СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 июля 2011 года  Дело N А60-1923/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2011 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего   Г.Л. Паньковой,

судей   Т.Л. Зелениной, Л.А. Усцова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поливаевой Т.Г.,

при участии:

от заявителя - индивидуального предпринимателя Андроновой Надежды Геннадьевны (ОГРНИП 304662535800253, ИНН 662501041077): Андронова Н.Г., паспорт, Павлова Е.Г., паспорт, доверенность от 16.02.2011,

от заинтересованного лица - Комитета по управлению имуществом городского округа Первоуральск: не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет - сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,

индивидуального предпринимателя Андроновой Надежды Геннадьевны,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 06 апреля 2011 года

по делу № А60 - 1923/2011,

принятое судьей С.А. Хомяковой,

по заявлению индивидуального предпринимателя Андроновой Надежды Геннадьевны

к Комитету по управлению имуществом городского округа Первоуральск

о признании недействительным решения об отказе в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого нежилого помещения,

установил:

Индивидуальный предприниматель Андронова Н.Г. обратилась в Арбитражный суд Свердловской области к Комитету по управлению имуществом городского округа Первоуральск с заявлением о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 03.11.2010 № 3024, в реализации преимущественного права ИП Андроновой Н.Г. на выкуп нежилого помещения общей площадью 81,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Первоуральск, ул. Герцена, 2/25, обязании устранить нарушение прав и законных интересов ИП Андроновой Н.Г. путем предоставления ей преимущественного права приобретения арендуемого ей данного нежилого помещения общей площадью 81,7 кв. м и совершения действий, предусмотренных ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159 - ФЗ, обязании совершить действия, предусмотренные ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008  159 - ФЗ, а именно обязать принять решение о приватизации названного помещения в порядке реализации преимущественного права арендатора ИП Андроновой на его приобретение, заключить договор на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с момента принятия отчета о его оценке, включив условие о реализации преимущественного права арендатора на его приобретение и предоставив рассрочку оплаты за помещение в течение пяти лет (60 месяцев) равными ежемесячными платежами, направить в адрес заявителя проект договора купли - продажи арендуемого имущества и договор залога в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации помещения.

Решением суда от 06.04.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заявитель с решением суда не согласен по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. В апелляционной жалобе заявитель указал на то, что заинтересованным лицом в оспариваемом отказе не указано, каким нормативным актом утвержден Перечень имущества. Документы, имеющиеся в материалах дела, позволяют определенно установить имущество, которое было арендовано ИП Андроновой. Нежилое помещение, расположеннее по адресу: г. Первоуральск, ул. Герцена, 2/25 с его индивидуально - определенными признаками, а именно площадью 81,7 кв. м, отсутствует в Перечне, утвержденном постановлением Главы городского округа Первоуральск 30.12.2008, опубликованном 24.01.2009, как и в Перечне, утвержденном постановлением Главы городского округа Первоуральск 30.12.2008. Включение Комитетом спорного имущества в Перечень является неправомерным и свидетельствует о совершении Комитетом действий, имеющих своей целью воспрепятствовать реализации ИП Андроновой Н.Г. права на приобретение арендуемого имущества.

В апелляционной жалобе заявитель просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.

Заявитель и его представитель в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Заинтересованное лицо представителя в судебное заседание не направило, представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя и отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на то, что на момент обращения заявителя с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, действовал Перечень, утвержденный постановлением Главы № 3141 от 30.11.2009. В данном Перечне спорное помещение обозначено всеми индивидуально - определенными признаками, которые требуются согласно Положению «О порядке формирования, ведения перечня…». Следовательно, отчуждение муниципального имущества в порядке реализации преимущественного права арендатора невозможно. Отказ Комитета соответствует действующему законодательству и не может быть признан незаконным. Безосновательны доводы заявителя о том, что действия Комитета возможно расценить как совершенные исключительно с целью воспрепятствования реализации арендатором права на приобретение имущества. Заявитель не обращался с заявлением на реализацию преимущественного права до момента начала действия Перечня.

В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность оспариваемого решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 17.09.2004 между Комитетом по управлению имуществом городского округа Первоуральск (арендодатель) и предпринимателем Андроновой Н.Г. (арендатор) заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда М.О. г. Первоуральск № 96, согласно которому в аренду передан объект муниципального нежилого фонда, расположенный по адресу: г. Первоуральск, ул. Герцена, 2/25, встроенные нежилые помещения №№ 3 - 7, общей площадью 81,7 кв. м, для использования под парикмахерскую (л. д. 17 - 19).

Настоящий договор действует с 01.10.2004 по 30.09.2008 (п. 1.2 договора).

По акту приема - передачи нежилое помещение передано арендатору (л. д. 19).

Дополнительными соглашениями № 1 от 23.01.2009 и № 2 от 04.08.2010 к договору аренды срок действия договора продлен до 01.07.2010 и 01.07.2015 соответственно (л. д. 23, 24).

Индивидуальный предприниматель Андронова Н.Г., полагая, что у нее в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 159 - ФЗ возникло преимущественное право на приобретение арендуемого по договору нежилого помещения в собственность, 29.10.2010 обратилась в Комитет по управлению имуществом городского округа Первоуральск с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (л. д. 12 - 14).

Комитет по управлению имуществом городского округа Первоуральск письмом от 03.11.2010 № 3024 (л. д. 35 - 36) отказал заявителю в выкупе арендуемого имущества в связи с тем, что нежилое помещение находится в Перечне муниципального имущества, используемого в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Полагая, что действия Комитета по управлению имуществом городского округа Первоуральск по отказу в выкупе арендованного имущества являются незаконными, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159 - ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135 - ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:

1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли - продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Согласно частям 2, 3, 4 ст. 9 названного Федерального закона субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям (далее - заявитель), по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее - заявление), не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

При получении заявления уполномоченные органы обязаны:

1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в двухмесячный срок с даты получения заявления;

2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;

3) направить заявителю проект договора купли - продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.

В соответствии с ч.ч. 4, 4.1, 4.2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209 - ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.

На основании Положения о порядке формирования, ведения перечня муниципального имущества, используемого в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее - Положение), утвержденного решением Первоуральской городской Думы № 41 от 25.12.2008, издан Перечень, который утвержден постановлением Главы городского округа Первоуральск от 30.12.2008 № 2952 и опубликован 24.01.2009.

Согласно п. 2.1 Положения органом, осуществляющим формирование перечня, является Комитет по управлению имуществом городского округа Первоуральск; Перечень утверждается муниципальным правовым актом Главы городского округа Первоуральск (п. 2.4 Положения).

Во исполнение пункта 2.3 Положения, которым установлено, что Комитет ежегодно в срок до 01 декабря формирует Перечень в соответствии со своими полномочиями и (или) условиями муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, издан Перечень, утвержденный постановлением Главы городского округа Первоуральск от 30.11.2009 № 3141, опубликованный 15.12.2009 (л. д. 42).

При этом арендуемый заявителем объект включен в оба указанных Перечня.

Из указанных постановлений следует, что Перечень принят на основании ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209 - ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и в соответствии с Положением «О порядке формирования, ведения перечня муниципального имущества, используемого в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», утвержденным решением Первоуральской городской Думы от 25.12.2008 № 41.

Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что поскольку определение состава муниципального имущества, используемого в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, является правом органов местного самоуправления, которое реализуется в целях создания условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории соответствующего муниципального образования, Перечень, утвержденный постановлением Главы городского округа Первоуральск от 30.12.2008 № 2952 (опубликован 24.01.2009), и Перечень, утвержденный постановлением Главы городского округа Первоуральск от 30.11.2009г № 3141 (опубликован 15.12.2009), вынесены в соответствии с действующим законодательством.

Доказательств оспаривания и признания незаконными указанных постановлений в материалах дела не имеется, как и не имеется доказательств оспаривания в установленном законом порядке правомерности включения в названный Перечень арендуемого заявителем имущества.

Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы заявителя о том, что указанный Перечень создает препятствия для реализации права предпринимателя на выкуп арендуемого имущества, с ссылкой на пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в силу следующего.

Из материалов дела следует, что Перечень первоначально утвержден постановлением Главы городского округа Первоуральск 30.12.2008, опубликован 24.01.2009 (Перечень, утвержденный постановлением Главы городского округа Первоуральск от 30.11.2009 № 3141, опубликован 15.12.2009).

При этом арендуемое заявителем нежилое помещение включено в тот и другой Перечень.

Как правильно установлено судом первой инстанции, право на подачу заявления у предпринимателя возникло с 01.01.2009, однако, предприниматель обратился с заявлением 29.10.2010.

Следовательно, арендуемое заявителем имущество было включено в Перечень задолго до обращения предпринимателя с заявлением о реализации преимущественного права.

Таким образом, действия заинтересованного лица по включению спорного имущества в Перечень нельзя расценивать как совершенные исключительно с целью воспрепятствования заявителю реализации преимущественного права на выкуп арендуемого имущества, так как при этом действия заинтересованного лица были направлены на реализацию его прав и осуществление своих обязанностей.