Санкт-Петербургский городской суд
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 июня 2006 года Дело N 2-583/06


[Об оспаривании бездействия Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии]



Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе: председательствующего … судей … рассмотрела в открытом судебном заседании 8 июня 2006 года кассационную жалобу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2006 года по делу по заявлению С-на Ю.В. об оспаривании бездействия Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Заслушав доклад судьи … представителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии К-й Е.А. (доверенность N ГЭ-101-32/963 от 02.03.2006), поддержавшей жалобу, истца С-на Ю.В. и его представителя адвоката П-ва И.Ю., просивших оставить решение районного суда без изменения, судебная коллегия городского суда установила:

С-н Ю.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия вышеназванного федерального органа исполнительной власти, выразившегося в неразмещении в сети Интернет текстов национальных стандартов и общероссийских классификаторов, и просил обязать агентство устранить указанное нарушение путем размещения на его официальном сайте в сети Интернет текстов указанных стандартов и классификаторов.

Решением Красногвардейского районного суда от 20.02.2006 заявление С-на Ю.В. удовлетворено.

В кассационной жалобе Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии просит отменить указанное решение, как необоснованное и не соответствующее нормам материального права, и отказать в удовлетворении заявления С-на Ю.В.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя требования С-на Ю.В. в полном объеме, суд исходил из того, что Положением об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 594, и Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 294, предусмотрена обязанность ответчика по официальному опубликованию текстов национальных стандартов и общероссийских классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

Суд также указал, что, исходя из п.18 Положения о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.08.2003 N 500, на платной основе может предоставляться заинтересованным лицам только продукция и услуги, указанные в подпункте "г" пункта 15 той же статьи, т.е. информация о документах (об их наличии, сроках действия, внесенных изменениях, пересмотре, замене и отмене), разработчиках и утвердивших их органах; документы и копии документов на бумажном носителе и в электронно-цифровой форме; информационная продукция и услуги, создаваемые на основе документов федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

В свою очередь, финансирование расходов по опубликованию текстов национальных стандартов и общероссийских классификаторов, внесенных в них изменений, дополнений и поправок, уведомлений об утверждении национальных стандартов, информации о внесении в них изменений, дополнений, поправок, отмене и замене, перечней действующих национальных стандартов, а также национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, предусмотрено исключительно за счет средств федерального бюджета в соответствии с "Правилами финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования", утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.12.2004 N 791.

Между тем, указанные доводы суда свидетельствуют лишь об обязанности ответчика обеспечивать официальное опубликование вышеназванных материалов, в том числе на своем сайте в сети Интернет, в то время как решением суда в соответствии с требованиями С-на Ю.В. на ответчика возложена обязанность разместить в сети Интернет тексты национальных стандартов и общероссийских классификаторов, что предполагает размещение в сети всего массива действующих в настоящее время национальных стандартов и общероссийских классификаторов и обеспечение свободного доступа к ним.

Однако положения действующего законодательства не дают достаточных оснований для вывода о том, что ответчик несет и эту обязанность.

Пунктом 1 ст.14 Федерального закона "О техническом регулировании" предусмотрено, что национальный орган Российской Федерации по стандартизации (функции которого, согласно п.2 той же статьи, исполняются органом, определяемым Правительством РФ), в частности, утверждает национальные стандарты; осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам; организует опубликование национальных стандартов и их распространение.

В соответствии с пунктом 5.4.11 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 294, оно осуществляет функции национального органа по стандартизации.

Согласно положениям ст.43 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны заинтересованным лицам. Официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов осуществляется национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяется Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 44 того же Закона предусмотрено, что технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, который является государственным информационным ресурсом; порядок его создания и ведения, а также правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством РФ.

Частью 2 той же статьи установлено, что в Российской Федерации в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ, создается и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.

Правовой режим государственных информационных ресурсов установлен Федеральным законом от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", пунктом 1 ст.12 которого установлено, что пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Как обоснованно указывал ответчик при рассмотрении дела, требования закона о равном и свободном доступе к вышеназванным информационным ресурсам не предполагают обязательности бесплатного доступа к ним.

В силу прямого указания, содержащегося в п.18 Положения о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2003 N 500, документы и копии документов в электронно-цифровой форме (подпункт "г" пункта 15 того же Положения) предоставляются пользователям, за исключением федеральных органов законодательной и исполнительной власти и судебных органов, на платной основе.

Это согласуется и с пунктом 12 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677, где указано, что лишь библиографическая информация об общероссийских классификаторах предоставляется бесплатно, а тексты общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений предоставляются в порядке, устанавливаемом Министерством промышленности и энергетики РФ совместно с Федеральной службой государственной статистики по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 10 Положения.

Правила финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования, на которые сослался суд в решении, утверждены постановлением Правительства РФ от 15.12.2004 N 791 в целях реализации статьи 45 Федерального закона "О техническом регулировании" для финансирования расходов на конкретные цели: проведение на федеральном уровне государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; создание и ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов; реализацию программы разработки технических регламентов, утвержденной Правительством Российской Федерации, и программы разработки национальных стандартов, утвержденной национальным органом по стандартизации, за исключением работ, финансовое обеспечение которых согласно указанным программам осуществляется из внебюджетных источников; проведение экспертизы отдельных проектов технических регламентов и национальных стандартов, предусмотренное Федеральным законом "О техническом регулировании"; разработку общероссийских классификаторов; уплату взносов в международные организации по стандартизации.

Таким образом, содержание этих Правил не свидетельствует об установлении финансирования за счет средств федерального бюджета расходов по предоставлению пользователям доступа ко всему массиву действующих в настоящее время национальных стандартов и общероссийских классификаторов.

Как указывалось выше, пунктом 2 Положения об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 594, предусмотрена обязанность Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии осуществлять официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов на государственном языке Российской Федерации.

Согласно п.3 Положения официальному опубликованию в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет подлежат:

а) тексты национальных стандартов и общероссийских классификаторов;

б) уведомления об утверждении национальных стандартов, информация о внесении в них изменений, дополнений, поправок, отмене и замене, тексты изменений, дополнений и поправок, а также национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов.

Согласно п.3 ст.14 ФЗ "О техническом регулировании" под опубликованием национального стандарта национальным органом по стандартизации в ней понимается опубликование национального стандарта на русском языке в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

По общему правилу (ст.4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", п.2 и 5 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"), официальным опубликованием нормативного документа считается первая публикация (первое доведение до всеобщего сведения в установленной форме) его полного текста.

Исходя из изложенного, в обязанности ответчика, связанные с размещением текстов национальных стандартов и общероссийских классификаторов в сети Интернет, входит лишь официальное опубликование вновь принимаемых документов, относящихся к этой категории, а также дополнений и изменений к ним, т.е. размещение текстов этих документов на официальном сайте агентства на время, необходимое для ознакомления с ними.

При рассмотрении дела ответчик не оспаривал, что такое опубликование им в настоящее время не осуществляется, а на официальном сайте размещается лишь информация об утверждении новых документов и изменений и дополнений к ним, сопровождаемая ссылками на сайты организаций, подведомственных агентству, у которых можно приобрести эти тексты на платной основе. Это подтверждается и материалами дела.

Однако судебная коллегия не может признать обоснованными доводы ответчика о том, что эти действия достаточны для признания исполненной его обязанности по официальному опубликованию текстов национальных стандартов и общероссийских классификаторов, поскольку возможность ознакомления с этими текстами на официальном сайте агентства при этом отсутствует.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что вынесенное по делу решение подлежит изменению и на агентство должна быть возложена лишь обязанность обеспечить официальное опубликование текстов национальных стандартов и общероссийских классификаторов на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:

Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2006 года по настоящему делу изменить.

Заявление С-на Ю.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, выразившееся в неисполнении обязанности по официальному опубликование текстов национальных стандартов и общероссийских классификаторов на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

Обязать Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии обеспечить официальное опубликование текстов национальных стандартов и общероссийских классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

В остальной части кассационную жалобу оставить без удовлетворения.



Председательствующий


Судьи




Текст документа сверен по:

рассылка