• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 марта 2010 года  Дело N А20-3477/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2010 г., полный текст постановления изготовлен 15 марта 2010 г.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Афанасьевой Л.В. (судья - докладчик),

судей Баканова А.П., Цигельникова И.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карапетовым С.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по тарифам Кабардино - Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино - Балкарской Республики от 23.12.2009 по делу №А20 - 3477/2009 по заявлению Ерижоковой И.М. о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета по тарифам Кабардино - Балкарской Республики о привлечении к административной ответственности (судья Бейтуганов З.А.),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явились, извещены (уведомление №02904),

от заинтересованного лица: Рябинкина Н.Е. по доверенности от 11.01.2010,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Ерижокова И.М. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Кабардино - Балкарской Республики с заявлением об оспаривании постановления Государственного комитета по тарифам Кабардино - Балкарской Республики (далее - комитет) от 01.12.2009 №12 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Решением суда от 23.12.2009 признано незаконным и отменено оспариваемое постановление комитета о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб. Суд освободил предпринимателя от административной ответственности, в связи с малозначительностью правонарушения и ограничился устным замечанием.

Комитет подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель указывает на несогласие с выводом суда о малозначительности совершенного правонарушения.

Представитель комитета - Рябинкина Н.Е. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Предприниматель отзыва не представил, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного разбирательства, в назначенное судебное заседание не явился, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя комитета, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино - Балкарской Республики от 23.12.2009 по делу №А20 - 3477/2009 подлежит отмене, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ОГРН 309071811700038, ИНН 070103053009) в аптеке, расположенной по адресу: г. Баксан, ул. Ленина (напротив рыночной площади).

Согласно указанию Генерального прокурора РФ №72/3 - 49Ф - 09 и поручению Прокуратуры КБР от 10.11.2009 №7/2 - 239 - 2009 Прокуратурой г.Баксана и комитетом 12.11.2009 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере ценообразования на лекарственные препараты на предмет обоснованности применения розничных торговых надбавок в аптеке, принадлежащей предпринимателю. В ходе проверки было проведено выборочное изучение отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения с проведением их сравнения с максимально допустимыми ценами. По итогам указанной проверки составлен акт от 12.11.2009, согласно которому зафиксированы следующие факты несоответствия цен на реализуемые препараты: Ацикловир мазь 5% №1 - 20 руб., максимально допустимая цена 18 руб. (надбавка 37,2 %); Бисептол таб. 480 мг. №20 - 82 руб., максимально допустимая цена - 80 руб. (надбавка 28,4 %); Марвелон таб. №21 - 1155 руб., максимально допустимая цена - 1124 руб. (надбавка 28,7 №); Ринонорм спрей наз. д/взросл. 10 мг/10 мл 103 руб., максимально допустимая цена - 100 руб. (надбавка 28,8 %). Таким образом, проверкой установлено нарушение предпринимателем требований, установленных п.п. 1 - 5 Постановления Правительства КБР от 19.10.2002 №462 - ПП «О формировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в КБР».

На основании материалов проверки Прокурором г.Баксана 16.11.2009 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ. Постановление о возбуждении административного дела в отношении предпринимателя Ерижоковой И.М. и материалы проверки направлены для рассмотрения в комитет.

Определением комитета №14 от 23.11.2009 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении предпринимателя было назначено на 01.12.2009 на 14 час. 30 мин., в здании комитета. Указанное определение вручено предпринимателю нарочно, о чем имеется соответствующая запись.

По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении предпринимателя вынесено постановление №12 от 01.12.2009 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

На основании указанного постановления комитетом предпринимателю выдано предписание №12 от 01.12.2009 о прекращении нарушения законодательства КБР при формировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения до 15.12.2009.

Предприниматель, не отрицая факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене назначенного наказания и признании его малозначительным в соответствии со статьей 2.9 названного Кодекса.

Частью 1 статьи 14.6 (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281 - ФЗ) предусмотрено, что завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительство Российской Федерации вправе определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо - сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот Перечень включены торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Постановлением Правительства КБР от 19.10.2002 №462 - ПП «О формировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» установлены предельные размеры торговых надбавок, применяемые при формировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения отечественного и портного производства, реализуемые на территории Кабардино - Балкарской Республики предприятиями оптовой и розничной торговли (независимо от организационно - правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности) и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица: для организаций оптовой торговли - 10%, для организаций розничной торговли - 25%.

Фактические отпускные цены, учитываемые при исчислении торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, не должны превышать новые цены предприятий - изготовителей, зарегистрированные Минздравом РФ в установленном порядке, или контрактные цены иностранных производителей лекарственных средств при их прямых закупках (не превышающие зарегистрированные предельные отпускные цены производителя в валюте, пересчитанной на рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату их государственной регистрации).

В силу пункта 3 указанного постановления организации оптовой и розничной торговли и индивидуальные предприниматели вправе применять при формировании отпускных оптовых и розничных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения торговые надбавки, размеры которых ниже утвержденных соответствующих предельных уровней. Предельные розничные надбавки устанавливать к фактической отпускной цене (без НДС) производителя лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Розничные цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения формируются путем сложения отпускной цены организации оптовой торговли и розничной надбавки.

Факт завышения предпринимателем предельных розничных надбавок, установленных Правительством КБР, подтверждается материалами дела и не оспаривается предпринимателем.

Между тем, суд апелляционной инстанции не может признать правильным вывод суда о том, что совершенное правонарушение можно признать малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления от 20.11.2008 N 60) установлены нормы, конкретизирующие применение положений статьи 2.9 Кодекса, согласно которым при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18).

При принятии постановления административный орган обоснованно исходил из характера совершенного обществом правонарушения по статье 14.6 Кодекса.

Оценив доводы заявителя, приведенные им в обоснование применения положений статьи 2.9 Кодекса, суд апелляционной инстанции не находит основания для признания правонарушения по статье 14.6 Кодекса малозначительным и освобождения предпринимателя от административной ответственности. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких - либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей.

Кроме того, предпринимателю назначено наказание в пределах минимальной санкции по части 1 статьи 14.6 Кодекса, при этом завышение цен на лекарственные средства, одно из которых включено в перечень ЖНВЛС (Ацикловир мазь 5%), несет существенную угрозу здоровью потребителей лекарственных средств с точки зрения доступности лекарственных препаратов. Назначенное наказание учитывает форму вины и степень общественной опасности совершенного правонарушения, соответствует превентивной функции наказания, не нарушает баланс частных и публичных интересов.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что в силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения Арбитражного суда Кабардино - Балкарской Республики от 23.12.2009 по делу №А20 - 3477/2009.

Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Кабардино - Балкарской Республики от 23.12.2009 по делу №А20 - 3477/2009 отменить.

В удовлетворении требований отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

     Председательствующий
   Л.В. Афанасьева

     Судьи
   А.П. Баканов

     И.А. Цигельников

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А20-3477/2009
Принявший орган: Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 15 марта 2010

Поиск в тексте