ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2010 года  Дело N А20-3497/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2010,

дата изготовления постановления в полном объеме 21.05.2010

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сулейманова З.М., судей: Белова Д.А., Джамбулатова С.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афашоковым Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино - Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино - Балкарской Республики от 25.02.2010 по делу № А20 - 3497/2009 (судья Кустова С.В.),

при участии в  судебном заседании  представителей:

от ОАО «Каббалкэнерго»: Канаметов М. З.  по доверенности от 09.01.2010, Тхамоков В.Х. по доверенности от 09.01.2010,

от УФАС по КБР: не явились, извещены,

от третьего лица: не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Каббалкэнерго» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино - Балкарской Республики с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино - Балкарской Республике (далее - УФАС по КБР, Управление) № 06/38 - 09 от 06.11.2009 и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 06.11.2009 № 06/38 - 09.

Определением от 12.01.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО «РксГидро».

Решением Арбитражного суда Карачаево - Черкесской Республики от 25.02.2010 заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными решение от 06.11.2009 №06/38 - 09 и предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 06.11.2009 №06/38 - 09, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кабардино - Балкарской Республике как несоответствующие Федеральному закону от 26.07.2006 №135 - Фз «О защите конкуренции», Федеральному закону от 26.03.2003 №35 - ФЗ «Об электроэнергетике».

Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в создании обществом препятствий в доступе ОАО «РусГидро» на оптовый рынок электрической энергии.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление  обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда  первой инстанции отменить, указав не его незаконность и необоснованность. Также считает незаконным взыскание с Управления 5 000 руб. судебных расходов, поскольку УФАС по КБР освобождено от уплаты госпошлины в силу закона.

Согласно представленному отзыву ОАО «Каббалкэнерго» считает доводы апелляционной жалобы необоснованными.

В судебном заседании представители общества возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Управление и третье лицо, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились. Таким образом, в порядке ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 266 - 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения представителей общества, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения  по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО «Каббалкэнерго» зарегистрировано в качестве юридического лица на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 21.11.2002 серии 07 №00672021 с 28.06.2002, согласно уставу является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет деятельность по продаже электрической энергии гражданам на основании лицензии от 20.11.2006 №ПЭ - 00 - 006840 (Э). Согласно приказу Федеральной службы по тарифам от 12.02.2007 №17 - э включено в реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности за регистрационным номером 07/01, является единственным субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности на территории Кабардино - Балкарской Республики, вид деятельности - распределение электрической энергии.

04.09.2009 ОАО «РусГидро» обратилось в Управление с заявлением от 26.08.2009 №4454.00.ВЗ на действия общества, выразившиеся в препятствовании доступа ОАО «РусГидро» на оптовый рынок электроэнергии, путем несогласования перечня средств измерений для коммерческого учета электрической энергии (мощности).

По результатам рассмотрения заявления ОАО «РусГидро» приказом заместителя руководителя Управления от 16.10.2009 № 217 в отношении общества было возбуждено дело №06/38 - 09 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

06.11.2009 Управлением вынесено решение №06/38 - 09, которым действия общества признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, необоснованном уклонении от согласования перечня средств измерения для коммерческого учета.

06.11.2009 обществу выдано предписание № 06/38 - 09 о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, путем необоснованного уклонения от согласования (рассмотрения) перечня средств измерений для коммерческого учета со смежным субъектом ОАО «РусГидро». Во исполнение пункта 1 предписания обществу было предписано согласовать до 12.11.2009 Перечень средств измерений с ОАО «РусГидро» для устранения препятствий на оптовый рынок электроэнергии (мощности) потребителя ОАО «РусГидро».

Считая вынесенные Управлением решение и  предписание № 06/38 - 09 от 06.11.2009 незаконными, общество обратилось в суд с требованиями по настоящему делу.

Статья 10 и Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135 - ФЗ) запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В частности, запрещаются действия (бездействие) доминирующего хозяйствующего субъекта, создающие препятствия доступу на товарный рынок (пункт 9 части 1 статьи 10).

Мотивирую свое решение № 06/38 - 09 от 06.1.2009, Управление пришло к выводу, что общество, занимая доминирующее положение на рынке купле - продаже (поставке) электрической энергии на территории Кабардино - балкарской Республики (более 35 %), путем необоснованного уклонения от согласования Перечня средств измерений по группе точек поставки в отношении энергопринимающего оборудования ОАО «РусГидро», создает препятствия на оптовый рынок купли - продажи (поставки) электрической энергии на территории Кабардино - Балкарской Республики. При этом, вывод о доминирующем положении общества сделан на основании приказа Кабардино - Балкарского ТУ ГКАП России от 29.07.1996 №45, согласно которому общество включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более 35 процентов на территории Кабардино - Балкарской Республики по купле - продаже (поставке) электрической энергии на розничном рынке электрической энергии.

Между тем,  суд первой инстанции правильно указал на то, что спорные отношения возникли по вопросу, касающемуся включения ОАО «РусГидро» в состав субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности), то есть юридических лиц, получивших право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35 - ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) оптовый рынок электрической энергии и мощности - сфера обращения электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 №643 (далее - Правила оптового рынка) участники оптового рынка участвуют в отношениях купли - продажи электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке после получения в установленном порядке статуса субъекта оптового рынка и выполнения всех условий участия в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствии с настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг (далее - Правила недискриминационного доступа), согласно пункту 5 которых услуги администратора могут быть оказаны лицам, получившим статус субъекта оптового рынка в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) и предоставившим администратору документы и информацию, предусмотренную пунктами 6 - 8 Правил, а также подписавшим договор о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Пунктом 9 Правил недискриминационного доступа определен исчерпывающий перечень условий, при которых администратор вправе отказать заявителю в доступе к услугам администратора. К ним, в частности, относится непредставление документов и информации, предусмотренной пунктом 6 этих же Правил.

Пункт 6 Правил недискриминационного доступа не содержит обязанности о представлении согласованного Перечня средств измерений администратору.

Кроме того, пункты 16 и 17 Правил оптового рынка устанавливающие порядок получения статуса объекта оптового рынка, также не содержат обязанности о представлении Перечня средств измерений.

Таким образом, в силу указанных норм между действиями смежного субъекта оптового рынка по отказу в согласовании Перечня средств измерений и невозможностью получить доступ на оптовый рынок электроэнергии нет взаимосвязи. Следовательно, между действиями общества по отказу в согласовании Перечня средств измерений и  невозможностью для ОАО «РусГидро» получить доступ на оптовый рынок электроэнергии (мощности) также отсутствует взаимосвязь.

Доказательств, свидетельствующих о том, что общество занимает доминирующее положение на оптовом рынке электрической энергии в границах единого экономического пространства Российской Федерации, в материалах дела не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, а также отсутствие в действиях общества признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в создании обществом препятствий в доступе ОАО «РусГидро» на оптовый рынок электрической энергии, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности принятых Управлением решения и предписания № 06/38 - 09 от 06.11.2009.

Довод Управления о том, что  оно в силу пп.1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса  Российской Федерации освобождено от уплаты госпошлины и суд первой инстанции необоснованно отнес на него расходы по госпошлины в размере 5000 руб., апелляционным судом отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Положения данной статьи гарантируют возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело  стороны, независимо от того, является ли стороной государственный или муниципальный орган.

Таким образом, суд, взыскав с Управления уплаченные при обращении в суд обществом 5 000 руб. госпошлины, возложил на УФАС по КБР обязанность не по уплате государственной пошлины, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

Остальные доводы апелляционной жалобы  исследованы судом апелляционной  инстанции и отклонены, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела.

Фактические обстоятельства судом первой инстанции установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Выводы суда первой инстанции о применении  норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.

Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.

С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями  268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кабардино - Балкарской Республики по делу № А20 - 3497/2009 от 25.02.2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

     Председательствующий
    З.М. Сулейманов

     Судьи
       Д.А. Белов

     С.И. Джамбулатов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка