ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июля 2007 года Дело N А66-1984/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Магановой Т.В., Пестеревой О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кулаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Кашинский ликеро-водочный завод «Вереск» на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 мая 2007 года (судья Бажан О.М.) по делу N А66-1984/2007 по заявлению открытого акционерного общества «Кашинский ликеро-водочный завод «Вереск» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области о признании недействительным требования N 17 об уплате налога и пеней по состоянию на 20.03.2007,

при участии от заявителя Романова А.В. по доверенности от 18.04.2007, от инспекции Корянова А.В. по доверенности от 12.07.2007 N 03-14/22339, Фруктова А.В. по доверенности от 09.04.2007 N 03-14/13428,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Кашинский ликеро-водочный завод «Вереск» (далее - ОАО «Кашинский ликеро-водочный завод «Вереск», общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области (далее - инспекция ФНС) о признании недействительным требования N 17 об уплате налога и пеней по состоянию на 20.03.2007.

Решением Арбитражного суда Тверской области по делу от 14.05.2007 в удовлетворении требования общества отказано.

ОАО «Кашинский ликеро-водочный завод «Вереск с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права при вынесении оспариваемого судебного акта, нарушение срока для направления требования инспекции N 17 об уплате налога и пеней по состоянию на 20.03.2007. Полагает, что после отмены Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации судебных актов, начиная с 04.04.2002 решение инспекции от 13.04.98 N 03-06 обрело законную силу, и налоговый орган должен был принять меры для его принудительного исполнения. Однако взыскание в бесспорном порядке инспекция стала осуществлять в марте 2007 года, то есть с пропуском установленного срока.

Инспекции ФНС в отзыве на апелляционную жалобу и ее представители в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы заявителя.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела и установлено судом, межрайонной инспекцией ФНС N 4 по Тверской области обществу направлено требование N 17 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.03.2007, согласно которому у общества имеется общая задолженность в сумме 8 846 870 руб. 29 коп., в том числе по акцизам на алкогольную продукцию в сумме 5 309 154 руб., пени по акцизам в сумме 1 806 714 руб. 95 коп., по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 246 141 руб., пени по налогу в сумме 437 706 руб. 33 коп. Установлен срок для добровольного исполнения требования до 06.04.2007.

Основанием для выставления требования инспекция указала решение от 12.02.2007 N 09АП-1833/06-АК, вынесенное по акту проверки.

ОАО «Кашинский ликеро-водочный завод «Вереск», не согласившись с требованием налогового органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований общества, правомерно исходил из следующего.

Как усматривается из материалов дела, государственной налоговой инспекцией по г. Кашину и Кашинскому району (в настоящее время межрайонная инспекции ФНС N 4 по Тверской области) в 1998 году была проведена документальная налоговая проверка ОАО «Кашинский ликероводочный завод «Вереск», по результатам которой составлен акт от 02.04.98 и дополнение к нему от 06.04.98. По результатам проверки налоговый орган решением от 13.04.98, с учетом его уточнения от 22.04.98 обществу были доначислены налоги в сумме 11 534 967 руб., в том числе 9 333 892 руб. сумма заниженного акциза, 2 201 075 руб. сумма заниженного налога на добавленную стоимость, пени в сумме 16 549 563 руб., и было предложено их добровольно уплатить в срок до 17.04.98.

В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», действовавшего в период проведения налоговой проверки и вынесения инспекцией решения по ее результатам, недоимка по налогам с юридических лиц взыскивалась в бесспорном порядке.

В указанный период Налоговый кодекс Российской Федерации еще не был принят, и направление налоговым органом требования налогоплательщику об уплате налогов не требовалось.

ОАО «Кашинский ликероводочный завод «Вереск» сумма налогов и пени была добровольно уплачена в 1998 году, что налоговым органом не оспаривается. Вместе с тем обществом указанное выше решение инспекции было обжаловано в судебном порядке.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.05.2000 по делу N А40-12824/00-112-150 решение налогового органа признано недействительным (л.д. 59-62).

Инспекцией во исполнение судебного акта добровольно уплаченные обществом суммы налогов и пени последнему были возвращены.

Постановлением апелляционной инстанции от 11.07.2000 названное выше решение суда оставлено без изменения (л.д. 63-65).

Постановлением кассационной инстанции от 18.09.2000 указанные судебные акты оставлены без изменения (л.д. 66-68).

Постановлением Президиума ВАС РФ от 03.04.2002 решение суда, постановления апелляционной и кассационной инстанций были отменены и дело направлено на новое рассмотрение.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, в 2002 году законность решения налогового органа, принятого в 1998 году о доначислении налогов и пеней, вновь стала предметом рассмотрения суда по первоначальному заявлению общества.

Следовательно, основания для бесспорного взыскания отсутствовали. При новом рассмотрении дела решением от 04.11.2004 в удовлетворении заявления ОАО «Кашинский ликероводочный завод «Вереск» о признании недействительным оспариваемого решения инспекции было отказано, апелляционной инстанцией это решение отменено.

Постановлением ФАС Московского округа от 31.05.2005 дело было направлено на новое рассмотрение.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.11.2006 по делу А40-12824/00-112/150 решение налогового органа признано недействительным в части сумм, начисленных в связи с экспортом продукции по восьми указанным в судебном акте грузовым таможенным декларация (л.д. 96-107).

Постановлением апелляционной инстанции от 12.02.2007 решение суда оставлено без изменения, и оно вступило в законную силу.

Решение налогового органа об уплате налогов и пеней в части признанной судебным актом правомерным общество добровольно не исполнило.

С 01.01.99 введена в действие часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога прекращается его уплатой.

Бесспорному порядку взыскания задолженности в соответствии со статьями 46, 69 НК РФ предшествует соблюдение процедуры, а именно направление требования - письменного извещения о неуплаченной сумме налога, а также предложение уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В связи с чем, налоговой инспекцией было направлено налогоплательщику требование N 17 об уплате налога и пеней по состоянию на 20.03.2007.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Статьями 69 - 70 НК РФ определен порядок оформления и направления требования об уплате налога.

В силу пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога и ссылки на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» досудебное урегулирование спора о взыскании пеней состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.

Однако формальные нарушения положений пункта 4 статьи 69 НК РФ сами по себе не являются основанием для признания требования недействительным. Требование может быть признано незаконным, только если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога или оформлено с существенными нарушениями требований закона.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, суммы акцизов, налога на добавленную стоимость, пеней которые обществу предложено уплатить в требовании N 17, соответствует суммам, начисленным по решению от 13.04.98 года N 03-06 (с изменениями от 22.04.98), правомерность начисления налогов этим решением налогового органа подтверждена вступившим в законную силу 12.02.2007 решением арбитражного суда от 07.11.2006 по делу А40-12824/00-112/150.

При таких обстоятельствах доводы общества, указанные в апелляционной жалобе о пропуске срока бесспорного взыскания сумм налогов и пеней, начисленных по решению инспекции, принятому в 1998 году, не могут быть приняты судом во внимание.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что требование N 17 в части предложения уплатить налоги и пени соответствует действительной обязанности общества по уплате указанной суммы, основания для признания его незаконным отсутствуют, является обоснованным.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству и оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 14 мая 2007 года по делу N А66-1984/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Кашинский ликеро-водочный завод «Вереск» - без удовлетворения.

     Председательствующий
 В.А. Богатырева

Судьи
Т.В. Маганова
О.Ю. Пестерева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка