• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 марта 2009 года  Дело N А63-13006/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2009 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Параскевовой С.А.,

судей: Жукова Е.В.(докладчик), Сулейманова З.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой Н.А.,

рассмотрев апелляционную жалобу ФГУ «Санаторий имени Сеченова» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.12.2008 по делу № А63 - 13006/2008 - С3 по исковому заявлению ОАО «Ессентукские городские электрические сети» к ФГУ санаторий имени Сеченова» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию г. Ессентуки, с участием третьего лица Региональной тарифной комиссии Ставропольского края о взыскании 136518 рублей 67 копеек,

при участии:

от ФГУ санаторий «имени И.М. Сеченова»: представитель Балихина Г.И., представитель Берберов М.Г.,

от ОАО «Ессентукские городские электрические сети»: представитель Путенко В.В.,

от третьего лица Региональной тарифной комиссии Ставропольского края: не явились, уведомлены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Ессентукские городские электрические сети» г. Ессентуки обратилось с иском к ФГУ санаторий имени И.М. Сеченова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» г. Ессентуки с учетом уточнения, принятым судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ о взыскании 229 830 руб. 43 коп. задолженности за электроэнергию в сумме 136 518 руб. 67 коп. за период с 01.01.08 по 30.09.08 в соответствии с условиями по договору № 1 от 01.01.08.

Определением от 10.11.08 по ходатайству истца суд привлек третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора Региональную тарифную комиссию Ставропольского края.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 03.12.08 г. с ФГУ санаторий имени И.М.Сеченова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию г. Ессентуки в пользу ОАО «Ессентукские городские электрические сети» г. Ессентуки взыскано 136 518 руб. 67 коп. задолженности, 4 230 руб. 37 коп. расходов по уплате государственной пошлины. Истцу возвратили излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 866 руб. 28 коп.,

Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции ФГУ санаторий имени И.М.Сеченова обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, обосновав свою позицию тем, что решение принято с нарушение норм материального и процессуального права. Принятый судебный акт существенно нарушает права и законные интересы апеллянта и подлежит отмене, поскольку суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание юридически значимые обстоятельства дела. Суд первой инстанции при вынесении решения не учел, что энергоснабжающая организация не имеет права одностороннего изменения существенных условий договора.

Представитель Региональной тарифной комиссии Ставропольского края в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители ФГУ санаторий имени И.М. Сеченова в судебном заседании апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам, считают решение противоречащим действующему законодательству, просят решение Арбитражного суда Кабардино - Балкарской Республики по делу № А20 - 3524/06 от 04.12.08 г. отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель ОАО «Ессентукские городские электрические сети» в судебном заседании доводы апелляционной жалобы доводы не признал, поддержал предоставленный отзыв, согласно которому считает что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, просит решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.12.2008 по делу № А63 - 13006/2008 - С3 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 03.12.2008 по делу № А63 - 13006/2008 - С3 проверена в апелляционном порядке в соответствии главой 34 АПК РФ.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и поступившего отзыва, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 1.1 договора купли - продажи электрической энергии № 1 от 01.01.08, заключенного между ОАО «Ессентукские городские электрические сети» (гарантирующим поставщиком) и ФГУ «санаторий имени И.М. Сеченова» (абонентом) истец отпускал за плату, а ответчик принимал и оплачивал электроэнергию.

Пунктом 1.2 договора объемы потребления установлены в равных долях по 90 тыс.кВт/ч ежемесячно в течение 2008 года с согласованной ценой за единицу поставляемой энергии по регулируемым тарифам за счет бюджетных средств.

Абонент оплату всей потребленной электроэнергии производил по согласованной цене, считая, что применение нерегулируемых цен является необоснованным, что послужило основанием для данного иска.

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 1 статьи 424 Кодекса в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Кроме того, в силу положений статьи 426 Кодекса договор энергоснабжения является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Такой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1), а цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (пункт 2).

Согласно пункту 4 статьи 426 Кодекса в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения).

Статьей 2 Федерального закона «Об электроэнергетике» предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами.

На основании статьи 2 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 названного закона).

В силу Федерального закона «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.06 № 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.

Согласно пункту 4 Правил продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан - потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления. Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном Правилами.

Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли - продажи (поставки) электрической энергии (пункт 5 Правил).

В пункте 106 Правил определено, что на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане - потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.

В силу пункта 109 Правил электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 Правил, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.

Пунктами 109 - 111 Правил установлен механизм расчета нерегулируемых цен, что в системном толковании со статьей 2 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» указывает на их императивный характер для всех участников спорных правоотношений.

Ссылка ответчика на то, что к нему нерегулируемые цены применяться не должны, так как оплата потребленной электроэнергии производится из федерального бюджета, является ошибочной.

Применение сторонами расчетов по свободным (нерегулируемым) ценам согласовано сторонами разделом 3 Контракта и соответствует пунктам 4, 106, 109 Постановления Правительства РФ № 530.

В соответствии с пунктом 3.1 договора, заключенного между сторонами, его стоимость определяется количеством отпущенной ФГУ санаторий имени И.М. Сеченова электроэнергии.

Цена электроэнергии и мощности, поставляемой истцом ответчику, определяется в соответствии с положениями действующих федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов, Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.06 № 530.

По регулируемым ценам (тарифам) электрическая энергия (мощность) поставляется санаторию в объеме, приобретаемом ОАО «Горэлектросеть» по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках, в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 530.

Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых санаторию по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с абзацем первым пункта 3.1 должна оплачиваться им по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.

В соответствии с пунктом 2.3 Устава санаторий имеет право осуществлять предпринимательскую и иную деятельность, приносящую доходы в виде оказания платных медицинских услуг, реализовывать санаторно - курортные путевки по договорам.

Таким образом, ответчик не относится к числу покупателей, приравненных к льготной группе (категории) потребителей (покупателей), к которой в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов применяются только регулируемые тарифы.

В случае увеличения стоимости договора за счет свободной (нерегулируемой) цены, главным распорядителем бюджетных средств (Федеральным Агентством по здравоохранению и социальному развитию) на основании дополнительного договора (соглашения), оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть внесены изменения в бюджетные обязательства.

Таким образом апелляционная коллегия считает, что судом первой инстанции исковые требования удовлетворены правомерно.

Доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции отклоняет за необоснованностью, поскольку они не подтверждаются материалами дела. Они же были проверены судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Истец, установив нарушение ответчиком договорных обязательств, а также требований указанных правовых актов, правомерно произвел начисление платы в соответствии с установленным порядком.

Доводы ответчика о том, что компенсационные коэффициенты применению не подлежат, опровергается материалами дела. Факт наличия повышенного содержания загрязняющих веществ в стоках ответчика, сбрасываемых в системы городской канализации, подтвержден документально и, по существу им не оспаривается.

Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера, правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности и исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст.ст.269 - 271 АПК РФ, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.12.2008 по делу № А63 - 13006/2008 - С3 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГУ санаторий имени И.М. Сеченова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» г. Ессентуки без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.

     Председательствующий
     С.А. Параскевова

     Судьи
    Е.В. Жуков

     З.М. Сулейманов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А63-13006/2008
Принявший орган: Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 10 марта 2009

Поиск в тексте