Д.М.,

рассмотрев апелляционную жалобу  Государственного предприятия Кабардино - Балкарской Республики «Водогрязелечебница курорта «Нальчик» на решение Арбитражного суда Кабардино - Балкарской Республики от 24.12.2009 по делу  №А20 - 3215/2009 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Кабардино - Балкарской Республики о привлечении Государственного предприятия Кабардино - Балкарской Республики «Водогрязелечебница курорта «Нальчик» к административной ответственности  по частям 2, 3, 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей:

от административного органа: не явились, извещены,

от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Кабардино - Балкарской Республики (далее - административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Кабардино - Балкарской Республики с заявлением о привлечении государственного предприятия Кабардино - Балкарской Республики «Водогрязелечебница  курорта  «Нальчик»  (далее - предприятие)  к административной ответственности по частям 2, 3, 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Кабардино - Балкарской Республики от 24.12.2009 заявленные требования удовлетворены, предприятие привлечено к административной ответственности по частям 2,3,4 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в размере 40 000 руб., по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в размере 30 000 руб., в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях предприятия имеется состав вменяемых административных правонарушений, процедура привлечения предприятия к административной ответственности административным органом соблюдена, оснований для отказа в удовлетворении заявленных Управлением требований не имеется.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприятие обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда  первой инстанции отменить. Предприятие считает, что административным органом не доказан факт осуществления медицинской помощи при осуществлении санаторно - курортной помощи по организации здравоохранения и общественному здоровью, осуществляемой и.о.зам. директора по лечебной части врачом Каранашевым Х.Б. и факта осуществления санаторно - курортной помощи по бактериологии врачом - бактериологом Стрельниковой Н.С. По мнению предприятия  административным органом нарушен порядок проведения проверки, в одном протоколе об административном правонарушении не может быть отражено несколько правонарушений.

Из отзыва административного органа следует, что оснований для отмены обжалуемого решения нет, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными.

В судебное заседание стороны не явились, в материалах дела имеются доказательства об их надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания. Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон на основании имеющихся в материалах дела доказательств.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев по апелляционной жалобе  дело в соответствии со статьями 266 - 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения  по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Государственное предприятие Кабардино - Балкарской Республики «Водогрязелечебница курорта «Нальчик» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии № 99 - 01 - 000646, выданной 02.12.2004 сроком по 02.12.2009. Согласно приложению № 1 к лицензии предприятие осуществляет доврачебную помощь: лечебная физкультура, сестринское дело, физиотерапия, а также санаторно - курортную помощь: физиотерапия.

На основании приказа Управления № 189 - Пр/09 от 19.10.2009 сотрудниками административного органа в период с 19.10.2009 по 06.11.2009 проведена плановая проверка в отношении предприятия по соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности и порядка предоставления платных медицинских услуг населению предприятием.

По результатам проведенной проверки должностными лицами Управления составлен акт проверки от 06.11.2009, согласно которому в ходе проверки выявлены нарушения предприятием обязательных требований законодательства Российской Федерации в области лицензирования.

Как видно из акта, проверка произведена в присутствии и.о. директора предприятия Лепшокова А.Р.

В ходе проведенной проверки установлено:

1. факт осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии при осуществлении санаторно - курортной помощи:

- по организации здравоохранения и общественному здоровью, осуществляемой и.о.зам. директора по лечебной части врачом Каранашевым Х.Б.;

- по терапии, осуществляемой врачом - терапевтом Кажаевым С.Д.;

- по бактериологии, осуществляемой врачом - бактериологом Стрельниковой Н.С.

2. факт осуществления предпринимательской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий, а именно:

- при осуществлении доврачебной медицинской деятельности по лечебной физкультуре, осуществляемой инструктором кабинета гидрокинезотерапии Окуневым Н.Г.;

- отсутствие у Предприятия заключения соответствия требованиям СанПИн;

- отсутствие контроля за соответствием качества выполняемых работ и услуг установленным требованиям и стандартам, согласно нормативным актам и привлечение на основании договора индивидуального предпринимателя Голубева А.А. для осуществления работ (услуг) по медицинскому массажу, у которого отсутствует лицензия на медицинскую деятельность;

3. факт осуществления предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий, а именно:

- отсутствие документов, подтверждающих прохождение курсов повышения квалификации у следующих специалистов: Каранашев Х.Б., Гуртуева Б.Ю., Стрельникова Н.С., Окунев Н.Г.;

- отсутствие специалиста или договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление технического обслуживания медицинской деятельности;

- ведение с нарушениями учетно - отчетной медицинской документации;

- отсутствие специального разрешения на оказание платных услуг;

- отсутствие договора на оказание платных услуг, в котором регламентируются условия и сроки предоставления платных медицинских услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон;

- наличие в перечне платных услуг специальностей, не указанных в лицензии на право осуществления медицинской деятельности;

- распределение денежных средств фонда оплаты труда между работниками осуществляется без учета их индивидуального трудового вклада и в отсутствие положения об оплате труда работников, занятых оказанием платных медицинских услуг.

06.11.2009 начальником отдела контроля и надзора за медицинской и фармацевтической деятельностью Управления Росздравнадзора Царяпиной С.А. составлен протокол об административном правонарушении № 30, которым установлено, что предприятие допустило нарушение требований Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30, Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 № 27.

Материалы проверки направлены в арбитражный суд для привлечения Предприятия к административной ответственности, предусмотренной частями 2,3,4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии с подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 128 - ФЗ) осуществление медицинской деятельности подлежит лицензированию.

В силу статьи 2 Закона № 128 - ФЗ лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007  № 30 (далее - Положение), медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно - поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно - курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги)).

В соответствии с приложением к названному Положению в перечень работ и услуг при осуществлении медицинской деятельности  включены в том числе: услуги по организации здравоохранения и общественному здоровью, по терапии, по бактериологии.

Как следует из установленных судом первой инстанции обстоятельств, в нарушение подпункта 96 пункта 1 статьи 17 Закона № 128 - ФЗ предприятие в отсутствие специального разрешения (лицензии) осуществляло медицинскую деятельность по оказанию санаторно - курортной помощь в виде организации здравоохранения и общественному здоровью, терапии, бактериологии. В то время как согласно имеющейся у предприятия лицензии № 99 - 01 - 000646 от 02.12.2004 и приложения № 1 к нему предприятию дано право на оказание санаторно - курортной помощи в виде физиотерапии.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Ко АП РФ.

В связи с чем, доводы предприятия о недоказанности факта осуществления медицинской помощи при осуществлении санаторно - курортной помощи по организации здравоохранения и общественному здоровью, осуществляемой и.о.зам. директора по лечебной части врачом Каранашевым Х.Б. и факта осуществления санаторно - курортной помощи по бактериологии врачом - бактериологом Стрельниковой Н.С., отклоняются.

В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007  № 30, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются в том числе:

г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);

ж)  соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;

з) обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам);

д) повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет;

и) соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке;

к) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;

л)  ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации.

В силу части  4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно п. 6 Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" и "е" - "з" пункта 5 настоящего Положения.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, предприятием не были соблюдены требования, установленные подпунктами «г», «ж», «з» пункта 5 Положения осуществления медицинской деятельности.

В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Довод предприятия о том, что заключения САнПин утеряны прежним руководителем предприятия, о чем нынешнее руководство узнало лишь в ходе проверки, апелляционным судом отклоняются, поскольку не нашел своего отражения в материалах дела.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с пунктами 3, 4, 11 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 № 27, предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности. Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением. Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

Судом первой инстанции установлен факт нарушения предприятием условий лицензирования, а именно подпунктов «д», «и», «к», «л» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, п. 3, 4, 11 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 № 27.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал на наличие в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. Однако предприятием не были приняты все зависящие от него меры для предотвращения совершения правонарушений.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность предприятия, судом первой инстанции не установлено.

Учитывая, что предприятие впервые привлекается к административной ответственности по ч. 2,3 ст. 14.1 Ко АП РФ, судом первой инстанции правомерно назначено административное наказание в пределах минимальной санкции, установленной ч. 2 ст. 14.1 КоАП, РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб., ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. Принимая во внимание, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, создает значительную угрозу для жизни и здоровья граждан, суд первой инстанции обоснованно применил санкцию в виде приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Довод предприятия о том, что административным органом нарушен порядок проведения проверки судом первой инстанции отклонен правомерно.

Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294 - ФЗ) плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.