ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 октября 2010 года  Дело N А61-670/2010

Резолютивная часть постановления оглашена

05 октября 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено

05 октября 2010 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный  суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Джамбулатова С.И., Фриева А.Л.,

при ведении протокола с/з

секретарем Замуруевой Е.А.

С участием в заседании представителей:

от объединения организаций профсоюзов РСО - А:

Хатагов Т.А. - представитель по доверенности (копия в деле);

от Федерации независимых профсоюзов России:

Абдукеримова А.А. - представитель по доверенности (копия в деле);

от администрации местного самоуправления Ирафского района РСО - А:

не явились, извещены;

от Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО - А:

не явились, извещены;

от Правительства РСО - А:

не явились, извещены;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РСО - А:

не явились, извещены;

от ФГУ «Национальный парк «Алания»:

не явились, извещены;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу объединения организаций профсоюзов Республики Северная Осетия - Алания и Федерации независимых профсоюзов России

на

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 02.07.2010

по делу

№ А61 - 670/2010

под председательством судьи Коптевой М.Б.

по заявлению объединения организаций профсоюзов Республики Северная Осетия - Алания и Федерации независимых профсоюзов России

к

администрации местного самоуправления Ирафского района Республики Северная Осетия - Алания

3 - и лица:

Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Северная Осетия - Алания, Правительство Республики Северная Осетия - Алания, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республики Северная Осетия - Алания, федеральное государственное учреждение «Национальный парк «Алания»

о

признании незаконным ненормативного правого акта связанного с применением законодательства о земле,

УСТАНОВИЛ:

Федерация независимых профсоюзов России (далее - ФНПР) и объединение организаций профсоюзов РСО - Алания (далее - Объединение профсоюзов) (соистцы) обратились в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением к Администрации местного самоуправления Ирафского района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 11.03.2010 № 47, о передаче в общедолевую собственность земельного участка с кадастровым номером 15:04:05 01 02:0022, общей площадью 3,83 га, расположенного по адресу: РСО - Алания, Ирафский район, Южная окраина сел. Дзинага, и обязании заключить с истцами договоры купли - продажи указанного земельного участка путем направления истцам проекта договора.

К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Северная Осетия - Алания, Правительство Республики Северная Осетия - Алания, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республики Северная Осетия - Алания, федеральное государственное учреждение «Национальный парк «Алания».

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 02.07.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что спорный участок ограничен в обороте, поскольку расположен в пределах особо охраняемой природной территории. Такой участок не может быть предоставлен в собственность в силу закона.

Не согласившись с таким решением, ФНПР и объединение профсоюзов  обратились в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просят решение суда от 02.07.2010 отменить. Заявители считают ошибочным вывод суда о том, что спорный участок относится к категории особо охраняемых природных территорий. Спорный участок имеет рекреационное назначение, что предопределяется целевым назначением объекта недвижимости, а потому может находиться, как в государственной, так и в частной собственности, без ограничения участия в обороте.

В судебном заседании представители ФНПР и Объединения профсоюзов требования по апелляционной жалобе поддержали, просили отменить решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Другие лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд полномочных представителей не направили, причину неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заинтересованных и третьих лиц.

В судебном заседании 28.09.2010 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 05.10.2010.

Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, выслушав в судебном заседании представителей ФНПР и Объединения профсоюзов, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации доказательства по делу, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в сентябре 1979 года Северо - Осетинскому областному Совету по туризму и экскурсиям СОАССР в бессрочное и бесплатное пользование для строительства турбазы был предоставлен земельный участок общей площадью 12,0 га. (том 1 л.д. 8 - 11) На указанном земельном участке Советом по туризму и экскурсиям осуществлено строительство турбазы «Дзинага». В 2006 году за истцами зарегистрировано право долевой собственности на следующие объекты недвижимого имущества: здание (литер О) общей площадью 58,2 кв.м., здание (литер Е) общей площадью 430,2 кв.м., здание (литер М) общей площадью 422,4 кв.м., здание (литер В) общей площадью 1 120,0 кв.м., здание (литер Д) общей площадью 428,6 кв.м., здание (литер Г) общей площадью 662,9 кв.м., здание (литер К) общей площадью 327,4 кв.м., здание (литер З) общей площадью 390,2 кв.м., здание (литер И) общей площадью 390,2 кв.м., здание (литер Ж) общей площадью 595,2 кв.м., здание (литер М) общей площадью 422,4 кв.м. (том 1 л.д. 15 - 34).

Письмами от 22.01.2009 № 18 - 34 и 08.02.2010 № 34/05 - 41 Объединение организаций профсоюзов РСО - Алания обратилось в администрацию с просьбой передать в собственность земельный участок общей площадью 3,83 га кадастровой стоимостью 10.953 рублей (том 1 л.д. 90,91).

Администрация письмом № 47 от 11.03.2010 отказалась предоставить земельный участок в собственность Объединения организаций профсоюзов РСО - Алания, мотивировав тем, что земельный участок общей площадью 3,83 га, на котором расположена турбаза «Дзинага», относится к землям особо охраняемых территорий и находится в километровой зоне национального парка «Алания».

Посчитав отказ ответчика в приватизации спорного земельного участка необоснованным, заявители обратились в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», действия государственного органа или органа местного самоуправления могут быть признан судом незаконными лишь при одновременном их несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Режим национальных парков определяется нормами Федерального закона от 14.03.1995 № 33 - ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33 - ФЗ). Порядок образования национальных парков установлен статьей 14 Закона № 33 - ФЗ, согласно которому национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Пунктом 5 статьи 12 Закона № 33 - ФЗ национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.

Пунктом 4 статьи 12 Закона № 33 - ФЗ и пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников.

Согласно пункту 2 статьи 12 названного Закона земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами.

Пункт 5 статьи 16 Закона № 33 - ФЗ предусматривает, что земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.

Пункт 1 статьи 15 Закона № 33 - ФЗ устанавливает дифференцированный режим особой охраны территорий национальных парков с учетом их природных, историко - культурных и иных особенностей с выделением различных функциональных зон, в том числе: заповедной; особо охраняемой; познавательного туризма; рекреационной; охраны историко - культурных объектов; обслуживания посетителей; зоны хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка. При этом на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно - историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков (пункт 2 статьи 15).

Пункт 4 статьи 15 Закона устанавливает, что на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, ограничиваются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201 - ФЗ). С федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально - экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

По решению Правительства Российской Федерации в соответствующих функциональных зонах допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация физкультурно - оздоровительных, спортивных и спортивно - технических сооружений и объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, национальный парк «Алания» Федеральной службы лесного хозяйства России создан на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 225 «О создании в Республике Северная Осетия - Алания национального парка «Алания» (далее - постановление № 225). Пункт 1 постановления № 225 предусматривает включение в состав национального парка «Алания» 14 384 гектаров земель других пользователей без изъятия их из хозяйственного ведения (том 2 л.д. 102 - 103).

Согласно пункту 2 Положения о Федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Алания» (далее - Положение), утвержденного Руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России 21.11.1998, в соответствии с постановлением № 225 общая площадь территории национального парка составляет 54 926 га. В границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации общей площадью 14 384 га.

Пунктом 13 Положения устанавливается дифференцированный режим особой охраны национального парка. Исходя из приложения № 3 к Положению, устанавливающего перечень владельцев и пользователей земельных участков, включенных в границы национального парка «Алания» без изъятия из хозяйственного пользования, спорный земельный участок включен в границы земель национального парка «Алания» (том 2 л.д. 120).

Таким образом, с момента создания национального парка «Алания» спорный земельный участок входил в состав его территории.

Факт создания национального парка «Алания», законность правовых актов о его создании, также как факт и законность включения в его состав земель заявителей, закрепленных за последними на праве постоянного бессрочного пользования, включая и спорный земельный участок, никем не оспариваются.

Тот факт, что в материалах дела отсутствуют данные об окончании работ по определению границ национального парка, не может служить основанием для вывода об отсутствии доказательств того, что спорный земельный участок не входит в состав территории национального парка. В силу изложенного письмо ФГУ «Земельная кадастровая палата» № 1893 от 04.10.2010 не может быть положено в основу вывода о не вхождении спорного земельного участка в состав земель национального парка.

Поскольку в силу положений Закона № 33 - ФЗ на территории национальных парков могут находиться населенные пункты, объекты недвижимости, принадлежащие различным собственникам, и может вестись соответствующая хозяйственная деятельность, включая строительство, такие факты, как нахождение на спорном земельном участке принадлежащих заявителям на праве собственности объектов недвижимости и отнесение указанного земельного участка к категории земель населенных пунктов согласно кадастровым документам, сами по себе не может служить основанием для вывода о том, что этот земельный участок не входит в состав территории национального парка.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Поскольку нормы материального и процессуального права применены Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Госпошлина по апелляционной жалобе в силу статьи 110 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации относится на ее подателей, но взысканию не подлежит, поскольку уплачена в полном объеме.

Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 02.07.2010 по делу № А61 - 670/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.

Ю.Б. Луговая

судьи

С.И. Джамбулатов

А.Л. Фриев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка