Действующий


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 6 февраля 2006 года Дело N 3-5/06


[Об оспаривании отдельных положений постановления
Правительства Санкт-Петербурга от 10 октября 1996 года N 6
"О совершенствовании деятельности по упорядочению
размещения наружной рекламы и информации и проведения
массовых мероприятий в коммерческих целях в Санкт-Петербурге"
]

__________________________________________________________

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31.05.2006 N 78-Г06-14 решение оставлено без изменения.

__________________________________________________________


Санкт-Петербургский городской суд в составе: судьи ... с участием прокурора ... при секретаре ... рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлениям ООО "ЗЕТА" и Ж-й М.В. об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10 октября 1996 года N 6 "О совершенствовании деятельности по упорядочению размещения наружной рекламы и информации и проведения массовых мероприятий в коммерческих целях в Санкт-Петербурге" (с изменениями и дополнениями), установил:

Пунктом 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.1996 N 6 "О совершенствовании деятельности по упорядочению размещения наружной рекламы и информации в Санкт-Петербурге и мерах по увеличению доходов бюджета Санкт-Петербурга от наружной рекламы" утверждена новая редакция "Правил размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в Санкт-Петербурге" (далее - Правила) согласно приложению (т.I, л.д.75-76, 77-82, 83-84).

В дальнейшем распоряжениями губернатора Санкт-Петербурга и Администрации Санкт-Петербурга в указанное постановление Правительства Санкт-Петербурга и Правила были внесены изменения и дополнения (т.I, л.д.88, 92, 97, 108-110, 116-117, 124-128, 160, 165-168, 211, 220).

В том числе название постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.1996 N 6 было изложено в следующей редакции: "О совершенствовании деятельности по упорядочению размещения наружной рекламы и информации и проведения массовых мероприятий в коммерческих целях в Санкт-Петербурге" (т.I, л.д.165-168).

ООО "ЗЕТА" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением (т.I, л.д.2-3, 226-228), уточнив требования и их основания (т.I, л.д.234-238), просило признать недействующими положения пунктов 1.4, 1.6 и 3.1.1 указанных выше Правил.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что оспариваемые им положения нормативного правового акта противоречат федеральному законодательству и нарушают его права рекламодателя и рекламораспространителя, на заключение договора для размещения наружной рекламы, в том числе на фасаде здания многоквартирного дома N 30, литер А, по Литейному проспекту Санкт-Петербурга.

Ж-ва М.В. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением (т.II, л.д.2-3), в котором просила признать недействующими пункты 1.6 и 3.1.1 Правил, ссылаясь на противоречия установленных ими положений федеральному законодательству, считает, что они нарушают ее права сособственника квартиры в многоквартирном доме N 105, корпус 1, по Гражданскому проспекту Санкт-Петербурга в отношении пользования общим имуществом этого дома, находящегося в общей долевой собственности.

Оба дела были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения (т.II, л.д.89).

Представители Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ Санкт-Петербурга), Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга заявленные требования не признали, ссылаясь на то, что оспариваемые заявителями положения нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителей, на которые они ссылаются.

Суд, выслушав объяснения представителей заявителей, заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении требований заявителей отказать, находит, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из преамбулы оспариваемого постановления Правительства Санкт-Петербурга, оно принято в целях содействия дальнейшему становлению рынка коммерческо-информационных услуг, увеличению доходов бюджета Санкт-Петербурга от размещения наружной рекламы, которое постановлено считать приоритетной задачей развития этого вида деятельности в Санкт-Петербурге (т.I, л.д.75).

Пунктом 8 этого постановления установлено, что размещать объекты наружной рекламы и информации в Санкт-Петербурге разрешено юридическим и физическим лицам, выполняющим требования, определенные "Правилами рекламы", "Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Санкт-Петербурге и на территориях, подчиненных Санкт-Петербургу", а также Законом Российской Федерации "О рекламе" (пункт 8.1).

Единственным видом платежа, вносимого за предоставление в пользование участков на землях общего пользования, объектов благоустройства, а также находящихся в ведении Санкт-Петербурга зданий, сооружений и объектов в целях размещения наружной рекламы и информации, является оплата по договорам, заключаемым с Городским центром размещения рекламы в соответствии с "Правилами рекламы" (пункт 8.2 постановления, пункт 4.3 Правил).

Согласно пункту 1.2 Правил, они регулируют порядок распространения, установки, размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации любыми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, в том числе иностранными (в дальнейшем - предприятиями и гражданами), в Санкт-Петербурге и на подчиненных ему территориях (в дальнейшем - в Санкт-Петербурге).

В соответствии с пунктом 2.1 Правил объектами наружной рекламы и информации (рекламоносителями) являются любые стенды, щиты, плакаты, панно, экраны, табло, дисплеи, панели, тумбы, вывески, указатели, установки, транспаранты, перетяжки, подвесы, флаги и иные объекты, стационарные и временные, плоские и объемно-пространственные, световые, газосветные, размещенные вдоль дорог, улиц, проездов, площадей и набережных города, в садах, парках и скверах, на павильонах городского транспорта, торговых павильонах и киосках, стенах, крышах, витринах и окнах зданий и сооружений, мостах, эстакадах, путепроводах, временных строительных сооружениях, в подземных переходах, а также надписи на воздушных шарах, аэростатах, дирижаблях и пр., несущие информацию коммерческого и некоммерческого характера.

В силу пункта 1.5 Правил размещать (распространять) объекты наружной рекламы и информации в Санкт-Петербурге (в дальнейшем - рекламоносители) разрешено юридическим и физическим лицам, выполняющим требования, определенные Правилами, "Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Санкт-Петербурге и на территориях, подчиненных Санкт-Петербургу" (в дальнейшем - "Правила благоустройства"), а также Законом Российской Федерации "О рекламе".

Положениями раздела 4 Правил установлено, что в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "О рекламе" за предоставление в пользование участков на землях общего пользования, объектов благоустройства, а также находящихся в ведении Санкт-Петербурга зданий, сооружений и объектов в целях размещения наружной рекламы и информации взимается плата (пункт 4.1).

Порядок, размер и формы платы за пользование указанными в пункте 4.1 объектами определяются типом, размером и количеством установленных рекламоносителей, местом и сроком их размещения, видом и содержанием рекламы или информации, располагаемой на объекте (пункт 4.2).

Размер оплаты определяется Городским центром размещения рекламы на основе установленных тарифных расценок (пункт 4.4).

Рекламодатели и рекламораспространители вносят плату путем перевода средств на счет Центра в соответствии с договором между Центром и ими (пункт 4.5).

Заявители оспаривают положения, установленные следующими пунктами Правил:

1.4. Установленный Правилами порядок размещения объектов наружной рекламы и информации в Санкт-Петербурге распространяется на всю территорию Санкт-Петербурга, независимо от ведомственной принадлежности или формы собственности зданий, сооружений, объектов или земельных участков, на которых размещается реклама;

1.6. Основанием размещения (распространения) рекламоносителей (за исключением обязательных вывесок) на землях общего пользования, объектах благоустройства, а также находящихся в ведении Санкт-Петербурга зданиях, сооружениях и объектах являются договоры, заключаемые лицами, владеющими такими рекламоносителями или размещающими их, с Городским центром размещения рекламы (в дальнейшем - Центр), выступающим в таких случаях от имени Санкт-Петербурга и действующим на основании договора поручения и доверенности Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга;

3.1.1 Размещение (установка) рекламоносителей (за исключением информационных табличек и учрежденческих досок) на землях общего пользования, объектах благоустройства, а также находящихся в ведении Санкт-Петербурга зданиях, сооружениях и объектах производится только на основании договоров с Городским центром размещения рекламы.

По утверждению представителей Правительства Санкт-Петербурга и КУГИ Санкт-Петербурга, термин "в ведении Санкт-Петербурга", используемый, в частности, в оспариваемых пунктах 1.6 и 3.1.1 Правил, в действующем федеральном законодательстве не раскрывается. В оспариваемом (в части) постановлении Правительства Санкт-Петербурга определение понятия этого термина не дается. Под содержанием этого термина следует понимать недвижимое имущество, перечисленное в оспариваемых пунктах Правил, находящееся как в государственной собственности Санкт-Петербурга, так и в общей долевой собственности Санкт-Петербурга и иных лиц, а также недвижимое имущество, находящееся в "управлении Санкт-Петербурга".

Как пояснили представители Правительства Санкт-Петербурга и КУГИ Санкт-Петербурга, изложенное подтверждается содержанием пункта 1.1 (в редакции от 16.07.2003) договора поручения КУГИ Санкт-Петербурга с Санкт-Петербургским ГУП "ГЦРР" от 15.11.1995, предусмотренного оспариваемым пунктом 1.6 Правил, из которого следует, что поверенный - Центр уполномочен заключать от имени доверителя - КУГИ Санкт-Петербурга, осуществляющего полномочия собственника государственного имущества Санкт-Петербурга, с любыми третьими лицами договоры о предоставлении в пользование земельных участков, объектов благоустройства, а также находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, общей долевой собственности Санкт-Петербурга и иных лиц зданий, сооружений и иных объектов в целях размещения наружной рекламы (т.I, л.д.66), а также аналогичным по содержанию пунктом 1 доверенности от 26.12.2005 N 10004-42, выданной КУГИ Санкт-Петербурга Центру на совершение юридических действий, указанных в названном выше договоре (т.II, л.д.345-346), также предусмотренной оспариваемым пунктом 1.6 Правил.

Аналогичным образом данный термин трактуется и в первом абзаце Тарифных расценок платы за право размещения объектов наружной рекламы и информации на землях общего пользования, объектах благоустройства, а также находящихся в ведении Санкт-Петербурга зданиях, сооружениях и объектах, утвержденных распоряжением Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации от 19.09.2005 N 76-р (т.II, л.д.274-284, 272, 273), установление которых предусмотрено как пунктами 4.2, 4.4 Правил, так и распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 07.12.2000 N 1272-р "О мерах по рекламно-информационному обеспечению мероприятий общегородского масштаба" (с изменениями на 11.07.2002) (т.I, л.д.97, т.II, л.д.250).

По утверждению представителей Правительства Санкт-Петербурга и КУГИ Санкт-Петербурга, термин "объекты благоустройства", используемый в оспариваемых пунктах 1.6 и 3.1.1 Правил, соответствует по своему содержанию установленному статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 29.05.2003 N 239-29 "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге" (с изменениями от 6, 16 декабря 2004 года, 12 января 2005 года) составу объектов благоустройства.

Указанной нормой закона установлено, что объектами благоустройства являются:

искусственные покрытия поверхности земельных участков, иные части поверхности земельных участков в общественно-деловых, жилых и рекреационных зонах, не занятые зданиями и сооружениями, в том числе площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары, внутридворовые пространства, сады, парки, городские леса, лесопарки, пляжи, детские, спортивные и спортивно-игровые площадки, хозяйственные площадки и площадки для выгула домашних животных;

рассматриваемые в качестве объектов благоустройства территории особо охраняемых природных объектов и земель историко-культурного значения, а также кладбища;

зеленые насаждения (деревья и кустарники), газоны;

мосты, путепроводы, транспортные и пешеходные тоннели, пешеходные и велосипедные дорожки, иные дорожные сооружения и их внешние элементы;

территории и капитальные сооружения станций (вокзалов) всех видов транспорта, сооружения и места для хранения и технического обслуживания автомототранспортных средств, в том числе гаражи, автостоянки, автозаправочные станции, моечные комплексы;

технические средства организации дорожного движения;

устройства наружного освещения и подсветки;

причалы, дебаркадеры, стоянки маломерных судов, береговые сооружения и их внешние элементы;

фасады зданий и сооружений, элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий и сооружений, в том числе порталы арочных проездов, кровли, крыльца, ограждения и защитные решетки, навесы, козырьки, окна, входные двери, балконы, наружные лестницы, эркеры, лоджии, карнизы, столярные изделия, ставни, водосточные трубы, наружные антенные устройства и радиоэлектронные средства, светильники, флагштоки, настенные кондиционеры и другое оборудование, пристроенное к стенам или вмонтированное в них, номерные знаки домов и лестничных клеток;

заборы, ограды, ворота;

малые архитектурные формы, уличная мебель и иные объекты декоративного и рекреационного назначения, в том числе произведения монументально-декоративного искусства (скульптуры, обелиски, стелы), памятные доски, фонтаны, бассейны, скамьи, беседки, эстрады, цветники;

объекты оборудования детских, спортивных и спортивно-игровых площадок;

предметы праздничного оформления;

сооружения (малые архитектурные формы) и оборудование для уличной торговли, в том числе павильоны, киоски, лотки, ларьки, палатки, торговые ряды, прилавки, специально приспособленные для уличной торговли автомототранспортные средства;

отдельно расположенные объекты уличного оборудования и уличная мебель утилитарного назначения, в том числе оборудованные посты контрольных служб, павильоны и навесы остановок общественного транспорта, малые пункты связи (включая телефонные будки), объекты для размещения информации и рекламы (включая тумбы, стенды, табло, уличные часовые установки и другие сооружения или устройства), общественные туалеты, урны и другие уличные мусоросборники;

места, оборудование и сооружения, предназначенные для санитарного содержания территории, в том числе оборудование и сооружения для сбора и вывоза мусора, отходов производства и потребления;

рассматриваемые в качестве объектов благоустройства территории производственных объектов и зон, зон инженерной инфраструктуры, зон специального назначения (включая свалки, полигоны для захоронения мусора, отходов производства и потребления, поля ассенизации и компостирования, скотомогильники), а также соответствующие санитарно-защитные зоны;

наружная часть производственных и инженерных сооружений;

иные объекты, в отношении которых действия субъектов права регулируются установленными законодательством правилами и нормами благоустройства.

Исходя из изложенного, суд считает, что оспариваемыми положениями пунктов 1.4, 1.6 и 3.1.1 Правил, носящими императивный характер, в их взаимосвязи между собой и положениями других указанных выше пунктов оспариваемого нормативного правового акта установлено, что в Санкт-Петербурге и на подчиненных ему территориях (в дальнейшем - в Санкт-Петербурге):

1) единственным лицом, которое вправе предоставлять в пользование имущество, независимо от его формы собственности, для размещения наружной рекламы является Санкт-Петербургское ГУП "Городской центр размещения рекламы" (Центр), выступающий в таких случаях от имени Санкт-Петербурга и действующий на основании договора поручения и доверенности Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга;

2) предоставлять в пользование имущество, независимо от его формы собственности, для размещения наружной рекламы допустимо только на основании договора, заключенного Центром с рекламодателями и рекламораспространителями, который является единственным основанием передачи им в пользование имущества, независимо от его формы собственности;

3) оплата по договорам, заключаемым Центром с рекламодателями и рекламораспространителями, о передаче им в пользование имущества, независимо от его формы собственности, для размещения наружной рекламы должна производиться последними на счета и в кассу Центра с последующим перечислением Центром определенной ее части в бюджет Санкт-Петербурга.

Суд считает, что указанные положения оспариваемых пунктов Правил противоречат федеральному законодательству.

Пунктом 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Названные основные формы (виды) собственности, признаваемые в Российской Федерации, перечисляются и в пункте 1 статьи 212 ГК РФ, а согласно пункту 4 этой же нормы права всех собственников должны защищаться равным образом.

Понятие формы собственности означает принадлежность имущества кругу лиц, исчерпывающим образом названному в пункте 2 статьи 212 ГК РФ: имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Частная собственность, субъектами которой выступают граждане и юридические лица, признана обслуживать исключительно их интересы. Право частной собственности охраняется законом (пункт 1 статьи 35 Конституции РФ).

В соответствии со статьей 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федераций является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (пункт 1).