ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2007 года Дело N А05-8742/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Богатыревой В.А., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Архангельский траловый флот» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 октября 2007 года (судья Калашникова В.А.),

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Архангельский траловый флот» (далее - общество, ОАО «Архангельский траловый флот») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области (далее - управление Росфиннадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 13.08.2007 N 11-07/89-ФС о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04 октября 2007 года по делу N А05-8742/2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и истолкование закона. Податель апелляционной жалобы считает, что несвоевременное представление уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с проведением валютных операций (справки о подтверждающих документах), не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку указанные документы не относятся к формам учета и отчетности.

Управление Росфиннадзора в отзыве на апелляционную жалобу не согласно с доводами, изложенными в ней. Просит оставить решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.10.2007 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав письменные доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Как видно из материалов дела, управлением Росфиннадзора проведена проверка соблюдения обществом валютного законодательства и актов органов валютного регулирования при исполнении контракта от 10.02.2006 N 21/16.

Проверкой установлено несоблюдение ОАО «Архангельский траловый флот» порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям при исполнении контракта от 10.02.2006 N 21/16, заключенного с нерезидентом - фирмой «BERGENHAS SHIPPING AS» (Норвегия).

Обществом в Архангельском филиале ОАО «Фондсервисбанк» 20.02.2006 зарегистрирован и принят на обслуживание паспорт сделки N 06020004/2989/0001/4/0.

Общество 22.12.2006 представило в уполномоченный банк - ОАО «Фондсервисбанк» (Архангельский филиал) справку о подтверждающих документах по паспорту сделки N 06020004/2989/0001/4/0ПС с приложением подтверждающего документа - счета нерезидента N 2006/230 на сумму 116 016,16 норвежских крон. Указанный счет был оформлен 11.07.2006.

Установив данный факт, управление Росфиннадзора пришло к выводу о том, что ОАО «Архангельский траловый флот» нарушило порядок и срок представления документов, связанных с проведением валютных операций по контракту, и справки о подтверждающих документах, установленный положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций». По мнению управления Росфиннадзора, обществу следовало представить справку и копию подтверждающего документа не позднее 16.08.2006, фактически документы были представлены только 22.12.2006, то есть позже установленного срока на 129 дней.

По факту проверки управление возбудило в отношении общества дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (определение от 20.07.2007 N 14).

Главный контролер-ревизор валютного контроля управления Росфиннадзора 09 августа 2007 года составил протокол об административном правонарушении N 12.

Рассмотрев материалы об административном правонарушении, и.о руководителя управления Росфиннадзора 13.08.2007 вынес постановление

N 11-07/89-ФС о привлечении общества к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, которым назначил наказание ОАО «Архангельский траловый флот» в виде штрафа в сумме 40 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования общества, пришел к выводу о наличии в его действиях события и состава вмененного ему административного правонарушения.

Частями 4 и 7 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протокол об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ уполномочены составлять должностные лица органов и агентов валютного контроля, а в силу пункта 3 части 2 статьи 23.60 КоАП РФ руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, в том числе Федеральной службы финансово-бюджетного надзора - рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной нормой.

В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Из приведенной нормы следует, что ответственность по данной статье наступает за несоблюдение установленных порядка или сроков представления именно форм учета и отчетности по валютным операциям, а не документов и информации по валютным операциям. Ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления документов и информации по валютным операциям не предусмотрена.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ) Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Федерального закона.

Пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ определено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, - Правительством Российской Федерации; для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации.

Указанный порядок в настоящее время установлен Банком России в Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее - Инструкция N 117-И) и Положением N 258-П.

К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.

К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.

Таким образом, нормативными актами Банка России такие документы, как справка о валютных операциях, справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом и справка о поступлении валюты Российской Федерации, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.

Объективной стороной вмененного обществу правонарушения является несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Из протокола об административном правонарушении видно, что обществом нарушены сроки представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк.

В связи с тем, что из названных нормативно-правовых актов следует, что справка о подтверждающих документах не относится к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, вывод управления Росфиннадзора и суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, является ошибочным.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.10.2007 не соответствует нормам материального права, подлежит отмене.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, допущенных судом первой инстанции, апелляционной инстанцией не установлено.

Руководствуясь статьей 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 октября 2007 года по делу N А05-8742/2007 отменить, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Архангельский траловый флот» - удовлетворить

Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области от 13 августа 2007 года N 11-07/89-ФС о назначении административного наказания открытому акционерному обществу «Архангельский траловый флот».

     Председательствующий
 Н.С. Чельцова

Судьи
В.А. Богатырева
Т.В. Виноградова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка