ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 марта 2008 года Дело N А05-9414/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Бочкаревой И.Н., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Водоканал» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 ноября 2007 года по делу N А05-9414/2007 (судья Полуянова Н.М.),

у с т а н о в и л:

государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области (далее - управление, управление ПФ РФ) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» (далее - предприятие, МУП «Водоканал») о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 191 478 рублей, в том числе 173 528 рублей страховых взносов, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, 17 950 рублей страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также 9864 рублей 08 копеек пеней за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 16.02.2007 по 08.05.2007.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15 ноября 2007 года по делу N А05-9414/2007 с предприятия взысканы страховые взносы за 1 квартал 2007 года в сумме 191 478 рублей, в том числе недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 173 528 рублей и на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 17 950 рублей, пени в сумме 189 рублей 22 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, ссылаясь на то, что со дня введения процедуры банкротства - наблюдения, требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых уже наступил к этому моменту, могут предъявляться к должнику только в рамках дела о банкротстве.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным.

Предприятие, управление надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, предприятие заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба предприятия подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.

Как видно из материалов дела, определением Арбитражного суда Архангельской области от 29.08.2007 по делу N А05-8585/2007 принято к производству заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании МУП «Водоканал» несостоятельным (банкротом), определением от 17.09.2007 в отношении предприятия введена процедура наблюдения.

До введения процедуры наблюдения управление направило предприятию требование N 2007-ЮЛ-1/12 по состоянию на 08.05.2007 об уплате недоимки по страховым взносам и пеней в общей сумме 550 506 рублей 08 копеек, в том числе недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за 1 квартал 2007 года в сумме 488 669 рублей и начисленных на указанную задолженность пеней за период с 16.02.2007 по 08.05.2007 в сумме 8914 рублей 12 копеек, недоимки по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 51 973 рублей и начисленных на указанную задолженность пеней за период с 16.02.2007 по 08.05.2007 в сумме 949 рублей 96 копеек, с добровольным сроком для исполнения до 29.06.2007.

Неисполнение предприятием названного требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения управления в суд с заявлением о взыскании вышеуказанной задолженности.

Судом первой инстанции ошибочно рассмотрены требования управления ПФ РФ без учета того, что обязанность по уплате страховых взносов возникала у предприятия до принятия заявления о признании его банкротом и введения в отношении него процедуры наблюдения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Порядок и сроки уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены в статьях 23 и 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ расчетным периодом является календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

Статьей 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ определено, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 названного Федерального закона. Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 вышеуказанного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Согласно статье 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.

В данном случае заявленные управлением к взысканию с предприятия страховые взносы начислены за 1 квартал 2007 года и пени на указанную задолженность за период с 16.02.2007 по 08.05.2007.

В силу статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ) взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ под текущими платежами в деле о банкротстве понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Согласно пункту 2 указанной статьи требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25) даны разъяснения по квалификации требований по обязательным платежам, согласно которым при применении положений пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее.

В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы.

Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода.

По настоящему делу датой возникновения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2007 года является дата окончания отчетного периода, которая наступила до принятия заявления о признании должника банкротом (29.08.2007) и введения в отношении него процедуры наблюдения (17.09.2007).

При таких обстоятельствах требование управления не является текущим и подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве.

Поскольку основное требование об уплате задолженности по страховым взносам за 1 квартал 2007 года не является текущим, то и требование об уплате пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, срок уплаты которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Не принимается во внимание ссылка управления ПФ РФ на пункт 15 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25, так как в указанном пункте даны разъяснения применения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ в части взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства.

В силу пункта 4 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, требование управления - оставлению без рассмотрения.

Поскольку апелляционная жалоба предприятия удовлетворена, а управление ПФ РФ от уплаты госпошлины освобождено, госпошлина, уплаченная предприятием по платежному поручению от 12.12.2007 N 170, а также излишне уплаченная по платежному поручению от 12.12.2007 N 171 подлежит возврату из федерального бюджета на основании статей 104, 110 АПК РФ, пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.

Руководствуясь пунктом 4 статьи 148, статьями 104, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Водоканал» удовлетворить, решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 ноября 2007 года по делу N А05-9414/2007 - отменить.

Требования государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области о взыскании с муниципального унитарного предприятия «Водоканал» недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 191 478 рублей, в том числе 173 528 рублей страховых взносов, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, 17 950 рублей страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также 9864 рублей 08 копеек пеней за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 16.02.2007 по 08.05.2007, оставить без рассмотрения. Возвратить муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» из федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежным поручениям от 12.12.2007 NN 170, 171.

     Председательствующий
 О.Ю. Пестерева
 Судьи
И.Н. Бочкарева
Т.В. Виноградова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка