• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 2007 года Дело N А52-1800/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Потеевой А.В., Виноградовой Т.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Щаповой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Пыталовском районе Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 23 июля 2007 года (судья Падучих М.В.) по делу N А52-1800/2007 по заявлению государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Пыталовском районе Псковской области к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Рубулеву Ивану Васильевичу о взыскании 180 рублей,

у с т а н о в и л:

государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Пыталовском районе Псковской области (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Рубулеву Ивану Васильевичу о взыскании 180 рублей штрафа за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2006 год по решению от 04.04.2007 N 5.

Решением Арбитражного суда Псковской области по делу от 23.07.2007 заявленные требования Учреждения удовлетворены частично. С главы крестьянского (фермерского) хозяйства Рубулева И.В. взыскан штраф в сумме 120 рублей в доход соответствующего бюджета.

Госпошлина в сумме 500 рублей взыскана с ответчика в федеральный бюджет.

В остальной части заявленных требований отказано.

Учреждение с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение суда отменить в части отклоненных требований и удовлетворить заявленные требовании в полном объеме. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на неправильное применение норм материального права при принятии судебного акта. Считает, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2010. По мнению учреждения, в данном случае глава крестьянского хозяйства не освобождается от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии, поскольку не имеет статуса индивидуального предпринимателя.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Рубулев И.В. отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствие со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела и установлено судом, крестьянское (фермерское) хозяйство «Рубулева», созданное и возглавляемое гражданином Рубулевым И.В. 1965 года рождения, зарегистрировано распоряжением администрации Пыталовского района от 24.12.92 N 720-р и в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» приобрело статус юридического лица.

В качестве страхователя Рубулев И.В зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации 24.12.92 (регистрационный номер 070-021-00685).

Учреждение провело камеральную проверку и установило, что Рубулев И.В. в нарушение требования статьи 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не исполнил обязанность по представлению индивидуальных сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах за 2006 год в срок до 01.03.2007, в связи с чем начальник учреждения вынес решение от 04.04.2007 N 5 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной в пункте 3 статьи 17 названного Закона, в виде штрафа в размере 180 рублей.

Требование N 5 от 04.04.2007 об уплате финансовой санкции главой крестьянского хозяйства Рубулевым И.В. в установленный срок до 18.04.2007 добровольно не исполнено, в связи с чем территориальный орган Пенсионного фонда обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Рубулева И.В. 180 рублей штрафа.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции с учетом правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.04.2005 N 164-О, пришел к выводу о том, что глава крестьянского хозяйства Рубулев И.В. 1965 года рождения обязан уплатить в бюджет Пенсионного фонда РФ за 2006 год страховые взносы, направляемые на финансирование только страховой части трудовой пенсии, в связи с чем штраф за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, с него взыскан судом в размере 120 рублей.

При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон N 167-ФЗ) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с данным Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.

На основании пункта 1 статьи 28 Закона N 167-ФЗ страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона, а именно индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним в целях названного Закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.

В силу пункта 4 статьи 28 указанного Закона порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.

В силу пункта 1 данных Правил они распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ).

Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Рубулев И.В. выступает как страхователь и как застрахованное лицо.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон N 27-ФЗ) установлено, что страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу и дату увольнения; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 17 Закона N 27-ФЗ).

Таким образом, Рубулев И.В. обязан был представить в орган Пенсионного фонда сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, на себя как на застрахованное лицо. Неисполнение данной обязанности является основанием для применения к нему ответственности, предусмотренной в статье 17 Закона N 27-ФЗ.

Вместе с тем из содержания данной нормы следует, что размер санкций определяется в процентном отношении от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 28 Закона N 167-ФЗ указанные выше страхователи уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Исходя из смысла данной нормы фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями.

Вместе с тем в определении от 12.04.2005 N 164-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционно-правовой смысл этих положений не может быть выявлен без учета их взаимосвязи с иными положениями Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установление застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета.

Эти средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает и с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного Федерального закона.

Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены статьями 14 и 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу статей 22 и 33 Закона N 167-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше (в 2002 - 2004 годах страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не подлежали уплате за мужчин 1952 года рождения и старше и женщин - 1956 года рождения и старше), и, соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.

Следовательно, нормативные положения пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», рассматриваемые в системной связи с положениями его статей 22 и 33, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа.

Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше, женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Конституционно-правовой смысл пунктов 1-3 статьи 28 закона N 167-ФЗ, выявленный в определении Конституционного суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Рубулев И.В. 1965 года рождения, в 2006 году должен был уплачивать в Пенсионный фонд страховые взносы только по установленным тарифам на финансирование страховой части трудовой пенсии, то есть 1200 рублей. Соответственно, штраф за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, с него должен быть взыскан в размере 120 рублей.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Псковской области от 23 июля 2007 года по делу N А52-1800/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Пыталовском районе Псковской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
 В.А. Богатырева
 
Судьи
А.В. Потеева
 Т.В. Виноградова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А52-1800/2007
Принявший орган: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 11 октября 2007

Поиск в тексте