• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 марта 2008 года Дело N А05-12804/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Бочкаревой И.Н., судей Виноградовой Т.В., Пестеревой О.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Служба «Заказчика» по жилищно-коммунальным услугам поселка Искателей на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 января 2008 года по делу N А05-12804/2007 (судья Панфилова Н.Ю.),

у с т а н о в и л:

муниципальное унитарное предприятие «Служба «Заказчика» по жилищно-коммунальным услугам поселка Искателей (далее - предприятие, МУП Служба «Заказчика» по ЖКУ п. Искателей) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ненецкого автономного округа (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 07.12.2007 N 14/07 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22 января 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Предприятие с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Считает, что большая часть нарушений связана с ремонтом имущества, не относящегося к общей собственности многоквартирного дома и не являющегося объектом работ и услуг. Указывает также, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила) носят рекомендательный характер. Считает, что письмо в адрес главы администрации является доказательством принятия мер по капитальному ремонту и других, кроме кровли, частей дома.

В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Инспекцией заявлено ходатайство о ее замене на процессуального правопреемника - Государственную инспекцию по строительному и жилищному контролю Ненецкого автономного округа, образованную в результате слияния с Инспекцией государственного строительного надзора Ненецкого автономного округа.

Указанное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено в порядке статьи 48 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в связи с поступлением от жильцов дома N 17г по улице Монтажников поселка Искателей заявления от 18.11.2007 о проверке технической состояния дома 20 ноября 2007 года на основании распоряжения исполняющего обязанности начальника инспекции от 19.11.2007 N 113 проведено внеплановое мероприятие по государственному контролю в отношении МУП Служба «Заказчика» по ЖКУ п. Искателей в целях проверки выполнения вышеуказанных Правил в отношении данного жилого дома.

В результате проведенной проверки были выявлены нарушения пунктов 2.6.2, 3.3.1, 3.7.13, 4.4.1, 4.4.2, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.7, 4.1.1, 4.2.1.4, 4.1.7, 4.8.10, 4.10.2.1, 4.6.1.1, 4.1.3, 4.2.2.2, 4.4.1, 4.4.2, 4.4.6 Правил, выразившихся в том, что в квартире N 19: просели и имеют заметный уклон полы, оконные блоки ветхие и перекошеные, дверные блоки на балкон и в туалет также перекошены; цоколь и отмостка дома частично разрушены, в кровле дома имеются сквозные отверстия и повреждения, во фронтонах сквозные щели, отсутствует рама в слуховом окне, из-за неравномерной усадки фундамента происходит разрушение внешней обшивки дома и обшивки стен в подъездах, крыльцо подъезда N 3 провалилось, полы в тамбурах и на лестничных клетках подъездов зыбкие, окрасочный слой стен в подъездах разрушен, брус деревянных стен частично сгнил, отсутствуют люки на выгребных ямах, сама выгребная яма переполнена, происходит утечка сточных вод.

По результатам проверки составлен акт от 20.11.2007 N 113/2007, а также протокол об административном правонарушении от 22.11.2007 N 17/2007.

Заместитель начальника инспекции, рассмотрев в присутствии главного инженера предприятия Коротких С.А., действующего на основании надлежаще оформленной доверенности, материалы дела об административном правонарушении, пришел к выводу о наличии в действиях предприятия состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и подвергнул его административному штрафу в размере 40 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, МУП Служба «Заказчика» по ЖКУ п. Искателей обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Принимая решение об отказе предприятию в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя состава вмененного ему в вину административного правонарушения.

Согласно пункту 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 23.55 КоАП РФ руководителям государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации и их заместителям предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.22 КоАП РФ.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу части 1 статьи 26.2 Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 названной статьи).

Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (зарегистрированы в Минюсте 15.10.2003 N 5176), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 3.1 Устава МУП Служба «Заказчика» по ЖКУ п. Искателей создано для реализации политики учредителя (администрации МО «Рабочий поселок Искателей») по вопросам управления муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством поселка Искателей и ведения от имени учредителя ремонта и содержания объектов муниципального жилья.

Для достижения поставленной цели предприятие выступает поставщиком коммунальных услуг населению поселка Искателей, заключает договоры с населением на услуги и обеспечивает их соблюдение, а также осуществляет прием от населения средств в уплату за жилищно-коммунальные услуги; контролирует и обеспечивает надлежащее исполнение договоров на ремонт и содержание жилого фонда; осуществляет функции заказчика по капитальному и текущему ремонту объектов жилого фонда (пункты 3.2.3, 3.2.5, 3.2.8 Устава).

Согласно пункту 1.1 Положения о формировании договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденного приказом Министерства строительства Российской Федерации от 20.08.1996 N 17-113, собственники жилищного фонда и объектов коммунального назначения (органы местного самоуправления, предприятия и организации, в чьем хозяйственном ведении находятся объекты государственного жилищного фонда, юридические или физические лица) непосредственно или через уполномоченные им органы - службы заказчика, управляющие компании - выступают, заказчиками на обслуживание, содержание, ремонт и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в их собственности, а также на предоставление услуг потребителям.

В соответствии с постановлением главы администрации поселка Искателей от 22.01.1997 N 25 предприятие приняло на баланс в муниципальную собственность жилфонд поселка Искателей от службы «Заказчика» города Нарьян-Мара с 01.01.1997 согласно перечню, указанному в Приложении N 1, в котором содержится и дом N 17г по улице Монтажников в вышеназванном поселке.

На основании постановления администрации муниципального образования «Рабочий поселок Искателей» от 29.12.2005г. N 708 «О снятии с баланса МУП Служба «Заказчика» по жилищно-коммунальным услугам поселка Искателей муниципального жилищного фонда и передаче его в казну МО «Рабочий поселок Искателей», предприятию было разрешено с 01 января 2006 года снять с баланса квартиры, находящиеся в муниципальной собственности.

При этом, в пункте 4 названного постановления указано, что предприятие в целях обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления поселка Искателей по организации содержания муниципального жилищного фонда и продолжения деятельности предприятия по управлению муниципальным жилищным фондом, МУП Служба «Заказчика» по ЖКУ п. Искателей обязано заключить с администрацией муниципального образования «Рабочий поселок Искателей» договор оказания услуг по технической эксплуатации жилищного фонда, ранее находившегося в хозяйственном ведении МУП Служба «Заказчика» по ЖКУ поселка Искателей, включая управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий.

Между предприятием (Исполнитель) и администрацией муниципального образования «Рабочий поселок Искателей» (Заказчик) 05 января 2006 заключен договор (далее - договор от 05.01.2006) на организацию и исполнение муниципального заказа. Целями данного договора в соответствии с пунктом 1.2 являются организация предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям поселка Искателей; организация содержания и ремонта жилищного фонда объектов коммунального хозяйства в соответствии с действующими нормами и правилами.

В силу п. 1.3 договора Исполнитель принял на себя обязательства по управлению жилищным фондом поселка Искателей (без права распоряжения), техническому обслуживанию и ремонту строительных конструкций и инженерных систем зданий.

Исполнитель выступает уполномоченным лицом на разработку и размещение муниципального заказа на техническое обслуживание, текущий ремонт, санитарное содержание жилищного фонда, капитальный ремонт жилищного фонда и объектов коммунального назначения (п. 1.5 договора от 05.01.2006).

В перечень жилищного фонда, переданного в управление МУП Служба «Заказчика» по ЖКУ поселка Искателей, включен дом N 17г по улице Монтажников.

Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161, статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Следовательно, МУП Служба «Заказчика» по ЖКУ поселка Искателей является лицом, ответственным за содержание жилых домов, правил содержания и ремонта жилых домов, обязательство по исполнению которых предприятие приняло на себя в силу пунктов 1.2, 1.3, 1.5, 2.2 договора от 05.01.2006.

В соответствии с пунктом 4.4.1. Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку; устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов; восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.

Пунктом 4.4.2 Правил установлено, что разрушение окрасочного слоя деревянных полов, отсутствие и засорение вентиляционных решеток или щелей за плинтусами, подвижность и выпадение отдельных клепок должны устраняться по мере выявления.

Как установлено пунктами 4.7.1, 4.7.2 Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений, неисправности заполнений оконных и дверных проемов.

В соответствии с требованиями пункта 4.7.7 Правил подвергшиеся значительному износу оконные и дверные проемы (вследствие гниения, коробления, разрушения в узлах и т.п.) должны заменяться новыми, проантисептированными аналогичной конструкции и формы с однотипными приборами. Все поверхности, соприкасающиеся с каменными стенами, должны быть изолированы.

В соответствии с пунктом 2.6.2 Правил при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.

Как указано в пункте 4.1.1 Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.

Пункт 4.2.14 Правил устанавливает обязанность защиты цоколя здания от увлажнения и обрастания мхом.

В соответствии с требованиями пункта 4.1.7 Правил просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию.

Пункт 4.8.10 Правил устанавливает требования, которым должны соответствовать входные крыльца.

В пунктах 3.3.1, 4.10.2.1 Правил указывается, что организация по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должна регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций, поддерживать температурно-влажностный режим чердачных помещений, препятствующий выпадению конденсата на поверхности ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам чердачного помещения.

Из пункта 4.6.1.1 Правил следует, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков, при этом усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; также должны обеспечиваться исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.

Пунктом 4.2.2.2 Правил не допускается осадка засыпки в каркасных стенах более 5 см, повреждение гидроизоляции, разрушение штукатурки и обшивки, высокая воздухопроницаемость, протекание, переохлаждение, увлажнение древесины и теплоизоляции конденсационной и грунтовой влагой должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.

Пункт 4.4.6 Правил указывает на необходимость покраски дощатых полов масляной краской или эмалью не реже одного раза в три года с предварительной их шпаклевкой.

В соответствии с пунктом 3.6.13 Правил выгреба должны быть водонепроницаемыми, кирпичными, бетонными или же деревянными с обязательным устройством «замка» из жирной мятой глины толщиной 0,35 м вокруг стенок и под дном выгреба. Выгреба должны иметь плотные двойные люки, деревянные 0,7 х 0,8 м или стандартные круглые чугунные.

Выполнение указанных требований Правил является обязанностью предприятия в силу пунктов 1.2, 1.3 договора от 05.01.2006.

Административным правонарушением согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как правильно указал суд первой инстанции, анализ Приложений N 1, 2 Правил позволяет сделать вывод о том, что большая часть выявленных правонарушений относится к работам текущего характера и связана с ненадлежащим выполнением обязанностей по содержанию и ремонту дома. Материалами дела не подтверждается обязанность оказания услуг предприятием только в отношении содержания общего имущества многоквартирного дома. В соответствии с пунктом 1.3. договора от 05.01.2006 на организацию и исполнение муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ (услуг) для муниципальных нужд предприятием принимает на себя обязательства, в том числе, по техническому обслуживанию и ремонту строительных конструкций и инженерных систем задания. Таким образом, доводы апелляционной жалобы в данной части необоснованны.

Письмо от 07.12.2007 на имя главы администрации о необходимости предусмотреть в бюджете на 2008 год средства на проведение ремонта нулевого цикла и подъездов в доме N 17г по улице Монтажников, направленное после выявления перечисленных выше правонарушений не может свидетельствовать о том, что предприятием были предприняты все необходимые меры для предотвращения установленных нарушений. Отсутствие оценки указанного письма в решении суда первой инстанции не повлияло на правомерно привлечение предприятия к административной ответственности.

Необоснованны доводы предприятия о том, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 имеют рекомендательный характер и необязательны к применению. В пункте 2.2.1 договора от 05.01.2006 исполнитель, то есть предприятие, принимает на себя обязательства руководствоваться в своей деятельности утвержденными уполномоченным государственным органом правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда. Иных правил, кроме указанных выше, законодательство не содержит, соответственно, предприятие обязано ими руководствоваться.

Следовательно, материалы дела: акт от 20.11.2007 N 113/2007, протокол об административном правонарушении от 22.11.2007 N 17/2007 - подтверждают факт административного правонарушения, доказательств обратного предприятием не представлено.

Инспекцией соблюден порядок привлечения предприятия к административной ответственности. При данных обстоятельствах решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству, правовых оснований для его отмены не имеется.

АПК РФ не предусматривает уплату государственной пошлины при обжаловании ненормативных правовых актов по делам об административных правонарушениях, следовательно, подлежит возврату предприятию из федерального бюджета 1000 руб., уплаченная в счет оплаты госпошлины.

Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 января 2008 года по делу N А05-12804/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Служба «Заказчика» по жилищно-коммунальным услугам поселка Искателей - без удовлетворения.

Возвратить муниципальному унитарному предприятию «Служба «Заказчика» по жилищно-коммунальным услугам поселка Искателей из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., уплаченную по квитанции Сбербанка России от 31.01.2008.

     Председательствующий
И.Н. Бочкарева


Судьи
Т.В. Виноградова
О.Ю. Пестерева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-12804/2007
Принявший орган: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 13 марта 2008

Поиск в тексте