ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 мая 2010 года  Дело N А22-39/2010

Резолютивная часть постановления оглашена 05 мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2010 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Белова Д.А.,

судей Джамбулатова С.И., Мельникова И.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.М. Афашоковым,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки апелляционную жалобу открытого акционерного общества Страховая компания «РОСНО - МС» на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.03.2010 по делу № А22 - 39/2010

по заявлению открытого акционерного общества Страховая компания «РОСНО - МС»  в лице Калмыцкого филиала

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Республике Калмыкия

и третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора: Фонду обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия

о признании незаконным предписания,

при участии в судебном заседании:

от СК «РОСНО - МС»: Доногруппов Н.А. по дов. № МС - 294 от 12.01.10,

от Росфиннадзора: Бурнинов И.А. по дов. б/н от 01.02.10, Евгеева Л.Э. дов. б/н от 01.02.10,

от ФОМС: не явились, увед. 26.04.10 № 529409,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество Страховая компания «РОСНО - МС» в лице Калмыцкого филиала (далее - общество, страховая компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово - бюджетного надзора (Росфиннадзор) в Республике Калмыкия (далее - Росфиннадзор,  управление) о признании незаконным предписания от 25 ноября 2009г.

Заявленные требования обоснованы тем, что оплата полученного программного обеспечения компьютеров для лечебно - профилактических учреждений республики на сумму 624 600 рублей за счет средств резерва финансирования предупредительных мероприятий (далее - РФПМ) произведена с согласия Фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия и с соблюдением Правил организации деятельности территориальных фондов медицинского страхования по установлению порядка и условий формирования резервов, состава и норматива расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование, утвержденных приказом Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 31.08.2007г. №181 (далее - Правила).

Также, обществу вменено неправомерное получение в 2008г. завышенного объема финансирования средств обязательного медицинского страхования в сумме 16 300 рублей в связи с непогашенными карточками на умерших лиц, числящихся в Сводном регистре застрахованных граждан Фонда обязательного медицинского страхования (2 раздел (иные финансовые нарушения) предписания от 25.11.2009г.).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд обязательного медицинского страхования по Республике Калмыкия.

Определением суда от 25 февраля 2010г. производство по делу в части оспаривания 2 раздела (иные финансовые нарушения) оспариваемого предписания прекращено, в связи с отказом представителя общества от заявленных требований в указанной части (л.д. 65).

Решением суда от 18.03.10 в удовлетворении заявления общества о признании незаконным предписания от 25.11.2009г. о неправомерности расходования средств резерва финансирования предупредительных мероприятий в сумме 624 600 рублей и их возврате на счет Фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия отказано.

Не согласившись с таким решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой,  которой просило отменить решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.03.2010г. по №А22 - 39/2010 полностью и принять новый судебный акт о признании предписания Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Республике Калмыкия №08 - 03017а/2348 от 25.11.2009г. незаконным и отменить его полностью.

По мнению заявителя,  приобретение автоматизированных систем, состоящих из модулей «Поликлиника» и «ЛПУ», не является нарушением их целевого назначения, поскольку конкретные направления использования РФПМ устанавливаются ТФОМС.

Общество полагает, что предписание № 08 - 03017а/2348 от 25.11.2009г. является незаконным, поскольку приказ ФОМС от 31.08.2007 № 181, на нарушение которого указано в предписании, не является нормативно - правовым актом.

Страховая компания считает, что требование предписания о возврате средств резерва финансирования предупредительных мероприятий является незаконным, поскольку резервы, образуемые страховой медицинской организацией, не подлежат изъятию в соответствующие бюджеты.

Росфиннадзор представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. По мнению управления, доводы апелляционной жалобы необоснованны и подлежат отклонению.

От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не поступал.

В судебном заседании представитель общества Доногруппов Н.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представители Росфиннадзора Бурнинов И.А., Евгеева Л.Э. против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Фонд обязательного медицинского страховая по Республике Калмыкия, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направил, ходатайства не представил.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в соответствии с главами 24, 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующее.

27.10.09 Территориальным управлением Федеральной службы финансово - бюджетного надзора (Росфиннадзор) в Республике Калмыкия проведена проверка в Калмыцком филиале ОАО «РОСНО - МС» правомерности и своевременности поступления средств территориального Фонда ОМС и обоснованности расчетов с лечебно - профилактическими учреждениями за 2008г..

В ходе проверки выявлен факт неправомерного расходования средств ОМС, а именно: перечисление 624 600 рублей ООО «Электронная медицина» (г. Ростов на Дону) на приобретение программного обеспечения для лечебно - профилактических учреждений.

По результатам проверки 11.11.2009г. составлен акт (л.д. 39), на основании которого 25.11.09 обществу выдано предписание № 08 - 03 - 17а/2348 с требованием произвести возврат на текущий счет ФОМС РК по учету средств (л.д. 7 - 8).

Не согласившись с предписанием Росфиннадзора, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 1 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28 июня 1991 г. №1499 - 1 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон о медицинском страховании) цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Правилами организации деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по установлению порядка и условий формирования резервов, состава и норматива расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование, утвержденными приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 31 августа 2007г. №181, предусмотрено, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования устанавливает для страховых медицинских организаций единые нормативы финансовых резервов в процентах к финансовым средствам, передаваемым им на проведение обязательного медицинского страхования (пункты 6,7 Правил).

В силу пункта 22 Правил страховая компания формирует резерв финансирования предупредительных мероприятий по территориальной программе обязательного медицинского страхования, в который направляются средства, формируемые страховой медицинской организацией для финансирования мероприятий по снижению заболеваемости среди граждан и других мероприятий, способствующих снижению затрат на осуществление территориальной программы обязательного медицинского страхования  при улучшении доступности и качества медицинских услуг и  повышению эффективности использования финансовых средств медицинскими учреждениями.

К таким мероприятиям могут относиться:

-   проведение целенаправленной пропаганды санитарных знаний и гигиенического воспитания населения;

-   финансирование профилактических мероприятий для застрахованных граждан по обязательному медицинскому страхованию;

- повышение квалификации медицинских работников, работающих в системе обязательного медицинского страхования, в том числе по эксплуатации современной техники;

-   участие в инвестиционных проектах по внедрению новых современных медицинских технологий в лечебно - профилактических учреждениях, в том числе приобретение и ввод в действие современной медицинской техники;

-   приобретение запасных частей и расходуемых материалов для медицинской техники (пункт 26 Правил).

В пункте 4.8.3 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 03.10.2003г. № 3856/30 - 3/и, в редакции от 21.03.2007г., и пункте 4.10.3 Территориальных правил обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия, утвержденных Указом Президента Республики Калмыкия от 23.03.2000г. №33 продублирован пункт 22 Правил.

РФПМ по обязательному медицинскому страхованию - это целевой специализированный резерв, то есть средства, формируемые страховой медицинской организацией для финансирования мероприятий по снижению заболеваемости среди населения, повышению качества и доступности медицинской помощи и других мероприятий, способствующих снижению затрат на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования и повышению эффективности использования финансовых средств медицинскими учреждениями. Перечень таких мероприятий изложен в пункте 26 Правил.

Исходя из перечисленных положений ФЗ «О медицинском страховании граждан РФ» и названных правил, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что медицинская страховая организация обязана при расходовании РФПМ соблюдать его целевое назначение.

В соответствии с пунктом 27 Правил страховая компания не вправе расходовать РФПМ, минуя лечебные учреждения, так как согласованные территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией предупредительные мероприятий проводятся медицинскими учреждениями за счет средств, перечисляемых страховой медицинской организацией на расчетные счета медицинских учреждений.

Материалами дела подтверждается приобретение программного обеспечения, состоящего из модулей «Поликлиника» АС «ЛПУ», «Стационар» АС «ЛИУ» (установка и внедрение) для МЛПУ «Городовиковская центральная районная больница», МУ «Яшкульская центральная районная больница», МЛПУ «Лаганская центральная районная больница», МЛПУ «Яшалтинская центральная районная больница», МУ «Черноземельская районная центральная больница», МЛПУ «Юстинская центральная районная больница», МУ «Октябрьская центральная районная больница», МУ «Детская поликлиника». По договору от 26.12.2008г. №178 страховой компанией приобретено это же программное обеспечения для собственных нужд на сумму 81 700 рублей за счет средств РФПМ, что свидетельствует о его неправомерном расходовании.

Общая сумма сделок составила 624 600 рублей, которая перечислена страховой компанией ООО «Электронная медицина» платежным поручением от 30.12.2008г. №1190 (л.д.50).

Факт перечисления денежных средств их средств РФПМ, не отрицается заявителем по делу и подтверждается платежным поручением от 30.12.2008г. №1190, актом проверки от 11.11.2009г.

С учетом изложенного, управлением сделан обоснованный вывод о неправомерном использовании страховой компанией средств РФПМ в сумме 624 600 рублей.

Из материалов дела видно, что приобретение программного обеспечения требует дальнейшего финансирования его сопровождения, что станет для перечисленных лечебных учреждений тяжким бременем с учетом отсутствия надлежащего бюджетного финансирования, о чем сообщено главными врачами названных лечебных учреждений в письмах, представленных в материалы дела (л.д. 112 - 114).

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Доказательств того, что приобретение (установка и внедрение) программного обеспечения для лечебных учреждений за счет средств РФПМ способствовало или будет способствовать снижению заболеваемости среди граждан, снижению затрат на осуществление территориальной программы обязательного медицинского страхования и повышению эффективности использования финансовых средств медицинскими учреждениями в материалах дела не имеется. Данные доказательства не представлены и в суд апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод жалобы о незаконности требования предписания по возврату средств резерва финансирования предупредительных мероприятий, поскольку  в соответствии с пунктом 4.4 Типовых правил обязательного медицинского страхования, утвержденных ФФОМС от 03.10.03г. № 3856/30 - 3/и страховые медицинские организации и их филиалы отвечают перед ТФОМС всеми средствами, полученными от ТФОМС, в том числе сформированными резервами, предусмотренными на цели обязательного медицинского страхования.

Суд не принимает доводы заявителя о соблюдении пункта 25 Правил, поскольку  оплата программного обеспечения из средств РФПМ с согласия Фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия не может служить основанием для освобождения страховой компании от предписанной управлением ответственности.

Суд апелляционной инстанции, проверив правильность принятого по делу решения суда, пришел к выводу о том, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.03.2010 по делу № А22 - 39/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через суд первой инстанции.

     Председательствующий  
 Белов Д.А.

     Судьи
   Джамбулатов С.И.

     Мельников И.М.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка