• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 августа 2011 года  Дело N А50-2984/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2011 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О.Г.,

судей Риб Л.Х., Ясиковой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Леконцевым Я.Ю.

при участии:

от заявителя Отдела милиции №1 (дислокация Дзержинский район) Управления внутренних дел по городу Перми: не явились;

от заинтересованного лица Индивидуального предпринимателя Новикова Ростислава Васильевича (ОГРНИП 310590711200012, ИНН 590771940046): не явились;

от Общества с ограниченной ответственностью "Лотто - Оранж" (ОГРН 1097746317107, ИНН 7729633646) не явились;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет - сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Лотто - Оранж"

на решение Арбитражного суда Пермского края от 14 апреля 2011 года

по делу № А50 - 2984/2011,

принятое судьёй О.В. Щеголихиной

по заявлению Отдела милиции №1 (дислокация Дзержинский район) Управления внутренних дел по городу Перми

к Индивидуальному предпринимателю Новикову Ростиславу Васильевичу

о привлечении к административной ответственности,

установил:

Отдел милиции №1 (дислокация Дзержинский район) Управления внутренних дел по городу Перми (далее - заявитель, УВД, административный орган) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя Новикова Ростислава Васильевича (далее предприниматель, заинтересованное лицо) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 14 апреля 2011 года (резолютивная часть решения объявлена 07.04.2011г.) заявленные требования удовлетворены, предприниматель привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4 000 рублей, с конфискацией оборудования в количестве 44 шт. с указанием заводских номеров, согласно протоколу об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 04.02.2011г.

Не согласившись с принятым решением, Общество с ограниченной ответственностью "Лотто - Оранж" (далее - ООО "Лотто - Оранж") обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 25.2011г. № 6 - П, просит решение суда отменить в части назначения административного наказания в виде конфискации лотерейного оборудования, и принять по делу новый судебный акт о возврате изъятого оборудования собственнику.

Заявитель и заинтересованное лицо письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Новиков Р.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРНИП 310590711200012 (л.д. 133 - 134).

04.02.2011г. сотрудниками ОБППР и ИАЗ ОМ № 1 (дислокация Дзержинский район) УВД по г. Перми проведена проверка лотерейного клуба «Аладдин», расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, пр. Парковый, д. 33.

На основании договора аренды нежилого помещения № 2 от 01.01.2011г. указанное помещение передано во временное пользование и владение предпринимателю сроком с 01.01.2011г. по 01.12.2011г.

На момент проверки в помещении лотерейного клуба расположено 44 единицы оборудования, находящиеся во включенном состоянии. Спорные автоматы (программно - развлекательные комплексы) переданы предпринимателю на основании заключенного с ООО "Лотто - Оранж" договора аренды № АО/2/12/10 от 14.12.2010г. переданы предпринимателю.

В материалы дела представлены сертификаты соответствия на лотерейное оборудование Видео Гейм - 2, установленное в помещении клуба (г. Пермь, пр. Парковый, д. 33), сертификаты соответствия на программное обеспечение (лотерейные программы Видео Гейм - 1), установленное на спорном оборудовании. Лотерейная программа Видео Гейм - 1 принадлежит ООО «Арт и К».

По мнению заявителя, спорное оборудование (автоматы) по внешним признакам и принципу работы идентично игровым автоматам, содержит игровые программы и не отвечает требованиям, предъявляемым к лотерейному оборудованию.

В ходе проведения проверки на 44 развлекательных автомата с заводскими номерами №, № 01739, 01740, 01741, 01742, 01743, 01744, 01727, 01728, 01726, 01725, 01724, 01723, 01730, 01729, 01731, 01732, 01733, 01734, 01735, 01736, 01737, 01738, 000293, 00292, 00291, 00289, 00310, 00309, 00308, 00307, 00306, 00311, 00300, 00301, 00302, 00303, 00304, 00305, 00297, 00298, 00399, 00294, 00295, 00296 был наложен арест на основании протокола об аресте товаров и транспортных средств и иных вещей от 04.02.2011г. (л.д.14).

По факту использования предпринимателем развлекательных аппаратов, имеющих признаки игровых автоматов, с нарушением требований ст. 6, 8, 9, 16 Федерального закона от 29.12.2006 года № 244 - ФЗ, должностным лицом административного органа 09.02.2011г. в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 7), в котором действия предпринимателя квалифицированы как административное правонарушение по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Материалы административного дела и соответствующее заявление были направлены в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Удовлетворяя заявленные требования и принимая решение о привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях предпринимателя состава вменяемого административного правонарушения, а также из отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Проанализировав положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.12.2006г. № 244 - ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской федерации», а также оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что деятельность предпринимателя организована по принципу азартной игры, что образует событие правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Доказательств обратного суду апелляционной инстанции в порядке ст. 65 АПК РФ не представлено.

Вывод суда первой инстанции о доказанности объективной стороны вменяемого предпринимателю административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ является правильным.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.

Вина предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом на основании ст. 2.2 КоАП РФ.

В решении суд первой инстанции не установил форму вины предпринимателя применительно к выявленному нарушению, однако это не привело к принятию неправильного решения по делу и не влечет отмену оспариваемого судебного акта, поскольку из представленных доказательств усматривается вина предпринимателя в форме неосторожности.

Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о доказанности состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Указанный вывод в суде апелляционной инстанции не оспаривается.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.

Привлечение к ответственности произведено судом в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока.

Довод подателя жалобы о необоснованной конфискации изъятого имущества судом апелляционной инстанции рассмотрен и отклонен на основании следующего.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает конфискацию орудия совершения административного правонарушения в качестве одного из видов административного наказания, назначаемого судьей, и определяет ее как принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей; при этом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их собственнику, а также изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению (пункт 4 части 1 статьи 3.2, части 1 и 3 статьи 3.7).

Таким образом, в административном законодательстве конфискация орудия совершения административного правонарушения как вид наказания не применяется лишь в случае, если соответствующее имущество находилось во владении правонарушителя незаконно; во всех остальных случаях предполагается, что орудие совершения административного правонарушения может быть конфисковано независимо от того, принадлежит оно правонарушителю на праве собственности или нет.

Как усматривается из материалов дела, конфискованное оспариваемым решением суда первой инстанции оборудование находилось у предпринимателя на законных основаниях (по договору аренды оборудования от 14.12.2010г), что в совокупности с фактом совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение на правонарушителя административного наказания в виде конфискации орудия производства, свидетельствует о наличии правовых оснований для конфискации у предпринимателя электронных аппаратов.

Ссылка апеллятора на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 25.04.2011г. № 6 - П, апелляционным судом признана несостоятельной, поскольку названным Постановлением признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения части 2 статьи 8.28 КоАП Российской Федерации, в той мере, в какой эти положения во взаимосвязи с частью 1 статьи 3.7 данного Кодекса допускают в качестве административного наказания конфискацию орудия совершения административного правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в законной процедуре виновным в его совершении.

Между тем, в рамках настоящего дела рассматривается правомерность конфискации оборудования в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Несоответствие положений ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти положения допускают конфискацию орудия совершения административного правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение, названным Постановлением не установлено.

Доводы жалобы со ссылкой на названное выше Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, о невозможности допущения конфискации орудия правонарушения в качестве административного наказания у собственника этого имущества, не признанного виновным в совершении данного административного правонарушения, судом также отклонены.

В п. 5 Постановления Конституционный Суд Российской Федерации от 25.04.2011г. № 6 - П, отмечает, что признание положений части 2 статьи 8.28 КоАП Российской Федерации во взаимосвязи с частью 1 его статьи 3.7 не соответствующими Конституции Российской Федерации не означает, что федеральный законодатель лишается права внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения, касающиеся условий и порядка конфискации имущества, явившегося орудием совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.28 КоАП Российской Федерации, если данное административное правонарушение совершено не собственником этого имущества, а иным лицом, которому оно было передано для противоправной деятельности.

Апелляционный суд полагает, что Конституционный Суд Российской Федерации допускает такую конфискацию, о чем свидетельствует, в том числе, Постановление от 14.05.1999г. № 8 - П, в котором Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, в силу которой федеральный законодатель вправе допустить конфискацию имущества, явившегося орудием или средством совершения либо непосредственным объектом правонарушения, независимо от того, находятся ли соответствующие товары и транспортные средства в собственности совершившего его лица, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.

В названном Постановлении также указано, что в противном случае организаторы незаконного перемещения товаров получили бы возможность переложить всю ответственность на неплатежеспособных лиц или лиц, проживающих за границей, что подрывало бы правопорядок в сфере таможенных отношений и несовместимо с целями и задачами таможенного регулирования.

Иными словами, Конституционный Суд Российской Федерации допускает, что конфискация орудия правонарушения не у собственника, для целей сохранения правопорядка в определенной сфере, не всегда противоречит Конституции Российской Федерации.

При названных обстоятельствах, учитывая, что спорные действия предпринимателя нарушают прямой запрет законодателя на организацию азартных игр вне игровых зонах, что является грубейшим нарушением правопорядка в сфере, регулируемой Федеральным законом от 29.12.2006г. № 244 - ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», апелляционный суд приходит к выводу о несостоятельности доводов подателя жалобы относительно невозможности в спорной ситуации конфисковать орудия правонарушения не у собственника такого имущества.

Иных доводов, влекущих отмену судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

Решение суда первой инстанции принято без каких - либо нарушений норм материального или процессуального права.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 апреля 2011 года по делу № А50 - 2984/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Лотто - Оранж" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

     Председательствующий

     О.Г. Грибиниченко

     Судьи

     Л.Х. Риб

     Е.Ю. Ясикова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А50-2984/2011
Принявший орган: Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 01 августа 2011

Поиск в тексте