ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 августа 2007 года Дело N А13-1032/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Магановой Т.В., Осокиной Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Носковой Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 мая 2007 года (судья Кудин А.Г.) по делу N А13-1032/2007 по заявлению открытого акционерного общества «Почта Деда Мороза» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Вологодской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области о признании недействительными соответственно решения от 23.11.2006 N 8137/663/14805, решения от 22.01.2007 N 9, при участии от Управления ФНС Чельцовой Е.А. по доверенности от 30.08.2007 N 21, Макарова А.В. по доверенности от 14.08.2007 N 9,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Почта Деда Мороза» (далее - ОАО «Почта Деда Мороза», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Вологодской области (далее - инспекция ФНС), Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее - Управление ФНС) о признании недействительными соответственно решения от 23.11.2006 N 8137/663/14805, решения от 22.01.2007 N 9.

Решением Арбитражного суда Вологодской области по делу от 11.05.2007 требования общества удовлетворены. Признаны недействительными решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Вологодской области от 23.11.2006 N 8137/663/14805, решение Управления Федеральной налоговой службы Вологодской области от 22.01.2007 N 9.

Суд обязал налоговые органы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Почта Деда Мороза».

С межрайонной инспекции ФНС, Управления ФНС в пользу общества взыскана госпошлина в сумме по 1000 руб. с каждого.

Инспекция ФНС с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права при вынесении оспариваемого судебного акта. Считает правомерным доначисление единого налога на вмененный доход за 3 квартал 2006 года, пени по налогу и привлечение общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Полагает, что величина вмененного дохода должна быть определена исходя из физического показателя площади помещения равной 66 кв. м, а не 10,8 кв.м., как указано в расчете налогоплательщика. По мнению инспекции, помещение N 12 является неотъемлемой частью помещения N 2, непосредственно входит в него, площади которых вместе взятые составляют общую площадь торгового зала равную 66 кв. м.

ОАО «Почта Деда Мороза» в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

Инспекция ФНС в ходатайстве от 15.08.2007 N 03-23/8117ф просит суд о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Заявитель, инспекция ФНС надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Управление ФНС в отзыве и его представители в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы межрайонной инспекции ФНС N 10 по Вологодской области.

Заслушав объяснения представителей Управления ФНС, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела и установлено судом, ОАО «Почта Деда Мороза» в налоговый орган 11.10.2006 представлена налоговая декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 квартал 2006 года, в которой величина физического показателя за июль, август, сентябрь - 11 кв.м соответственно с базовой доходностью 1800. Сумма исчисленного единого налога на вмененный доход по данным декларации составила 2824 руб., сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, - 1412 руб.

Инспекцией в ходе камеральной проверки указанной декларации на основании технического паспорта установлена площадь торгового зала в размере 55 кв.м, по результатам камеральной проверки заместителем руководителя межрайонной инспекции ФНС N 10 по Вологодской области принято решение от 23.11.2006 N 8137/663/14805. Этим решением ОАО «Почта Деда Мороза» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неуплату или неполную уплату единого налога на вмененный доход в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в размере 2087 руб. 60 коп.

Обществу предложено уплатить в срок, указанный в требовании, сумму налоговых санкций, неуплаченный единый налог на вмененный доход в сумме 12 709 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 110 руб. 11 коп.

Руководитель Управления ФНС по Вологодской области, рассмотрев поступившую жалобу общества от 14.12.2006 на решение налогового органа, принял решение от 22.01.2007 N 9. Этим решением изменено решение инспекции ФНС в части величины физического показателя, размеров доначисленного налога, пеней и штрафа. Согласно данным изменениям площадь торгового зала установлена в размере 66 кв.м., сумма доначисленного налога - 15 533 руб., сумма пеней - 165 руб. 30 коп., сумма штрафа - 3106 руб. 60 коп.

Не согласившись с решениями инспекции ФНС и Управления ФНС, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Суд первой инстанции, признавая решения налоговых органов недействительными, правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.28 НК РФ налогоплательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

В силу Закона Вологодской области от 06.12.2004 N 1109-03 «Об установлении границ Великоустюгского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав» г. Великий Устюг является городским поселением и входит в состав муниципального образования «Великоустюгский муниципальный район».

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Великоустюгского муниципального района введена в отношении видов деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ (за исключением подпункта 13) постановлением Великоустюгской Думы от 28.10.2005 N 142, действовавшего с 01.01.2006 до 01.01.2007.

В силу указанных норм единым налогом на вмененный доход облагается розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

Основные понятия, используемые для целей обложения единым налогом, определены в статье 346.27 НК РФ.

Розничной торговлей признается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.

Объектом обложения единым налогом является вмененный доход налогоплательщика (пункты 1 и 2 статьи 346.29 НК РФ), а налоговой базой для исчисления суммы единого налога - величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

При осуществлении хозяйствующим субъектом такого вида предпринимательской деятельности, как розничная торговля, исчисление единого налога осуществляется по-разному в зависимости от вида объекта торговой сети (пункт 3 статьи 346.29 НК РФ, в редакции, действовавшей в проверяемый период).

Розничная торговля может осуществляться через стационарную торговую сеть и нестационарную торговую сеть.

В силу пункта 3 статьи 346.29 НК РФ, если объект стационарной торговой сети имеет торговый зал, исчисление единого налога на вмененный доход производится с использованием физического показателя «площадь торгового зала в квадратных метрах». При отсутствии у объекта стационарной торговой сети торгового зала, равно как и при реализации товаров через объекты нестационарной торговой сети, используется физический показатель «торговое место».

В соответствии со статьей 346.27 НК РФ стационарной торговой сетью признается торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски.

Под магазином понимается специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

К павильонам отнесены строения, имеющие торговый зал, рассчитанные на одно или несколько рабочих мест.

Киосками считаются строения, не имеющие торгового зала и рассчитанные на одно рабочее место продавца.

Площадью торгового зала (зала обслуживания посетителей) признается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов, за исключением подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание посетителей.

К нестационарной торговой сети относятся торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также иные объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети.

В целях применения главы 26.3 НК РФ к правоустанавливающим и инвентаризационным документам относятся имеющиеся у налогоплательщика на объект стационарной торговой сети документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта (технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды)).

По мнению инспекции и управления для осуществления деятельности по торговле сувенирной продукции организацией использовались помещения N 12, N 2, относящиеся в соответствии со статьей 346.27 НК РФ к торговым объектам, имеющим торговые залы (магазины и павильоны), при этом налоговые органы при определении вида предпринимательской деятельности и величины физического показателя использовали данные технического паспорта от 19.09.2002.

Согласно указанному техническому паспорту (л.д. 58-61), включая инвентарный план и экспликацию помещений, назначение помещения N 2 определено как «зал», а назначение помещения N 12 как «торговое».

По данным, указанным в справке Великоустюгского районного филиала ГП ВО «Вологдатехинвентаризация» от 14.12.2006 объект Почта Деда Мороза, расположенный по адресу: г. Великий Устюг, пер. Октябрьский, д. 1-А по состоянию на 19.09.2002 имеет общую площадь 160,4 кв. м, в том числе помещение N 12 по техническому паспорту торговая площадь - 10,8 кв. м. (л.д. 21).

Обосновывая свои доводы об использовании помещений N 2 и N 12 для осуществления деятельности по торговле сувенирной продукцией Управление ссылается на то, что в помещениях имеются площади, занятые оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товара (витрины), имеется стойка для проведения денежных расчетов с покупателями, а также зал, по которому перемещаются покупатели.

Вместе с тем дополнительные мероприятия, в том числе осмотр спорных помещений, в подтверждение указанных выше выводов налоговым органом не проводились.

Как усматривается из содержания жалобы общества, адресованной Управлению ФНС, здание Почты Деда Мороза было построено как объект туристического показа; в центральном зале (помещения N 2, N 12) ведутся три вида деятельности: обработка писем, проведение экскурсий, торговля; в зале расположены рабочие столы, стулья и скамейки; в 3 квартале 2006 года в центральном зале вдоль стен на подоконниках были расположены 5 настенных витрин.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что инспекция не представила надлежащих доказательств осуществления обществом розничной торговли через объект, который соответствует всем признакам магазина, павильона, а зал (помещение N 2 по техническому паспорту) является торговым залом, является обоснованным.

Кроме того, для признания объекта магазином в соответствии со статьей 346.27 НК РФ необходимо, чтобы в нем были подсобные, административно-бытовые помещения, а также помещения для приема, хранения товаров и подготовке их к продаже.

Наличие таких у общества из материалов дела не усматривается.

Из объяснений представителя заявителя, указанных в протоколе судебного заседания от 02.05.2007 (л.д.96) следует, что реализуемая сувенирная продукция хранится непосредственно в торговом помещении N 12 (по техническому паспорту), помещение для приема, хранения и подготовке к продаже отсутствует.

Осмотр спорного помещения, предусмотренный пунктом 1 статьи 92 НК РФ, инспекция не осуществляла, следовательно, не опровергла правомерность использования налогоплательщиком величины физического показателя для исчисления единого налога на вмененный доход, указанной в декларации.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству и оснований для его отмены не имеется.

Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика.

К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.

Следовательно, государственная пошлина, подлежащая уплате при подаче апелляционной жалобе, по которой определением суда была предоставлена отсрочка, взыскивается с инспекции в федеральный бюджет.

Руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 мая 2007 года по делу N А13-1032/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Вологодской области - без удовлетворения.

Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Вологодской области в федеральный бюджет госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.

     Председательствующий
 В.А. Богатырева

Судьи
 Т.В. Маганова
Н.Н. Осокина

Электронный текст документа:

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка