• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 сентября 2007 года Дело N А05-4365/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Елагиной О.К., Носач Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 июля 2007 года (судья Калашникова В.А.) по заявлению Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования к муниципальному учреждению здравоохранения «Первая городская клиническая больница» о восстановлении в бюджете фонда денежных средств в размере 2 365 220 руб. 55 коп., израсходованных по нецелевому назначению, при участии от ответчика Юринского Е.А. по доверенности от 12.12.2006 N 12, Колыгина В.С. по доверенности от 12.12.2006 N 11

у с т а н о в и л:

Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к муниципальному учреждению здравоохранения «Первая городская клиническая больница» (далее - Учреждение) о восстановлении в бюджете Фонда денежных средств в размере 2 365 220 руб. 55 коп., израсходованных по нецелевому назначению.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05 июля 2007 года заявление Фонда оставлено без удовлетворения.

Фонд с решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к тому, что в случае нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (далее - Указ Президента) соответствующие суммы подлежат возмещению по предписаниям органов государственного финансового контроля (в том числе и Фонда) в течение одного месяца после выявления указанных нарушений. Фонд полагает, что наделен полномочиями по проведению проверок нецелевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, выставлению предписаний по устранению выявленных нарушений и обращению в судебные органы в случае невыполнения данных предписаний.

Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу и представители в судебном заседании отклонили изложенные в ней доводы, считают решение суда законным, обоснованным, вынесенным с учетом доказательств, имеющихся в материалах дела, просят оставить его без изменения.

Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, направил ходатайство о рассмотрении ее без участия своего представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителей Фонда в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в течение 2002 - 2004 годов Фонд проводил проверки целевого использования федеральных средств обязательного медицинского страхования Учреждением за период с 01.10.2000 по 01.07.2002 и за период с 01.07.2002 по 31.12.2003.

В ходе проверок выявлено нецелевое использование средств фонда обязательного медицинского страхования. Сумма средств, использованных не по назначению, выявленная по результатам проверки за период с 01.10.2000 по 01.07.2002, составила 3 817 899 руб. 75 коп., а по результатам проверки за период с 01.07.2002 по 31.12.2003 - 1 228 097 руб. 45 коп.

Результаты проверок отражены в актах от 30.08.2002 и от 13.10.2004, подписанных главным врачом и главным бухгалтером Учреждения с возражениями.

В последующем сумма, подлежащая восстановлению по акту от 30.08.2002, была уменьшена Фондом до 1 345 786 руб. 66 коп.

На основании актов Фондом вынесены предписания от 08.10.2002 и от 05.04.2005 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования. На Учреждение возложена обязанность в установленный законодательством срок восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по назначению, путем перечисления соответствующих сумм на счет Фонда.

Учреждение, согласившись частично с результатами проверок восстановило на счете Фонда 157 502 руб. 08 коп. В связи с неисполнением предписаний в полном объеме Фонд обратился с заявлением в арбитражный суд об обязании Учреждения восстановить 2 365 220 руб. 55 коп. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что ни Указом Президента, ни Законом N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» не предоставлено право территориальным фондам обязательного медицинского страхования предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.

Апелляционная инстанция считает данный вывод суда законным и обоснованным.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 8 раздела 3 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857 и подпунктом 9 пункта 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, функцией Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также его территориальных органов является осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.

Таким образом, Фонд является органом, осуществляющим государственный контроль за поступлением и расходованием средств федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 4 Указа Президента средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» отношения субъектов медицинского страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, регулируются договорами.

Определяя в статьях 20, 23 функции каждого субъекта обязательного медицинского страхования, названный Закон устанавливает, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть предусмотрен, в том числе порядок контроля за использованием страховых средств.

Поскольку возникшие между Фондом и Учреждением отношения вытекают не из договора медицинского страхования, урегулированного статьей 4 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а отношений, связанных с рациональным использованием выделенных на обязательное медицинское страхование средств, требования Фонда подлежали рассмотрению судом в порядке, предусмотренном главой 22 АПК РФ.

Ввиду того, что федеральным законодательством не урегулирован порядок возмещения средств на обязательное медицинское страхование, их восстановление осуществляется в соответствии с порядком, установленным на территории субъекта Российской Федерации.

Фондом не представлено доказательств установления законодательством субъекта Российской Федерации - Архангельская область порядка восстановления средств на обязательное медицинское страхование использованных не по целевому назначению.

Договорами между Фондом и Учреждением, действовавшими в проверенный период (пункт 6.5), также не предусмотрено, что в случае подтвержденного актами проверок нецелевого использования Учреждением средств, полученных по данным договорам, эти суммы засчитываются в уменьшение расчетов по счетам. Обязанность Учреждения восстановить средства либо право Фонда на обращение в арбитражный суд с иском указанными договорами не предусмотрены.

Ввиду изложенных обстоятельств арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет. Расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы.

Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 июля 2007 года по делу N А05-4365/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения

     Председательствующий
А.В. Романова

Судьи
О.К. Елагина
Е.В. Носач

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-4365/2007
Принявший орган: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 18 сентября 2007

Поиск в тексте