• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 2007 года Дело N А05-3589/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Богатырёвой В.А., Магановой Т.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Воеводиной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 мая 2007 года (судья Трубина Н.Ю.) по заявлению Щепихиной Александры Владимировны к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску о признании недействительным решения от 29.06.2006 об исключении общества с ограниченной ответственностью "Солма" из Единого государственного реестра юридических лиц; о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении из реестра общества с ограниченной ответственностью "Солма" и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Солма",

при участии от заявителя Ильиной Ю.Б. по доверенности от 11.05.2007 N 1-1556,

у с т а н о в и л:

Щепихина Александра Владимировна (единственный участник общества с ограниченной ответственностью "Солма" - далее ООО "Солма") обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с требованием к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее инспекция) о признании недействительным решения от 29.06.2006 об исключении ООО "Солма" из Единого государственного реестра юридических лиц, а также о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении из реестра ООО "Солма" и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Солма".

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18 мая 2007 года предъявленные требования удовлетворены: действия инспекции от 29.06.2006 по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2062901103901 об исключении из реестра ООО "Солма" признаны незаконными. В качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества судом предложено аннулировать в Едином государственном реестре юридических лиц запись за государственным регистрационным номером 2062901103901 об исключении из реестра ООО "Солма".

Не согласившись с таким решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт. Инспекция считает, что исключение ООО "Солма" из Единого государственного реестра юридических лиц проведено в полном соответствии с регламентированной административной процедурой прекращения правоспособности юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность по решению регистрирующего органа.

Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ООО "Солма" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 19.03.2004 за основным государственным регистрационным номером 10429000071852. Единственным учредителем (участником) общества является Щепихина Александра Владимировна. Основным видом деятельности ООО "Солма" является строительство заданий и сооружений.

В связи с непредставлением ООО "Солма" налоговой отчетности с момента регистрации, а также в связи с отсутствием сведений об открытых расчётных счетах, инспекцией составлена справка от 27.02.2006 N 668 о наличии у общества признаков недействующего юридического лица.

03.03.2006 принято решение N 602 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ООО "Солма" из Единого государственного реестра юридических лиц. Сведения о принятом регистрирующим органом решении были опубликованы 09.03.2006 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 9 (60) 2006 (пункт 4185).

29.06.2006 инспекцией внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении из реестра ООО "Солма" как фактически прекратившего свою деятельность.

Гражданское законодательство предусматривает возможность ограничения юридического лица в правах, в том числе лишения его всех прав (правоспособности), в административном порядке. Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа установлен положениями статьи 21.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон N 122-ФЗ), а также изданным в целях его реализации Приказом Федеральной налоговой службы от 16.11.2005 N САЭ-3-09/591

"Об организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц".

Данный порядок определяет следующий алгоритм действий органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, по реализации процедуры, связанной с исключением юридического лица:

- определение фактически прекратившего деятельность юридического лица, в отношении которого выявлены признаки, установленные пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 122-ФЗ;

- принятие решения о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц;

- в течение трёх дней со дня принятия указанного решения опубликование такого решения, а также информации о порядке и сроках направления в регистрирующий орган заявлений заинтересованных лиц по поводу предстоящего исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в печатных органах, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица (в журнале "Вестник государственной регистрации");

- принятие решения об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц при условии, если в течение установленного срока не направлено заявление ни от одного из заинтересованных лиц;

- внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении юридического лица из данного реестра.

При этом согласно пункту 2 статьи 21.1 Закона N 122-ФЗ принятие решения о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц возможно только при наличии одновременно всех признаков, указанных в пункте 1 названной статьи, который допускает исключение юридического лица из реестра только, если юридическое лицо фактически прекратило свою деятельность, то есть является недействующим юридическим лицом, а именно: непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов отчётности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счёту.

Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суд Российской Федерации в Информационном письме от 13.08.2004 N 84, о фактическом прекращении деятельности организации могут свидетельствовать также невозможность установления места пребывания органов управления юридического лица, объяснения бывших сотрудников организации.

Возможность принятия окончательного решения об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц связывается с фактом отсутствия возражений со стороны заинтересованных лиц (самого юридического лица, кредиторов такого лица, других заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы затрагивает исключение юридического лица из реестра).

Обращаясь в арбитражный суд с требованием в рамках данного спора, заявитель сослался на представление налоговой отчётности за 2005 год и за 1 квартал 2006 года.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, отчётность за 2005 год представлена в срок, установленный Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учёте", и была принята инспекцией 25.03.2006, отчётность за 1 квартал 2006 года принята 27.04.2006 (том 1 листы дела 112-154).

Кроме того, 29.03.2006 инспекцией зарегистрированы изменения, внесённые в учредительные документы ООО "Солма" и в сведения об ООО "Солма", не связанные с внесением изменений в учредительные документы.

Апелляционная коллегия считает, что реализованная инспекцией процедура принудительного лишения ООО "Солма" правоспособности, основанная на решении об исключении данного юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, не отвечает целям и задачам статьи 21.1 Закона N 122-ФЗ. Инспекцией не доказано, что у ООО "Солма" отсутствовали основные, закреплённые в статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, признаки юридического лица (фактическое отсутствие органа управления, адреса места нахождения, имущества, финансовой отчетности (бухгалтерского баланса), а также что цели существования общества не обусловлены разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Напротив, как усматривается из материалов дела, с момента создания общество вело деятельность по оформлению проектной документации на строительство многоэтажных жилых домов со встроенными помещениями общественного назначения в Соломбальском территориальном округе города Архангельска.

Обществом получены решения градостроительной комиссии мэрии города Архангельска от 11.12.2003 и от 08.09.2005, протоколы N 21 и N 15; утверждены акты выбора земельных участков для строительства многоэтажных жилых домов от 13.09.2005 и от 04.02.2005 и проект границ.

Распоряжениями мэра города Архангельска от 12.09.2005 N 474/14р и от 30.09.2005 N 545/72р обществу предварительно согласованы места размещения многоэтажных жилых домов со встроенными помещениями общественного назначения, предложено представить в течение трёх лет проекты строительства многоэтажных жилых домов на согласование в управление архитектуры и градостроительства мэрии города и заключить договоры на расселение жильцов жилых домов по пр. Никольскому, д. NN 41, 43.

Главным архитектором города Архангельска 01.02.2006 утверждены архитектурно-планировочные задания NN 7443, 7509 на разработку проектной документации на строительство многоэтажных жилых домов со встроенными помещениями общественного назначения на первом этаже.

В связи с изложенным, вывод суда первой инстанции об отсутствии у ООО "Солма" признаков недействующего юридического лица является правильным. Регистрирующим органом не приняты во внимание данные, свидетельствующие о фактическом осуществлении организацией деятельности.

Действия инспекции по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 29.06.2006 за государственным регистрационным номером 2062901103901 об исключении из реестра ООО "Солма" обоснованно признаны судом первой инстанции незаконными.

Нарушения норм процессуального права не выявлены. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2007 года инспекции была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции. В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы государственную пошлину в сумме 1000 руб., подлежащую уплате в федеральный бюджет за рассмотрение апелляционной жалобы, надлежит взыскать с инспекции.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 мая 2007 года по делу N А05-3589/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.

Взыскать в инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 1000 руб.

     Председательствующий
А.В. Потеева
 
Судьи
 В.А. Богатырёва
Т.В. Маганова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-3589/2007
Принявший орган: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 23 июля 2007

Поиск в тексте