ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2010 года  Дело N А22-60/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2010 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи  Цигельникова И.А.,

судей: Мельникова И.М., Баканова А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гаевым С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Элисте Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 04.05.2010 по делу № А22 - 60/2010 по заявлению закрытого акционерного общества «КалмТатнефть» о признании недействительным решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Республике Калмыкия от 17.11.2009 г. № 356, от 17.11.2009  № 587 (судья Сангаджиева К.В.)

при участии в судебном заседании:

от ЗАО «КалмТатнефть»: представитель по доверенности Хабибуллин И.Н. от 15.02.2010 №5д; представитель по доверенности Махмутов К.А. от 11.01.2010 № 2д;

от ИФНС России по г.Элисте: представитель по доверенности Умадыков В.А. от 15.06.2010 № 04 - 04/11263; представитель по доверенности Манджиева В.Ч. от 18.02.2010 № 04 - 04/03205;

от УФНС по Республике Калмыкия: представитель по доверенности Катранова И.Н. от 11.01.2010 № 03 - 35/0073;

У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество «КалмТатнефть» (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Республике Калмыкия (далее налоговая инспекция) с заявлением о признании решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17.11.2009 № 356, решения об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению от 17.11.2009  № 587 - недействительными.

Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 04.02.2010 по настоящему делу в качестве заинтересованного лица привлечено к участию Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Калмыкия (далее Управление).

Решением суда первой инстанции от 04.05.2010 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 04.05.2010 и принять новый судебный акт. Податель жалобы свое несогласие с решением от 04.05.2010  мотивирует несоответствием судебного акта обстоятельствам дела, неполным выяснением обстоятельств, имеющим значение для дела.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель налоговой инспекции в судебном заседании просит решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 04.05.2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 04.05.2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество «КалмТатнефть» зарегистрировано в Государственном  комитете Республике Калмыкия по делам РСПД 30.05.2000 №Э - 2094 за государственным регистрационным номером 1020800745888 и состоит на налоговом учете в ИФНС г. Элиста.

Пунктом 2.2. устава ЗАО «КалмТатнефть» - предметом деятельности является поиск, разведка и освоение нефтяных и газовых месторождений, добыча нефти, газа и сопутствующих компонентов на основе передовых технологий в области бурения, капитального и подземного ремонта, стимуляции, промыслово - геофизических и гидродинамических исследований скважин, обустройства месторождений, переработка и реализации нефти продуктов ее переработки.

Как установлено из материалов дела 29.05.2009 Обществом представлена в налоговую инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 кв. 2008. В декларации указала сумму НДС с реализации в размере 920 789 руб. сумма НДС к вычету в размере 12 447 123 руб., к возмещению из бюджета сумма НДС составила в размере 11 526 334 руб.

По итогам камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации налоговой инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 31.08.2009 № 3976, на основании которого вынесены оспариваемые решения.

По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки инспекцией вынесено решение от 17.101.2009 № 356 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, от 17.11.2009  № 587.

Общество с вынесенными решениями не согласилось и обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия с апелляционной жалобой на решение 17.101.2009 № 356 в соответствии со статьями 137, 138 Кодекса (далее Кодекс).

Решением Управление от 31.12.2009 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, а обжалованное решение без изменения.

По мнению заявителя, вынесенные налоговой инспекцией решения, являются незаконными и необоснованными, нарушают права и законные интересы Общества. Однако Обществом нарушений при исчислении налога на добавленную стоимость не допущено, его право на налоговые вычеты по НДС подтверждается необходимыми документами, в соответствии и соблюдением порядка возмещения налога на добавленную стоимость, предусмотренных Кодексом.

Инспекции считает, Обществом НДС к возмещению заявлен неправомерно, Обществом осуществляется деятельность за счет заемных средств учредителя, большинство его поставщиков являются аффилированными лицами с Обществом и его учредителем. Отсутствует налогооблагаемая прибыль по итогам деятельности.

Представитель Управления доводы инспекции поддержал, указал на недостаточность представленных в ходе проверки документов для подтверждения права Общества на применение вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Удовлетворяя требования общества суд первой инстанции руководствовался следующим.

Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость определен главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 166 Кодекса установлен порядок исчисления налога на добавленную стоимость. Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с данной статьей, может быть уменьшена налогоплательщиком на установленные статьей 171 налоговые вычеты.

В силу пункта 2 статьи 171 Кодекса вычетам, в частности, подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса.

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету в соответствии со статьей 169 Кодекса является счет - фактура.

Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 Кодекса, в соответствии с которой налоговые вычеты производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В силу пункта 1 статьи 173 Кодекса по итогам каждого налогового периода налогоплательщик исчисляет сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет, как разницу между суммой налога, исчисленной в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенной на суммы восстановленного НДС, и суммой налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса.

Как указано в пункте 2 указанной статьи, в случае если данная разница является отрицательной, то она подлежит возмещению налогоплательщику в порядке статьи 176 Кодекса.

Обосновывая оспариваемые решения, инспекция указала на нарушения, изложенные в акте камеральной налоговой проверки от 31.08.2009 № 3976. Пунктом 1 решения инспекция указала Обществу, что согласно представленных копий товарных накладных отсутствуют обязательные реквизиты, а именно подписи материально - ответственных лиц, печати организаций, поставщика и получателя.

В судебном заседании представитель Общества пояснил, что отсутствие указанных реквизитов на копиях представленных инспекции документов связано слабыми оттисками печатей и неяркими чернилами, которыми выполнены подписи на документах.

По этой причине при копировании документов данные реквизиты на копиях не отразились. 01.10.2009 вместе с возражениями на акт камеральной налоговой проверки налоговой инспекции общество представило четкие копии указанных документов, указанный факт не оспаривается инспекцией. На обозрение суда первой инстанции представлялись подлинные экземпляры указанных накладных, из которых усматривается, что все необходимые реквизиты в данных документах имеются.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции посчитал, выводы в указанной части, сделанные инспекцией в оспариваемых решениях, не соответствующими фактическим обстоятельствам и не подтвержденными материалами дела. Суд указал, что Общество правомерно заявило вычет по НДС в сумме 1 430 913,51руб.

Пунктом 2 решения инспекции от 29.10.2009 №356 указано на представление Обществом накладной № 660/125 от 14.08.2008 неунифицированной формы.

Судом установлено, что Обществом по договору купли - продажи движимого имущества от 11.09.2008 №1273, заключенному с ОАО «Татнефть им. Шашина», приобретено имущество (газосепаратор и стальные емкости).

В книге покупок за 4 кв. 2008 Обществом отражена счет - фактура от 01.10.2008 №110/2676 по приобретению указанного имущества, в том числе емкости стальной 32м3 стоимостью 83 478,03 руб., в том числе НДС 12 733,94 руб.

В обоснование правомерности применения вычетов по НДС по данной счете - фактуре общество в ходе налоговой проверки представило в налоговую инспекцию накладную на отпуск материалов от 14.07.2008 № 660/125 по приобретению стальной емкости. Инспекция указала на несоответствие формы накладной альбомам унифицированных форм первичной учетной документации в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 №129 - ФЗ «О бухгалтерском учете».

01.10.2009 с возражениями на акт камеральной налоговой проверки №3976 от 31.08.2009 общество представило в налоговую инспекцию акт от 01.10.2008 №110/00812 о приеме - передаче объекта основных средств. 07.12.2009 копия акта представлена обществом в управление с апелляционной жалобой на решение инспекции от 29.10.2009 №356.

Акт от 01.10.2008 №110/00812 составлен по унифицированной форме ОС - 1, в силу требований Постановления Госкомстата РФ от 21.01.2003 №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств», что не оспаривается налоговой инспекцией.

Судом первой инстанции исследован подлинник накладной,  копия приобщена к материалам дела, право на применение вычета по НДС в размере 12 733,94 руб. подтверждается материалами дела.

Пунктом 3 оспариваемого решения, инспекция указала, что в обоснование налоговых вычетов по НДС Обществом не представлены товарно - транспортные накладные по форме 1 - Т по транспортным услугам по следующим счетам - фактурам:

по поставщику ИП Басанову Г.А. по договору от 26.12.2007 на поставку горюче - смазочных материалов: счет - фактура № 987 от 29.10.2008 счет - фактура № 1067 от 05.11.2008;

по ОАО «Татнефть им. Шашина» по договору поставки от 20.03.2008 № 0350/82/227/08: - счет - фактура № 0350/0090416082 от 26.11.2008. счет - фактура № 0350/0090417752 от 26.11.2008;

по  ООО «Ямашское УТТ» по договору от 09.09.2008 №04 - 346 счет - фактура № 1565 от 30.11.2008. счет - фактура № 1562 от 30.11.2008, счет - фактура № 1650 от 31.12.2008.

В обоснование правомерности применения вычетов по НДС по данным счетам - фактурам Общество в ходе проверки представило в инспекцию товарные накладные по форме ТОРГ - 12, в соответствии с требованиями Постановления Госкомстата РФ от 25.12.1998 №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций», согласно которых предусмотрена унифицированная форма товарной накладной. Товарно - транспортные накладные по форме 1 - Т, в соответствии с требованиями Постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997 №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

01.10.2009 общество представило в инспекцию товарно - транспортные накладные по форме 1 - Т: № 987 от 29.10.2008 к счету - фактуре № 987 от 29.10.2008 (поставщик ИП Басанов Г.А.), № 1067 от 05.11.2008 к счету - фактуре № 1067 от 05.11.2008 (поставщик ИП Басанов Г.А.)Ю, № 0080408619 к счету - фактуре № 0350/0090416082 от 26.11.2008 (поставщик ОАО «Татнефть им. Шашина») № 0080407482 к счету - фактуре № 0350/0090417752 от 26.11.2008 (поставщик ОАО «Татнефть им. Шашина»).

По взаимоотношениям с ООО «Ямашское УТТ», судом установлено следующее: между Обществом и ООО «Ямашское УТТ» заключен договор № 04 - 346 на оказание транспортных услуг согласно пункта 1.1 предметом договора является оказание обществу услуг спецтехникой, а также услуги по перевозке грузов и пассажиров автомобильным транспортом. Стоимость услуг согласована сторонами в протоколе согласования договорной стоимости на услуги технологического транспорта от 09.09.2008, в протоколе согласования тарифов №2 от 01.08.2008, и в протоколе согласования тарифов №2 от 01.08.2008.

По счетам - фактурам № 1565 от 30.11.2008, № 1562 от 30.11.2008, № 1650 от 31.12.2008, Обществу оказывались услуги по перевозке пассажиров и услуги спецтехникой, не связанные с перевозкой грузов.

В соответствии с Постановлением Государственного комитета по статистике РФ от 28.11.1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» товарно - транспортная накладная, предназначена для учета движения товарно - материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. В соответствии с положениями вышеназванного Постановления к первичным документам по учету перевозки пассажиров относится путевой лист.

Вышеназванным нормативным актом лицом, обязанным вести учет путевых листов, установлен исполнитель, т.е. транспортная организация.

Суд пришел к выводу довод инспекции о необходимости подтверждать оказанные услуги предоставлением путевых листов Обществом является необоснованным.

Факт оказания услуг Обществу подтверждается материалами дела: счет - фактура № 1565 от 30.11.2008: акт № 1552 от 30.11.2008, реестром командировочных расходов за ноябрь 2008 №4444; счет - фактура № 1562 от 30.11.2008: акт № 1549 от 30.11.2008, реестр путевых листов для предъявления за ноябрь 2008; счет - фактура № 1650 от 31.12.2008: акт № 1696 от 31.12.2008, реестр путевых листов для предъявления за декабрь 2008 № 4562.

Факт оказания транспортных услуг подтверждается документами, которые содержат все необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129 - ФЗ «О бухгалтерском учете», Общество правомерно предъявило к вычету НДС по данным услугам в размере 693 419,07руб.

Пунктом 4 решения от 29.10.2009 №356 Инспекцией указано на неправомерное отражение Обществом в книге покупок за 4 кв. 2008 счетов - фактур по поставщику ОАО «Татнефть им. Шашина» на основании договора поставки от 20.03.2008 № 0350/82/227/08 в связи с тем, что указанные счета фактуры не могут быть отражены в книге покупок , поскольку датированы более ранними периодами.

В частности: счет - фактура № 0350/0090401271 от 17.09.2008. счет - фактура № 0350/0090401268 от 17.09.2008 счет - фактура № 0350/0090405767 от 24.09.2008, счет - фактура № 0350/0090390952 от 25.07.2008.

ОАО «Мобильные системы связи Поволжье» по договору поставки от 20.03.2008 № 0350/82/227/08 счет - фактура № 188089 - 14 от 31.03.2008, счет - фактура № 282857 - 14 от 30.04.2008.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств.

Как следует из материалов дела, по счетам - фактурам № 0350/0090401271 от 17.09.2008, № 0350/0090401268 от 17.09.2008, 0350/0090405767 от 24.09.2008 приобретались соответственно тягач седельный, полуприцеп - цистерна, экскаватор - погрузчик.

Пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26 - н, указанные механизмы относится к основным средствам, поэтому и учтены Обществом в таком порядке.

Факт постановки данных основных средств на учет Обществом в 4 кв. 2008, инспекцией в ходе проверки не оспаривалось. Обществом в материалы дела представлялись документы, подтверждающие государственную регистрацию за ним указанных транспортных средств в органах в 4 кв. 2008.

Транспортные средства, приобретенные у ОАО «Татнефть им. Шашина», также зарегистрированы за Обществом в МРЭО ГИБДД МВД Республики Калмыкия 16.10.2008, что подтверждается паспортами транспортных средств №02МР749820 (полуприцеп - цистерна), №16МО123417 (тягач седельный). Экскаватор - погрузчик зарегистрирован за Обществом 03.10.2008 в Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других механизмов, что подтверждается паспортом самоходной машины и других видов техники №ВЕ270248.