ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 ноября 2010 года  Дело N А22-620/2010

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Белова Д.А. Марченко О.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  открытого акционерного общества «Калмыцкая энергетическая компания»  на решение  Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10 августа 2010 г.  по делу № А22 - 620/2010  по заявлению открытого акционерного общества «Калмыцкая энергетическая компания»  к Инспекции ФНС по г. Элисте Республики Калмыкия и третьим лицам открытому акционерному обществу «Калмэнергосбыт» и Управлению ФНС по Республике Калмыкия  о признании незаконным решения налогового органа и возложении обязанности возместить налог на добавленную стоимость в сумме 1 286 564 рубля 29 копеек  (судья Конторова Д.Г.),

при участии в судебном заседании:

от ИФНС РФ по г. Элиста Музраев С.Ф. доверенность от 02.11.2010 г.,

Немтуева В.П. по  доверенности от 02.11.2010 г.;

от УФНС России по РК - Наминова Е.В. по доверенности от 11.01.2010 № 03 - 35/0075;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Калмыцкая энергетическая компания» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции ФНС по г. Элисте с указанием третьего лица открытого акционерного общества «Калмэнергосбыт» о признании незаконным решения от 16.03.2010г. №20 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость (НДС), заявленной к возмещению, и обязать возвратить излишне уплаченный НДС в сумме 1 286 564 рублей 29 копеек за 3 квартал 2009г.

В порядке статьи 49 АПК РФ обществом были уточнены заявленные требования. Общество просило признать незаконным решение налогового органа от 16.03.2010г. №20 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, и обязать налоговый орган возместить из федерального бюджета НДС за 3 квартал 2009г. в сумме 1 286 564 рублей 29 копеек (л. д.143).

Решением  Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10 августа 2010 г.  в удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Калмыцкая энергетическая компания» к Инспекции ФНС по г. Элисте Республики Калмыкия о признании незаконным решения от 16 марта 2010г. № 20 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1 286 564 рублей 29 копеек и возложении обязанности возместить из федерального бюджета налог на добавленную стоимость в сумме 1 286 564 рублей 29 копеек отказано.

Решение мотивировано тем, что общество не доказало обоснованность применения налоговых вычетов, не доказало правомерности приобретения электроэнергии для компенсации потерь.

Общество не согласилось с решением и подало апелляционную жалобу, которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить, так как выводы суда не соответствуют обстоятельствам и материалам дела. Указывает, что общество, являясь сетевой организацией, на основании договора приобрело электроэнергию в целях компенсации потерь, поэтому в предоставлении налоговых вычетов отказано неправомерно.

Налоговая инспекция и Управление ФНС России по Республике Калмыкия просят отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, так как решение является законным и обоснованным, электроэнергия приобреталась не в целях компенсации потерь, а в целях исполнения соглашения во избежание угрозы отключения потребителей.

Представители налоговых органов поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, ходатайствовали о приобщении книг покупок, продаж, декларации, соглашения от 16.12.2009, решения № 686.

Суд удовлетворил ходатайство.

Представители ОАО «Калмыцкая энергетическая компания» и  ОАО «Калмэнергосбыт», уведомленные надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу статьи 165 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном  главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение арбитражного суда Республики Калмыкия  от 10 августа 2010 следует оставить без изменения.

Из материалов дела усматривается.

20.10.2009 налогоплательщик представил в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость. Сумма НДС, исчисленная к возмещению из бюджета составила 1 414 242 рубля, (л.д.145 - 148).

Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка  представленной обществом 20.10.2009г. налоговой декларации за 3 квартал 2009 г. по результатам  составлен акт от 03.02.2010  № 416 (л.д. 16 - 27).

05.02.2010 Обществу было вручено уведомление  о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, что подтверждается подписью представителя по доверенности Горяевой Е.Э.

Обществом 24.02.2010 № 80 было направлено в налоговый орган возражение к акту № 416 камеральной проверки от 03.02.2010, которые рассмотрены инспекцией.

Решением Инспекции от 16.03.2010 № 20 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению установлено занижение налоговой базы по НДС за 3 квартал 2009 г. на сумму фактических потерь по электроэнергии, приобретаемой по нерегулируемым ценам на 8 434 143 руб., в т.ч. НДС 1 286 564.29 руб. (л.д.9 - 15), связи с чем налоговый орган отказал обществу в возмещении НДС в сумме 1 286 564 руб.

Решение Инспекции от 16.03.2010 № 20 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению вручено 22.03.2010 представителю по доверенности Горяевой Е.Э.

Общество не согласилось с решением налоговой инспекции от 16.03.2010 № 20 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению (далее - решение от 16.03.2010 № 20)  в связи с чем 12.05.2010 обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Калмыкия.

При проверке оспариваемого решение на соответствие нормам Налогового кодекса Российской Федерации установлено.

В соответствии с пунктом 8 статьи 88 НК РФ при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

В соответствии со статьей 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с пунктом  2.2. мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 266 - О "По жалобе закрытого акционерного общества "Производство продуктов питания" на нарушение конституционных прав и свобод отдельными положениями статей 88, 171, 172 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации"  положения статьи 88, пунктов 1 и 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 и пунктов 1 - 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации не обязывают налогоплательщика одновременно с подачей налоговой декларации и/или заявления о возврате из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в случае превышения сумм налоговых вычетов общей суммы налога) представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета (в частности, счета - фактуры). Эта обязанность возникает у него с момента получения требования налогового органа о представлении указанных документов.

При проведении налоговой инспекцией камеральной проверки налогоплательщику направлено требование от 22.10.2009 о представлении документов, подтверждающих право на применение налоговых вычетов за 3 квартал 2009 года.: книгу покупок, книгу продаж, договора, журналы выставленных и полученных счетов - фактур; копии полученных и выставленных счетов - фактур; накладные, доверенности, товаросопроводительные документы, акты выполненных работ, акты приема - передачи, справку о стоимости выполненных работ (затрат); карточки счетов 41,45,10,01,60,62,19,68,90, иные документы, подтверждающие право на применение налоговых вычетов.

Письмом от 06.11.2009  общество представило договора, книгу покупок, книгу продаж, счета - фактуры накладные, акты выполненных работ, анализы счетов 60,62,19,68,90,91.

С нарушением сроков представлены приложения к договору № ОД - 649 от 01.04.08: приложение  № 1 «Перечень точек приема электроэнергии в сеть исполнителя» , приложение 32 «Перечень точек поставки», приложение № 3 «Плановое количество отпускаемой из сети исполнителя потребителям электроэнергии», приложение № 4 «Плановый объем электрической энергии, приобретаемой исполнителем в целях компенсации потерь в принадлежащих ему сетях, включая нормативный объем потерь в сетях исполнителя на 2009 год», что отражено в решении от 16.03.2010 № 686 от 16.03.2010.

Иных документов в обоснование правомерности применения налогового вычета в сумме 1 286 564,29 рублей общество не представило ни во время налоговой проверки, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции, поэтому дело рассматривается по имеющимся документам.

В соответствии  с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861  "сетевые организации" - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;

В соответствии  с пунктами 50,51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.

Сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.

Общество является сетевой организацией, на которую в соответствии с  договором от 01.04.2008г. № ОД - 649 как на исполнителя  возлагалась обязанность оказывать услуги по передаче электрической энергии ОАО «Калмэнергосбыт» (заказчик), действовавшего в интересах потребителей.

В пункте 2.2 предусмотрено, что заказчик обязывался приобретать исполнителю электроэнергию для компенсации им потерь электроэнергии по Приложению № 8, а исполнитель обязывался оплачивать указанные объемы электроэнергии с учетом установленных тарифов и нерегулируемых (свободных) цен (п.5.3 договора) (л.д.31 - 65).

Составной частью договора является приложение  № 1 «Перечень точек приема электроэнергии в сеть исполнителя» (с указанием точек присоединения смежного поставщика - Калмэнерго по договору от 01.04.2008 между ОАО «межрегиональная сетевая компания Юга - Калмэнерго и ОАО «Калмыцкая энергетическая компания»),  приложение №2 «Перечень точек поставки потребителям заказчика», приложение № 3 «Плановое количество отпускаемой из сети исполнителя потребителям электроэнергии», приложение № 4 «Плановый объем электрической энергии, приобретаемой исполнителем в целях компенсации потерь в принадлежащих ему сетях, включая нормативный объем потерь в сетях исполнителя на 2009 год»,  Приложение № 5 «Регламент взаимодействия исполнителя и заказчика при разграничении режима потребления электроэнергии потребителями заказчика и при возобновлении их электроснабжения», Приложение № 6 «Регламент взаимодействия исполнителя и заказчика  в процессе составления и оборота актов о безучетном потреблении и расчета объемов потребленной/переданной электроэнергии», приложение № 7 «Регламент снятия показания приборов учета и применения расчетных способов при определении объемов переданной электроэнергии», Приложение № 8 «Регламент расчета стоимости электроэнергии, приобретаемой исполнителем в целях компенсации потерь электроэнергии, возникающих в принадлежащих ему сетях» (том 1 л.д.41 - 69).

ОАО «Калмэнергосбыт» (продавец) предъявило обществу (покупателю) к оплате стоимость электроэнергии, приобретаемой по нерегулируемым ценам в целях компенсации потерь, по счетам - фактурам: от 31.07.2009г. №199 в сумме 3 844 437 рублей 35 копеек, в т.ч. НДС в сумме 586 439 рублей 60 копеек (л.д.70), от 31.08.2009г. №228 в сумме 2 925 217 рублей 72 копеек, в т.ч. НДС в сумме 446 219 рублей 65 копеек (л. д.72), от 30.09.2009г. №240 в сумме 1 664 488 рублей 57 копеек, в т.ч. НДС в сумме 253 905 рублей 04 копеек (л.д.74), всего на общую сумму 8 434 143 рублей 65 копеек, в т.ч. НДС в сумме 1 286 564 рублей 29 копеек.

Счета - фактуры отражены в книге покупок и книге продаж.  Отгрузка производилась по  расходным накладным (том 1 л.д. 71,73,75).

Актами от 21 августа 2009г., 21 сентября 2009г., 19 октября 2009г. между обществом и ОАО «Калмэнергосбыт» проведены зачеты взаимных требований, в том числе по перечисленным счетам - фактурам (л.д.76 - 78).

Общество не представило по требованию налоговой инспекции документы, подтверждающие обоснованность и реальность операций по приобретению электроэнергии: акты расчета стоимости электроэнергии, приобретаемой исполнителем в целях компенсации потерь электроэнергии в сетях по форме, акты приема электроэнергии в сети исполнителя, акты об оказании услуги по передаче электрической энергии по сети исполнителя за расчетный период по формам, прилагаемым к договору  (том 1 л.д.62,64,65).

Кроме того, к договору не приложена заявка заказчика № 434/03 от 04.03.08, предусмотренная  приложением №2 «Перечень точек поставки потребителям заказчика», на основании которой определяются точки поставки.

Нарушение налогоплательщиком своей обязанности по представлению перечисленных первичных документов,  лишило налоговую инспекцию возможности проверить законность  и целевое назначение операций по приобретению энергии.

Налогоплательщик, как сетевая организация, в соответствии с Федеральным законом об энергетике и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, не имеет права заниматься таким видом предпринимательской деятельности, как приобретение  энергии, за исключением необходимости компенсации потерь. Общество не доказало, что применение налоговых вычетов связано с операциями, проведенными в рамках законной предпринимательской деятельности.

Поскольку обязанность подтверждения обоснованности налогового вычета лежала на обществе и оно эту обоснованность не доказало, инспекция вправе была не принять заявленный обществом налоговый вычет и, как следствие этого, доначислить к уплате налог, уменьшенный обществом в результате упомянутого вычета. Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 января 2007 г. N 10963/06.

Вывод налоговой инспекции о неподтвержденности налоговой базы по НДС и ее занижении на  1 286 564, 29 рублей  является правомерным.

Оснований для признания недействительным решения налоговой инспекции  № 20 от 16.032010 об отказе в возмещении НДС не имеется.

Общество ни в апелляционной жалобе, ни в суде первой инстанции не опровергло доводы налоговой инспекции о том, что энергия приобреталась для иных целей, связанных с угрозой отключения, неоплатой и бездоговорным потреблением энергии потребителями - МУП «Горводоканал», и ОАО «Энергосервис» (пункт 2 решения, том 1 л.д. 14).

Указанные обстоятельства не являются препятствием для подачи уточненной налоговой декларации при наличии соответствующих первичных документов.

Суд первой инстанции правильно применил нормы права, дал надлежащую оценку доказательствам, выводы суда соответствуют обстоятельствам и материалам дела, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, не допущено.

Оснований для отмены или изменения судебного акта, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10 августа 2010 г.оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

     Председательствующий
   Л.В. Афанасьева

     Судьи
   Д.А. Белов

     О.В. Марченко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка