• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июля 2007 года Дело N А05-2963/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Богатыревой В.А., Магановой Т.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Панфиловой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 мая 2007 года (судья Меньшикова И.А.) по заявлению открытого акционерного общества «Северное морское пароходство» к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску о признании недействительными решений от 08.02.2007, от 09.02.2007 NN 14-23/, 14-23/192, 14-23/209, 14-23/210, 14-23/212, 14-23/214, признании незаконным бездействия, выразившегося в невозврате излишне уплаченного транспортного налога в сумме 2 652 285 рублей

при участии от общества Лыпаря Р.П. по доверенности от 29.12.2006 N 18-05/07-06,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Северное морское пароходство» (далее - общество, ОАО «Северное морское пароходство») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявление к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (далее - инспекция, инспекция ФНС России по г. Архангельску) о признании недействительными решений от 08.02.2007, от 09.02.2007 NN 14-23/, 14-23/192, 14-23/209, 14-23/210, 14-23/212, 14-23/214 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, признании незаконным бездействия, выразившегося в невозврате излишне уплаченного транспортного налога в сумме 2 652 285 рублей.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14 мая 2007 года по делу N А05-2963/2007 решения инспекции от 08.02.2007, от 09.02.2007 NN 14-23/, 14-23/192, 14-23/209, 14-23/210, 14-23/212, 14-23/214 признаны недействительными, бездействие, выразившееся в невозврате излишне уплаченного транспортного налога в сумме 2 652 285 рублей, признано незаконным, на инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав ОАО «Северное морское пароходство» путем совершения предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации действий по возврату из бюджета 2 652 285 рублей транспортного налога.

Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на правомерное доначисление транспортного налога.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.

Инспекцией заявлено ходатайство о переносе рассмотрения дела, поскольку не может обеспечить явку представителя в данное судебное заседание.

Судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении ходатайства по основанию, что отсутствие представителя инспекции не может повлечь нарушения принципа состязательности и равноправия сторон, поскольку апелляционная жалоба не содержит каких-либо иных довод, отличных от доводов, приведенных в суде первой инстанции.

Инспекция ФНС России по г. Архангельску надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в удовлетворении ходатайства отказано, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя общества, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, в декабре 2006 года общество представило в инспекцию уточненные декларации по транспортному налогу за 2003 год, в которой налог начислен к уменьшению в сумме 623 902 рублей; за 2004 год, в которой налог уменьшен на сумму 623 902 рублей; за 2005 год, в которой налог уменьшен на сумму 842 268 рублей; за 1 квартал 2006 года, в которой налог уменьшен на сумму 210 568 рублей; за полугодие 2006 год, в которой налог уменьшен на сумму 210 565 рублей; за 9 месяцев 2006 год, в которой налог уменьшен на сумму 141 080 рублей.

25 января 2007 года ОАО «Северное морское пароходство» обратилось в инспекцию с заявлением N 19-30/4-47 о возврате излишне уплаченного транспортного налога в сумме 2 652 291 рублей, ответа на которое не поступило.

В уточненных декларациях из объекта налогообложения исключены полученные обществом в доверительное управление ледоколы «Диксон», «Капитал Косолапов», «Мудьюг».

Инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненных налоговых деклараций по транспортному налогу за 2003, 2004, 2005 годы, 1 квартал 2006 года, полугодие 2006 год, 9 месяцев 2006 год, по результатам которой составлен акт от 26.01.2007 N 14-23/6к.

Рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, заместитель руководителя инспекции принял решения от 08.02.2007 N 14-23/ о доначислении транспортного налога в сумме 623 902 рублей, N 14-23/192 о доначислении транспортного налога в сумме 623 902 рублей, от 09.02.2007 N 14-23/209 о доначислении транспортного налога в сумме 842 268 рублей, N 14-23/210 о доначислении транспортного налога в сумме 210 568 рублей, N 14-23/212 о доначислении транспортного налога в сумме 210 565 рублей, N 14-23/214 о доначислении транспортного налога в сумме 141 080 рублей.

Вышеперечисленные решения являются недействительными по следующим основаниям.

Статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В материалах дела имеются свидетельства о праве собственности на судно, согласно которым ледоколы «Диксон», «Капитал Косолапов», «Мудьюг» принадлежат Российской Федерации. Свидетельства выданы на основании данных, внесенных в Государственный судовой реестр Российской Федерации.

Названные ледоколы по договору от 20.09.2000 N 1 переданы обществу в доверительное управление Российской Федерацией в лице Комитета по управлению государственным имуществом Архангельской области.

Доверительное управление на объекты имущества по указанному договору надлежащим образом зарегистрировано в Государственном судовом реестре порта Архангельска 01.10.2000.

В пункте 5 Методических рекомендациях по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 N БГ-3-21/177, указано что государственной регистрации в отношении водных судов подлежат право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (статья 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статья 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации). Таким образом, в отношении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, налогоплательщиком транспортного налога является собственник судна или лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности).

Следовательно, в соответствии с указанными Методическими рекомендациями лицо, получившее имущество в доверительное управление, не является плательщиком транспортного налога, поскольку плательщиком является только собственник судна или лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В свою очередь, пунктом 1 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Также судом первой инстанции правомерно отмечено, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом налогообложения грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление грузовых перевозок.

Поскольку НК РФ не содержит понятия «грузовое судно», то в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ следует исходить из понятий, данных в других отраслях законодательства Российской Федерации.

В Методические рекомендации по лицензированию деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта, утвержденные распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 24.03.2005 N АП-57-р (фс), указано, что грузовое судно - это любое судно, не являющееся пассажирским (сухогрузное, наливное, ледокол, буксир, толкач, спасательное и другое непассажирское судно).

Следовательно, ледоколы являются грузовыми суднами.

Материалами дела подтверждается, что основным видом деятельности ОАО «Северное морское пароходство» является перевозка грузов морским транспортом.

На основании вышеизложенного, ледоколы не являются объектом обложения транспортным налогом.

Принимая во внимание, что решения инспекции признаны судом недействительными, а налог уплачен в бюджет, суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие инспекции, выразившееся в невозврате излишне уплаченного транспортного налога в сумме 2 652 285 рублей и обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возложения обязанности произвести действия по возврату ОАО «Северное морское параходство» указанной суммы налога.

В апелляционной жалобе инспекции возражений по данной части решения суда не содержится.

Таким образом, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.

Поскольку в удовлетворении жалобы отказано, а при обращении в суд с апелляционной жалобой инспекцией государственная пошлина не уплачивалась, в соответствии со статьями 102 АПК РФ, 333.21 НК РФ с инспекции подлежит взысканию госпошлина в сумме 7000 рублей.

Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 мая 2007 года по делу N А05-2963/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску - без удовлетворения.

Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску в федеральный бюджет госпошлину в сумме 7000 рублей за рассмотрение дела в апелляционной инстанции.

     Председательствующий
О.Ю. Пестерева

Судьи
В.А. Богатырева
 Т.В. Маганова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-2963/2007
Принявший орган: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 19 июля 2007

Поиск в тексте