• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2008 года Дело N А52-1200/2008

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В., Чельцовой Н.С. при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 16 июля 2008 года (судья Циттель С.Г.),

у с т а н о в и л:

закрытое акционерное общество «Круиз» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными решений от 09.01.2008 N 663-16-01/789, N 16-01-9888/788 и о восстановлении нарушенного права путем обязания налоговой инспекции принять решение о возмещении налога на добавленную стоимость.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 16 июля 2008 года по делу N А52-1200/2008 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.

Налоговая инспекция с решением суда не согласилась и обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что представленные обществом первичные документы (счета-фактуры) подписаны не главным бухгалтером и не другим уполномоченным на то лицом, что свидетельствует о недостоверности указанных в счетах-фактурах сведений, в связи с чем, по мнению инспекции, обществом не подтверждено право на налоговый вычет. Полагает, что представленные обществом первичные документы (товарные накладные, накладные) не соответствуют требованиям Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение) и Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 129-ФЗ), следовательно, не могут служить основанием для принятия налога на добавленную стоимость (далее - НДС) к возмещению из бюджета. Также, по мнению налоговой инспекции, не могут служить основанием для принятия НДС к возмещению из бюджета и представленные к рассмотрению акта исправленные счета-фактуры. В обоснование данного довода ссылается на то, что применение налоговых вычетов в случае исправления в счете-фактуре ошибок и, соответственно, регистрация их в книге покупок с внесенными в них исправлениями производится в том налоговом периоде, в котором получен исправленный счет- фактура.

Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Общество и налоговая инспекция надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка налоговой декларации по НДС за июнь 2007 года, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 06.11.2007 N 3936-16-01/4213 (листы дела 32 - 34).

В ходе проверки налоговая инспекция посчитала, что общество неправомерно включило в состав налоговых вычетов НДС в размере 307 072 руб., поскольку им не представлены счета-фактуры, выставленные ООО «ОЛИМП», в количестве 213 штук и включенные в книгу покупок за июнь 2007 года, а также 1 293 643 руб., поскольку счета-фактуры не подписаны главным бухгалтером или иным уполномоченным на то лицом, и не зарегистрированы в книге покупок.

Общество представило в налоговый орган возражения на вышеуказанный акт, переоформленные счета-фактуры и товарные накладные по форме ТОРГ-12, накладные на спорные суммы, полученные от поставщиков.

Также 19.12.2007 заявитель представил в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за июнь 2007 года, согласно которой сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, составила 290 665 руб. (листы дела 51 - 54).

По результатам камеральной проверки с учетом представленных обществом возражений налоговой инспекцией приняты решение об отказе в возмещении НДС от 09.01.2008 N 663-16-01/789, которым обществу отказано в возмещении НДС в размере 556 236 руб., и об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 09.01.2008 N 16-01-9888/788, которым предложено уплатить НДС в размере 1 310 050 руб. (листы дела 14 - 19).

Основанием для принятия указанного решения послужил вывод налоговой инспекции о том, что счета-фактуры составлены с нарушением требований, установленных пунктами 5, 6 статьи 169 НК РФ. При этом исправленные счета-фактуры, представленные обществом не заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Кроме того, применение налоговых вычетов по исправленным счетам-фактурам должно производиться в том налоговом периоде, в котором получен исправленный счет-фактура. В связи с этим инспекцией не приняты представленные обществом переоформленные счета-фактуры. Кроме того, налоговая инспекция не доказанным обществом факт принятия товаров на учет. Основанием для данного вывода послужило то, что в представленных обществом копиях товарных накладных по форме ТОРГ-12 не указаны даты отпуска и приема товара, отсутствуют наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций. Кроме того, часть представленных обществом копий накладных составлены в произвольной форме и не содержат реквизиты товарной накладной ТОРГ-12 и даты принятия товара. С учетом изложенных обстоятельств налоговая инспекция посчитала, что представленные обществом копии документов не могут служить основанием для принятия НДС к возмещению из бюджета.

Суд первой инстанции обоснованно не согласился с данным выводом налоговой инспекции по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено указанной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Основания предъявления сумм налога к вычету связаны с моментом приобретения товаров (работ, услуг), принятием их на учет, а также с целью их приобретения.

Порядок оформления и выставления счетов-фактур приведен в статье 169 НК РФ, согласно которой счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.

Счета-фактуры должны быть составлены с соблюдением требований к их оформлению, изложенных в пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ.

При этом законодательство о налогах и сборах не лишает налогоплательщика права на применение налоговых вычетов и возмещение НДС и в случае нарушения поставщиками установленных статьей 169 НК РФ требований, предъявляемых к оформлению счетов-фактур, выставляемых покупателям товаров (работ, услуг), если нарушения устранены в установленном порядке.

Статья 169 НК РФ не запрещает устранять нарушения в счете-фактуре путем направления продавцом покупателю взамен ранее оформленного с нарушением установленного порядка переоформленного счета-фактуры, содержащего все необходимые реквизиты.

Порядок внесения исправлений в счет-фактуру, установленный Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, касается правил исправления неправильных записей, содержащихся в счете-фактуре, но не регулирует иные способы устранения недостатков.

В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что спор относительно правомерности применения налоговых вычетов в сумме 1 288 499 руб. за июнь 2007 года касается следующих счетов-фактур, выставленных ООО «Олимп»: от 27.02.2007 N 370 на сумму 4458 руб., в том числе НДС - 680 руб. 03 коп., от 01.06.2007 N 1697 на сумму 305 094 руб., в том числе НДС - 46 539 руб. 77 коп., от 04.06.2007 N 1058 на сумму 8 136 946 руб. 61 коп., в том числе НДС 1 241 229 руб. 14 коп. и, соответственно товарных накладных по форме ТОРГ-12 к ним (листы дела 95, 96, 98, 100, 102, 105, 106).

При этом судом установлено и налоговым органом не оспаривается, что общество на момент рассмотрения возражений по акту проверки, то есть до вынесения инспекцией оспариваемых решений, представило в налоговую инспекцию переоформленные поставщиками счета-фактуры и направленные обществу взамен ранее выставленных. Данные счета-фактуры налогоплательщик также представил в суд.

Претензий к переоформленным счетам-фактурам у налоговой инспекции не имеется, что подтверждено представителями ответчика в судебном заседании.

Таким образом, представленные обществом счета-фактуры соответствуют требованиям, предусмотренным статьей 169 НК РФ.

При этом налоговой инспекцией не оспариваются факты оплаты и принятия на учет товаров, приобретенных обществом по спорным счетам-фактурам, а также получение от поставщиков счетов-фактур в тех налоговых периодах, когда указанный в них НДС включен налогоплательщиком в состав налоговых вычетов.

Товарные накладные по форме ТОРГ-12 к спорным счетам-фактурам также содержат все реквизиты, предусмотренные унифицированной формой и позволяющие налогоплательщику принять к учету товар в установленном порядке, в том числе дату отгрузки и приемки товара.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, налоговой инспекцией не представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обществом выполнены требования, предусмотренные статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации для применения налогового вычета в сумме 1 288 449 руб. за июнь 2007 года.

При этом суд правомерно отклонил довод налогового органа о том, что предъявление к вычету НДС по исправленным счетам-фактурам может быть осуществлено только в том налоговом периоде, в котором получены исправленные счета-фактуры.

Из положений главы 21 НК РФ не следует, что счета-фактуры, переоформленные в соответствии с требованиями статьи 169 данного кодекса, не могут служить основанием для предъявления налога на добавленную стоимость к вычету. Не содержит она и правила о том, что предъявление к вычету НДС по исправленным счетам-фактурам может быть осуществлено налогоплательщиком только в том налоговом периоде, в котором получены исправленные (переоформленные) счета-фактуры.

Правомерность исследования и оценки судом при рассмотрении данного дела представленных налогоплательщиком счетов-фактур подтверждается положениями статей 65 - 71 АПК РФ и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.07.2006 N 267-О.

По указанным основаниям судом отклоняется данный довод апелляционной жалобы.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал недействительными решения налоговой инспекции от 09.01.2008 N 663-16-01/789 и от 09.01.2008 N 16-01-9888/788 в части предложения уплатить неуплаченный НДС в размере 1 288 449 руб.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.

При подаче апелляционной жалобы налоговой инспекцией заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки об уплате госпошлины.

Определением суда от 04.09.2008 заявленное ходатайство удовлетворено, ответчику предоставлена отсрочка по уплате госпошлины до рассмотрения дела судом апелляционной инстанцией.

В связи с чем с налоговой инспекции подлежит взысканию госпошлина в размере 1000 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Псковской области от 16 июля 2008 года по делу N А52-1200/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области в федеральный бюджет госпошлину в размере 1000 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.

     Председательствующий
 Н.Н. Осокина
 Судьи
 Н.В. Мурахина
Н.С. Чельцова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А52-1200/2008
Принявший орган: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 30 сентября 2008

Поиск в тексте