ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2010 года  Дело N А61-2430/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2010 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Параскевовой С.А.,

судей: Казаковой Г.В.(докладчик), Винокуровой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шестаковой Н.А., рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Алагирский деревообрабатывающий завод» г. Алагир на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 16.03.2010 по делу №А61 - 2430/09 (судья Бекоева С.Х.) по заявлению Министерства имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания г. Владикавказ к открытому акционерному обществу «Алагирский деревообрабатывающий завод» г. Алагир о взыскании 385 908 рублей 50 копеек, при участии в судебном заседании представителей сторон: от ответчика - открытого акционерного общества «Алагирский деревообрабатывающий завод» г. Алагир - директор Агузарова Т.В.; от истца - Министерства имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания г. Владикавказ - не явились, извещены,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания (далее - Минимущество РСО - А, Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к Республиканскому государственному унитарному предприятию «Алагирский деревообрабатывающий завод» (далее - предприятие, ответчик) о взыскании задолженности по оплате арендных платежей в размере 385 908 рублей 50 копеек, в том числе 341 412 рублей 20 копеек основного долга по арендным платежам за 3 - 4 кварталы 2007 года, за 2008 год, за 1, 2 и 3 кварталы 2009 года и 44 496 рублей 30 копеек пени за несвоевременную оплату арендных платежей за земельные участки с кадастровым номером 15:07:05 06 33:0002, расположенный по адресу: г. Алагир, ул. Плиева, 3, с кадастровым номером 15:07:050633:0003, расположенный по адресу: г. Алагир, ул. Ворошилова, без номера, с кадастровым номером 15:06:050633:0004, расположенный по адресу: г. Алагир, ул. Цаликова, 4.

Определением суда от 17.02.2010 в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик по делу - Республиканское государственное унитарное предприятие «Алагирский деревообрабатывающий завод»  заменено на правопреемника - Открытое акционерное общество «Алагирский деревообрабатывающий завод» (далее - ОАО «Алагирский деревообрабатывающий завод»,Общество, ответчик) (л.д. 61 - 63).

Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 16.03.2010 по делу №А61 - 2430/09 исковые требования удовлетворены, взысканы с Открытого акционерного общества «Алагирский деревообрабатывающий завод» в пользу Министерства имущественных отношений РСО - Алания основной долг в сумме  341 412 рублей  20 копеек по оплате арендных платежей за 3 - 4 кварталы 2007 года, за 2008 год и за 1 - 3 кварталы 2009 года, пеня за просрочку оплаты арендных платежей в сумме 44 496 рублей 30 копеек, а всего взыскано 385 908 рублей 50 копеек, в доход Федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 9 218 рублей  17 копеек. Судебный акт мотивирован тем, что собственником земельных участков переданных по договору аренды Обществу является Республика Северная Осетия - Алания, поскольку пользование землей является платным, общество обязано оплачивать арендные платежи в пользу Министерства имущественных отношений РСО - Алания.

Не согласившись с принятым решением от 16.03.2010 по делу №А61 - 2430/09 ОАО «Алагирский деревообрабатывающий завод» обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем принято незаконное и необоснованное решение. По мнению общества, судом первой инстанции не учтено, что договор аренды земельных участков с Министерством имущественных отношений не заключался, более того, Минимущество является учредителем общества и владельцем акций, а на основании распоряжения от 02.10.2006 № 482 земельные участки переданы Обществу в уставный капитал по передаточному акту от 30.10.2006.

Определением суда от 28.05.2010 апелляционная жалоба принята к производству апелляционного суда, судебное заседание назначено на 21.06.2010,  которое определением суда отложено на 12.07.2010, у Министерства имущественных отношений истребованы документы в обоснование исковых требований.

В судебном заседании 12.07.2010 представитель ОАО «Алагирский деревообрабатывающий завод» в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать. Уточнения приняты судом.

Представитель Министерства имущественных отношений РСО - Алания, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, определение суда от 21.06.2010 Министерство не исполнило, истребованные судом документы не представлены. В отзыве от 10.06.2010 представитель истца просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело по апелляционной жалобе рассмотрено без участия представителя истца по имеющимся в деле доказательствам.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания 16.03.2010 по делу №А61 - 2430/09 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, поэтому подлежит отмене с принятием  нового судебного акта  об отказе в удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 30 марта 2004 года администрация местного самоуправления Алагирского района в лице главы администрации, именуемый «Арендодатель» и Государственное унитарное предприятие «Алагирский деревообрабатывающий завод» «Арендатор» заключили договор аренды, согласно которому предприятию были предоставлены в аренду следующие земельные участки общей площадью 3,7094 га из земель поселений: земельный участок площадью 0,1289 га  с кадастровым номером 15:07:05 06 33:0002, расположенный по адресу: г. Алагир,  ул. Плиева, 3, для эксплуатации котельной и прилегающей территории; земельный участок площадью 3,3321 га с кадастровым номером 15:07:050633:0003, расположенный по адресу: г. Алагир, ул. Ворошилова, без номера, для эксплуатации промышленных объектов; земельный участок площадью 0,2484 га с кадастровым номером 15:06:050633:0004, расположенный по адресу: г. Алагир, ул. Цаликова, 4, для эксплуатации административного здания и трехэтажного жилого дома (л.д. 7 - 11,12,13).

Срок действия договора был установлен с 01.01.2004 по 01.01.2019 (пункт 2.1).

Размер арендной платы стороны установили в сумме 137 641 рубля за 1 год, которая подлежит внесению ежеквартально равными частями (пункты 3.1, 3.2, 3.3).

Договор аренды подписан арендодателем - представителем администрации местного самоуправления Алагирского района и арендатором - представителем Государственного унитарного предприятия «Алагирский деревообрабатывающий завод», а также согласован с Министерством имущественных отношений РСО - Алания.

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке в Регистрационной Палате РСО - Алания 12.10.2004, номер регистрации - № 15 - 01/07 - 08/2004 - 306.

25 июня 2007 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Республики Северная Осетия - Алания на следующие земельные участки: земельный участок площадью 0,1289 га с кадастровым номером 15:07:05 06 33:0002, расположенный по адресу: г. Алагир, ул. Плиева, 3, за № 15 - 15 - 01/035/2007 - 261, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 15 АЕ 764123; земельный участок площадью 3,3321 га  с кадастровым номером 15:07:05 06 33:0003, расположенный по адресу: г. Алагир,  ул. Ворошилова, без номера, за № 15 - 15 - 01/035/2007 - 262, о чем выдано свидетельство  о государственной регистрации права серии 15 АЕ 764122; земельный участок площадью 0,2484 га с кадастровым номером 15:06:050633:0004, расположенный по адресу:  г. Алагир, ул. Цаликова, 4, за № 15 - 15 - 01/035/2007 - 263, о чем выдано свидетельство  о государственной регистрации права серии 15 АЕ 764120 (л.д. 17,18,19).

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 608, 617 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 - ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации», пришел к выводу о том, что после государственной регистрации права  собственности субъекта Российской Федерации на спорные земельные участки арендодателем по указанным договорам стала Республика Северная Осетия - Алания, к которой перешло право требования уплаты арендной платы в лице Министерства имущественных отношений РСО - Алания.

Между тем судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с уставом ОАО «Алагирский деревообрабатывающий завод» общество создано путем преобразования Республиканского государственного унитарного предприятия «Алагирский деревообрабатывающий завод». Уставной капитал общества составляет 2 432 400 рублей и составляется из номинальной стоимости 243 240 обыкновенных акций стоимостью 10 рублей каждая. Место нахождения общества определено: г. Алагир,   ул. Цаликова, д. 4 (л.д. 28 - 44).

Согласно подпунктам 1 и 9 пункта 1 и пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178 - ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в редакции 2006 года, действовавшего на момент преобразования, способами приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество и внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставной капитал открытых акционерных обществ. Порядок проведения приватизации определен названным Законом. Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей  25 Федерального закона № 178 - ФЗ, в редакции 2006 года, по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. При этом доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и приобретаемых соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем  25 процентов плюс одна акция, если иное не установлено Президентом Российской Федерации в отношении стратегических акционерных обществ.

Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться при учреждении открытых акционерных обществ.

При внесении государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества количество акций, приобретаемых в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, доля этих акций в общем количестве обыкновенных акций открытого акционерного общества и стоимость государственного или муниципального имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества (цена приобретения указанных акций), определяются в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» и законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, если иное не установлено федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 178 - ФЗ, в редакции 2006 года, состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.

В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

При приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов указанного предприятия, изымается собственником.

В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений РСО - Алания № 482 от 04.10.2006 о приватизации Республиканского государственного унитарного предприятия «Алагирский деревообрабатывающий завод»  утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, а также перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса (л.д. 25 - 27).

30.10.2006 между Министерством имущественных отношений РСО - Алания  и ОАО «Алагирский деревообрабатывающий завод» был подписан передаточный акт (л.д. 73 - 80).

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона № 178, в редакции 2006 года,  открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом.

Как видно из передаточного акта о приемке подлежащего приватизации имущественного комплекса Республиканского государственного унитарного предприятия «Алагирский деревообрабатывающий завод» Министерство имущественных отношений  РСО - Алания передало в качестве оплаты уставного капитала ОАО «Алагирский деревообрабатывающий завод» земельные участки, расположенные по адресу: г. Алагир, ул. Плиева, 3 площадью 0,1289 га с кадастровым номером 15:07:05 06 33:0002, и по адресу: г. Алагир, ул. Ворошилова, без номера, площадью 3,3321 га с кадастровым номером 15:07:05 06 33:0003, которые указаны в акте как «Основные средства» Земельные участки (л.д. 73 - 80).

Земельный участок площадью 0,2484 га с кадастровым номером 15:06:050633:0004, расположенный по адресу: г. Алагир, ул. Цаликова, 4, для эксплуатации административного здания и трехэтажного жилого дома в акте не указан, однако в разделе «Основные средства» в пункте «Здания», указано Административное здание общей площадью 238 кв. м, расположенное по адресу: г. Алагир, ул. Цаликова, 4.

Следовательно, часть земельного участка площадью 0,2484 га с кадастровым номером 15:06:050633:0004, передана в уставной капитал вместе с административным зданием, а часть земельного участка, на котором расположен трехэтажный жилой дом, в состав подлежащего приватизации комплекса имущества не включен.

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 15.01.2010  № 6 видно, что ОАО «Алагирский деревообрабатывающий завод» создано путем реорганизации в форме преобразования Республиканского государственного унитарного предприятия «Алагирский деревообрабатывающий завод», зарегистрировано 30.10.2006 за основным государственным регистрационным номером 1061514012669, учредителем общества является Министерство имущественных отношений РСО - Алания с долей уставного капитала 2432400 рублей, которое также является держателем реестра акционеров акционерного общества. Сведений о других акционерах не имеется(л.д.47 - 51).

Доказательств о том, что акции ОАО «Алагирский деревообрабатывающий завод» размещались путем открытой подписки или продавались на рынке ценных бумаг в материалы дела не представлено.

Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что ОАО «Алагирский деревообрабатывающий завод» создано в процессе приватизации, учредителем ОАО «Алагирский деревообрабатывающий завод» является Министерство имущественных отношений РСО - Алания, которое является представителем публично - правового образования - Республики Северная Осетия - Алания.

Следовательно, публично - правовому образованию - Республике Северная Осетия - Алания в лице Министерства имущественных отношений РСО - Алания, принадлежит  100 % акций ОАО «Алагирский деревообрабатывающий завод», а поэтому все имущество, в том числе и земельные участки, переданные в уставной капитал ОАО, принадлежит на праве собственности Республики Северная Осетия - Алания.

При установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что публично - правовое образование Республика Северная Осетия - Алания в лице Министерства имущественных отношений, принимая решение о преобразовании государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общества путем передачи в уставной капитал принадлежащего республике имущества, в том числе и земельных участков, прекратило договорные отношения по аренде земельных участков.

Следовательно, Министерство имущественных отношений по договору аренды от  30 марта 2004 года, как правопреемник администрации местного самоуправления Алагирского района, после разграничения права на земельные участки, и как обладатель 100% акций ОАО «Алагирский деревообрабатывающий завод» по указанному договору является одновременно кредитором и должником.

В силу статьи 407 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство может быть прекращено по основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии со статьей 413 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице.

Поскольку передача земельных участков Министерством имущественных отношений в уставной капитал ОАО состоялась 30.10.2006, с этого времени подлежит прекращению обязательство по уплате арендных платежей за пользование земельными участками, находящимися в составе уставного капитала, в связи с совпадением должника и кредитора в одном лице.

При установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает требования Министерства имущественных отношений о взыскании долга по арендным платежам и пени незаконными и необоснованными, а поэтому не подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Определением суда апелляционной инстанции от 21.06.2010 у Министерства имущественных отношений истребованы доказательства о праве требовать уплаты арендных платежей, с учетом того обстоятельства, что земельные участки переданы в уставной капитал общества, 100 % держателем акций которого является публично - правовое образование.

Однако Министерство имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания определение суда не исполнило, доказательств в обоснование своих требований суду апелляционной инстанции не представило.

В соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются: неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права ли процессуального права.

Учитывая, что допущенные судом первой инстанции нарушения привели к принятию неправильного решения, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 16.03.2010 по делу  №А61 - 2430/09 незаконным и необоснованным, а поэтому на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ решение суда первой инстанции надлежит отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске в соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика являются обоснованными, поэтому апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на истца, но взысканию не подлежат, поскольку истец в порядке статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, понесенные ОАО «Алагирский деревообрабатывающий завод», относятся на истца и подлежат взысканию в пользу ответчика, поскольку при подаче апелляционной жалобы ответчиком платежным поручением № 33 от 11.05.2010 перечислена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2 000 рублей.

Излишне уплаченная ответчиком (по неверным реквизитам) по квитанции от 15.04.2010 государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей подлежит возвращению из Федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 16.03.2010 по делу №А61 - 2430/09 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.