СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04 марта 2011 года Дело N А60-33603/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Гуляковой Г.Н., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой Е.Л.,
при участии:
от истца (Индивидуального предпринимателя Семенова И.А. (ИНН 662316992977, ОГРН 304662336300336): Семенов И.А., паспорт, Семенова К.И., паспорт, доверенность от 11.03.11,
от ответчика (Администрации Североуральского городского округа (ОГРН 001026601801368, ИНН 6631002924): не явился,
от третьего лица (Межрайонной ИФНС России № 21 по Свердловской области): не явился,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца - Индивидуального предпринимателя Семенова И.А.
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 декабря 2010 года
по делу № А60 - 33603/2010,
принятое судьей Ваниным П.Б.
по иску индивидуального предпринимателя Семенова И.А.
к Администрации Североуральского городского округа,
третье лицо: Межрайонная ИФНС России № 21 по Свердловской области,
о взыскании 83 732 руб. 13 коп. убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Индивидуальный предприниматель Семенов И.А. (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с Администрации Североуральского городского округа (далее - ответчик) 83 732 руб. 13 коп., из которых 73 160 руб. убытки, 10 572 руб. 13 коп. проценты.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная ИФНС России № 21 по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14 декабря 2010 года по делу № А60 - 33603/2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с решением не согласился, обратился в суд с апелляционной жалобой, просит решение отменить, исковые требования - удовлетворить. Полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом применен закон, не подлежащий применению. Считает вывод суда о возможности обращения истца в налоговые органы в порядке ст.ст. 78 НК РФ не соответствует требованиям закона и обстоятельствам дела, поскольку в рассматриваемом случае неправильный расчет налога места не имеет. С учетом признания решения № 81 «О введении на территории Североуральского городского округа системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» недействующим в части действие данного решения не может быть распространено на 2008 год. Из этого следует, что обязанность по уплате налогов была установлена незаконно, суммы, которые были перечислены в бюджет на основании акта, признанного впоследствии незаконным, налогами в действительном смысле не являются. В связи с чем, по мнению истца, излишне перечисленные им в бюджет денежные средства являются убытками и должны быть взысканы с ответчика.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Полагает, что поскольку окончательный судебный акт в отношении решения № 81 «О введении на территории Североуральского городского округа системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» принят 31.03.2009 года и действие решения было распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2009 года, уплата налога истцом в 2008 году производилась в соответствии с действующей на тот момент редакцией Решения № 81, в связи с чем факт такой уплаты не мог повлечь возникновение убытков.
Также Администрация ссылается на то, что является исполнительно - распорядительным органом, в функции которого не входит установление местных налогов, в связи с чем вина и причинная связь между действием Администрации и переплатой истцом налогов в местный бюджет отсутствует.
Налоговый орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение отменить, жалобу - удовлетворить.
Ответчик, третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явились, что в силу ст. 156 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела в их отсутствие. Налоговый орган уведомил суд о возможности рассмотрения дела без участия его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Думой Североуральского городского округа (далее - Дума) 26.10.2008 принято решение № 81 «О введении на территории Североуральского городского округа системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
Подпунктами 2, 3 и 4 пункта 3 указанного Решения (в редакциях решений № 119 от 22.11.2007 г. и № 97 от 17.09.2008 г.) установлено, что при введении на территории Североуральского городского округа корректирующего коэффициента базовой доходности К2 (далее - коэффициент К2) помимо особенностей ведения предпринимательской деятельности, таких как - населенный пункт, в котором осуществляется вид предпринимательской деятельности; виды предпринимательской деятельности и другие, учтены также следующие особенности ведения предпринимательской деятельности:
- размер заработной платы, выплачиваемой работодателем - налогоплательщиком работнику;
- проживание на территории Североуральского городского округа налогоплательщиков (место постановки на учет налогоплательщиков в качестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2008 г. по делу №А60 - 30809/2008 - С8 подпункы 2, 3 и 4 пункта 3 Решения Североуральской городской Думы от 26.10.2005 г. № 81 «О введении на территории Североуральского городского округа системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (в редакциях решений № 119 от 22.11.2007 г. и № 97 от 17.09.2008 г.) признаны недействующими как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации и ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 - ФЗ «О защите конкуренции».
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31.03.2009 г., вышеуказанный судебный акт изменен.
Указанным постановлением п. п. 2, 3 и 4 п. 3 Решения думы от 26.10.2005 г. № 81 «О введении на территории Североуральского городского округа системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (в редакциях решений № 119 от 22.11.2007 г. и № 97 от 17.09.2008 г.) признаны недействующими как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации и ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» только в части учета проживания налогоплательщиков на территории Североуральского городского округа при установлении корректирующего коэффициента К2.
Будучи не зарегистрированным на территории Североуральского округа, истец в течение 2008 год уплачивал ЕНВД с учетом коэффициента К2=1, установленным Решением № 81 от 26.10.2008, которое, как указано выше признано в судебном порядке недействующим в части учета проживания налогоплательщиков на территории Североуральского городского округа при установлении корректирующего коэффициента К2.
Полагая, что поскольку корректирующий коэффициент К2 перестал устанавливаться с учетом места регистрации налогоплательщиков, в результате переплаты по ЕНВД, исчисленному с учетом коэффициента К2, установленного незаконным Решением Думы, ему причинены убытки в сумме 73 160 руб., истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая решение, пришел к выводу об отсутствии причинно - следственной связи между действиями (бездействием) Администрации Североуральского городского округа и возникшими убытками истца в 2008 году, поскольку все платежи в счет уплаты налогов произведены истцом в течение 2008 года, окончательное решение по делу в виде постановления ФАС Уральского округа о незаконности акта органа местного самоуправления принято 31.03.2009 г, а незаконное решение было изменено Думой своим решение только 28.04.2009 г.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 346.26, Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Муниципального образования Североуральский городской округ система налогообложения в виде единого социального налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности введена Решения думы от 26.10.2005 г. № 81 «О введении на территории Североуральского городского округа системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
Как указано ранее, решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2008 г. по делу №А60 - 30809/2008 - С8 подпункы 2, 3 и 4 пункта 3 Решения Североуральской городской Думы от 26.10.2005 г. № 81 «О введении на территории Североуральского городского округа системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (в редакциях решений № 119 от 22.11.2007 г. и № 97 от 17.09.2008 г.) признаны недействующими как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации и ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 - ФЗ «О защите конкуренции».
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31.03.2009 г., вышеуказанный судебный акт изменен, п. п. 2, 3 и 4 п. 3 Решения думы от 26.10.2005 г. № 81 «О введении на территории Североуральского городского округа системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (в редакциях решений № 119 от 22.11.2007 г. и № 97 от 17.09.2008 г.) признаны недействующими как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации и ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» только в части учета проживания налогоплательщиков на территории Североуральского городского округа при установлении корректирующего коэффициента К2.
Действительно, в соответствии с ч. 5 ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Однако, данная норма является процессуальной и определяет дальнейшую судьбу незаконного нормативного акта.
При этом упомянутое законоположение не разрешает вопроса о восстановлении и защите нарушенных незаконным нормативным актом субъективных гражданских прав. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суд Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 № 6171/10, во всех случаях, когда речь идет о действии нормативного акта, признанного судом незаконным, в период до признания такого акта противоречащим закону судом и вступления решения суда в законную силу речь идет о нарушении прав, и оспаривание нормативного акта в подобных случаях не имело бы смысла, если бы следствием этого не могли являться восстановление или защита нарушенного права.
Исходя из этого, Решение № 81 не подлежало применению в течение всего периода, предшествующего признанию его незаконным, т.е. с момента его принятия, а не с момента признания его недействующим судом (вступления в законную силу решения суда).
Согласно п. п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (п. 2 ст. 3 НК РФ).
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ).
Поскольку единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности за спорный период был установлен решением, признанным в судебном порядке недействующим, данный налог исчислен необоснованно, обязанность уплатить налог, установленный указанным решением, возложен на налогоплательщика незаконно.
Как установлено ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 4 АПК РФ каждое заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов; такая защита является задачей судопроизводства в арбитражных судах.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что истцом избран неверный способ защиты нарушенного права.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
При таких обстоятельствах истцу следует обратиться за защитой нарушенных прав в порядке ст.ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом отклоняется довод истца о том, что оснований для обращения истца в налоговые органы в порядке ст.ст. 78 НК РФ не имеется, поскольку данная норма, по мнению истца, применяется лишь в случая неправильного расчета налога, поскольку основана на неверном толкования упомянутых положений закона. Положения статей 78 НК РФ представляют собой специальную правовую норму, которая подлежит применению в данном случае в целях защиты нарушенных прав налогоплательщика.
Также является не соответствующим фактическим обстоятельствам дела довод истца о том, что поскольку обязанность по уплате налогов была установлена незаконно, суммы, которые были перечислены в бюджет на основании акта, признанного впоследствии незаконным, налогами в действительном смысле не являются.
Таким образом, с учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований истца у суда первой инстанции не имелось
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на ее заявителя.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы истцом уплачена государственная пошлина в размере 1 000 рублей, что не соответствует требованиям ст. 333.21 НК РФ, госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб. следует довзыскать с истца в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 декабря 2010 года по делу № А60 - 33603/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Довзыскать с индивидуального предпринимателя Семенова И.А. в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет - сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
В.Г. Голубцов
Судьи
С.Н. Полевщикова
Г.Н. Гулякова
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка