• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 июля 2009 года  Дело N А50-10570/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.

судей Ясиковой Е.Ю., Васевой Е.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.

при участии:

от заявителя ООО «Управляющая компания «Лидер»: Закирова А.П. - представитель по доверенности от 03.02.2009г.

от заинтересованного лица 3 отдел Государственного пожарного надзора г. Перми по Мотовилихинскому району: Боталов Р.Н. - представитель по доверенности от 26.12.2008г.

(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ООО «Управляющая компания «Лидер» (заявителя по делу)

на решение Арбитражного суда Пермского края от 28 мая 2009 года

по делу № А50 - 10570/2009,

принятое судьей Власовой О.Г.

по заявлению ООО «Управляющая компания «Лидер»

к 3 отделу Государственного пожарного надзора г. Перми по Мотовилихинскому району

об отмене постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

ООО «Управляющая компания «Лидер» (далее общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об отмене постановления 3 отдела Государственного пожарного надзора г. Перми по Мотовилихинскому району № 375 от 28.04.2009 года о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 15000 руб.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 28 мая 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «Управляющая компания «Лидер» (заявитель по делу) с данным судебным актом не согласно, просит его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Считает, что состав административного правонарушения отсутствует, вопрос о наличии вины управляющей организации в нарушении пожарной безопасности и наличии финансовой возможности для соблюдения требований административным органом не исследовался. Судом не исследованы имеющиеся в деле договоры подряда с третьими лицами, заключенные управляющей организацией с целью выполнения определенных работ.

3 ОГПН г. Перми по Мотовилихинскому району (ответчик по делу) представил письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, в соответствии с которым считает, что состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ является доказанным и подтверждается материалами дела. Документы, подтверждающие факт соблюдения требований пожарной безопасности юридическим лицом не представлены.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения от 20.04.2009г. № 315 (л.д.28) 3 отделом Государственного пожарного надзора г. Перми по Мотовилихинскому району в период с 20.04.2009г. по 28.04.2009г. проведена внеплановая проверка с целью надзора за исполнением ООО «Управляющая компания «Лидер» обязательных требований пожарной безопасности в жилых домах, расположенных по адресам: г. Пермь ул. Ладожская, 25 и ул. Невская, 6, по результатам которой составлен протокол об административном нарушении требований пожарной безопасности № 375 от 24.04.2009г. (л.д.9 - 11).

28.04.2009г., рассмотрев протокол об административном правонарушении, а также другие материалы проверки, 3 отделом Государственного пожарного надзора г. Перми по Мотовилихинскому району принято постановление о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности в отношении ООО «Управляющая компания «Лидер» по п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 15000 руб. (л.д.6 - 8).

Основанием для привлечения ООО «Управляющая компания «Лидер» к административной ответственности послужили нарушения требований пожарной безопасности: допущено соединение электрических проводов возле электрических ламп путем «скрутки» (ППБ 01 - 03 п.3 ПУЭ п. 2.1.21), допущена эксплуатация электросветильников, не оборудованных защитными колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (ППБ 01 - 03 п. 60); отопительные печи не пригодны к эксплуатации (дымовые трубы частично разрушены, имеются трещины, дымовые трубы и стены не побелены) (ППБ 01 - 03 п.65,74); на окнах чердачного помещения отсутствует остекление (ППБ 01 - 03 п.44).

Считая указанное постановление неправомерным, ООО «Управляющая компания «Лидер» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о его отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество является надлежащим субъектом рассматриваемого административного правонарушения и что оно обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, которые не позволили ли бы административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не выявлено.

Данные выводы суда соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01 - 03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности), обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно - правовых форм собственности, их должностными лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.

Пунктом 1 ППБ 01 - 03 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе лицами, в установленном порядке назначенными ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пункт 16). При этом содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности (пункт 11). Управляющие компании и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязанностей и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором (пункт 42).

Как следует из материалов дела, согласно уставу целью деятельности ООО «Управляющая компания «Лидер» является управление эксплуатацией и эксплуатация жилого и нежилого фонда, инженерных сооружений, коммунальной инфраструктуры Пермского края в соответствии с заключенными договорами, сбор платежей с целью извлечения прибыли.

Между МУ «Жилищная служба» Мотовилихинского района (собственник) и ООО «Управляющая компания «Лидер» (исполнитель) заключен договор на управление муниципальной долей собственности в многоквартирных домах № 8 от 01 августа 2008г. (л.д.60 - 68). В соответствии с договором ООО «Управляющая компания «Лидер» приняла на себя обязанность по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме, расположенным по адресам, изложенных в Приложении №1, обеспечение сохранности, надлежащего управления, содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставлению коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.

В силу условий договора Управляющая организация обязана, в том числе: заключить с энергоснабжающими организациями договоры, необходимые для предоставления коммунальных услуг нанимателю, в пределах границ ответственности выполнять работы и оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома, а также обеспечивать готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем и оборудования, организовывать аварийно - диспетчерское обслуживание в целях устранения неисправностей и незамедлительного устранения аварий на общем имуществе в соответствии с требования действующих нормативно - правовых актов.

В приложении №1 к договору управления поименованы адреса многоквартирных домов, переданных в управление, в том числе и расположенные по адресам: г. Пермь ул. Ладожская, 25 и ул. Невская 6.

Таким образом, ООО «Управляющая компания «Лидер» (далее - Управляющая компания) является лицом, ответственным за соблюдение требований Правил пожарной безопасности в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Пермь ул. Ладожская, 25 и ул. Невская 6.

Как правомерно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в момент проведения проверки многоквартирных домов, по вышеуказанным адресам нарушения требований пожарной безопасности имели место, указанные нарушения зафиксированы в акте проверки и протоколе об административном правонарушении. В арбитражном суде общество наличие события административного нарушения также не оспаривает.

Судом первой инстанции было установлено, что по вине Управляющей компании в нарушение п.п. 2.1.21 Правил устройства электроустановок (ПУЭ) в многоквартирном доме допущено соединение электрических проводов возле электрических ламп путем «скрутки»; в нарушение п.44 ППБ 01 - 03 не остеклены окна чердачного помещения, допущена эксплуатация электросветильников, не оборудованных защитными колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией светильников (ППБ 01 - 03 п. 60); отопительные печи не пригодны к эксплуатации (дымовые трубы частично разрушены, имеются трещины, дымовые трубы и стены не побелены) (ППБ 01 - 03 п.65,74).

Заявитель апелляционной жалобы оспаривает решение суда, указывая на отсутствие своей вины, поскольку обслуживание жилищного фонда, осуществляют иные организации, на основании заключенных с заявителем договоров на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту внутренней системы электроснабжения и электрических устройств, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, на техническое обслуживание и текущий ремонт дымоходов, вентиляционных каналов и шахт многоквартирных домов, на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту, благоустройству и обеспечению санитарного состояния, аварийно - диспетчерское обслуживание.

Указанные доводы исследованы и отклоняются судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно п.п. 2.1.21 Правил устройства электроустановок (ПУЭ) (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР) соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке.

Окна чердаков, технических этажей и подвалов должны быть остеклены и постоянно закрыты (п.44 ППБ 01 - 03).

При эксплуатации действующих электроустановок запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п.60 ППБ 01 - 03).

Перед началом отопительного сезона печи, котельные, теплогенераторные и калориферные установки, другие отопительные приборы и системы должны быть проверены и отремонтированы. Неисправные печи и другие отопительные приборы к эксплуатации не допускаются. На чердаках все дымовые трубы и стены, в которых проходят дымовые каналы, должны быть побелены (п.66,74 ППБ 01 - 03).

Как следует из материалов дела, между ООО «Управляющая компания «Лидер» (заказчик) и ИП Шураковым А.В.(исполнитель) заключен договор № 04 - 08 - п на техническое обслуживание и текущий ремонт дымоходов, вентиляционных каналов и шахт многоквартирных домов от 01.06.2008г., в соответствии с которым исполнитель должен обеспечивать благоприятные и безопасные условия использования помещения потребителями услуг заказчика. При этом исполнитель принимает на себя обязательства по данным работам только по поручению заказчика. Перечень и периодичность выполнения работ определяются согласованным сторонами графиком (Приложение № 2), составленным в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (п.1.4 договора). Приемка выполненных работ по договору производится ежемесячно комиссией в составе представителей заказчика и исполнителя. Приемка работ оформляется актом подписываемым обеими сторонами (пункты 3.1 и 3.2 договора).

Между ООО «Управляющая компания «Лидер» и ООО «ЛЮЦИЯ» заключен договор № 07 - 08 - п на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту, благоустройству и обеспечению санитарного состояния, аварийно - диспетчерское обслуживанию общего имущества многоквартирных домов. Перечень и состав выполнения работ по текущему ремонту определяется в плане текущего ремонта на месяц (п.1.5 договора). Согласно разделу 2.1 договора Управляющая компания осуществляет контроль за выполнением исполнителем работ, в любое время имеет право проверять ход и качество работ, проводить плановые и внеплановые обследования и проверки технического и санитарного содержания объектов, оценивать качество работ, в случае установления недостатков требовать от исполнителя устранения недостатков и возмещения убытков; принимать и оплачивать фактически выполненные работы согласно акту приема - передачи выполненных работ (п.2.3), участвовать в проведении технического осмотра (проверки) объектов договора (п.2.3.2) и пр.

ООО «Управляющая компания «Лидер» заключило также договор № 47/1 ОЭС от 01.06.2008г. на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту внутренней системы электроснабжения и электрических устройств с ООО «ЭнергоСервис Прогресс», в соответствии с которым, перечень и периодичность выполнения работ определяются согласованным сторонами графиком, составленным в соответствии с действующими Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда. В разделе 2.1 и 2.3 предусмотрены права и обязанности Управляющей организации по осуществлению контроля за работой исполнителя и принятию и оплате фактически выполненных работ по акту.

При анализе данных договоров судом апелляционной инстанции установлено, что подрядчики взяли на себя обязательства по выполнению работ согласно поручениям Управляющей организации, согласованным графикам, составленным планам, в свою очередь, заказчик имеет право осуществлять контроль за выполнением исполнителями работ по настоящим договорам (плановые, внеплановые проверки, составление актов приема - передачи) и обязан принимать меры к исполнителям работ в случае установления неисполнения или ненадлежащего исполнения работ в интересах нанимателей жилых помещений. Следовательно, на управляющей компании лежит контроль за исполнением подрядчиками возложенных на них обязанностей по заключенным договорам, включая соблюдение Правил пожарной безопасности.

При этом ни административному органу, ни в суд первой и апелляционной инстанций не представлены документы, свидетельствующие о том, какие меры предпринимались обществом по контролю за выполняемыми работами подрядчиков с целью соблюдения Правил пожарной безопасности в жилых домах.

Таким образом, вывод суда первой инстанции, что заявитель имел возможность соблюдать установленные Правилами пожарной безопасности требования, однако не предпринял зависящих от него мер по их соблюдению, является обоснованным.

Материалы дела подтверждают наличие вины общества в совершении допущенных нарушений. Вина заявителя административным органом исследовалась при рассмотрении дела, ей дана надлежащая оценка, и степень вины общества учтена при назначении меры ответственности, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.

Ссылка на недостаточность финансовых средств для выполнения возложенных на Управляющую компанию обязанностей отклоняется, так как свидетельствует о непринятии мер по взысканию денежных средств с нанимателей, имеющих задолженность, в принудительном порядке.

На основании изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод, что состав административного правонарушения, установленный ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в действиях общества является доказанным.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции от 28 мая 2009г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО «Управляющая компания «Лидер» - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 28 мая 2009 года по делу № А50 - 10570/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО «Управляющая компания «Лидер» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет - сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

     Председательствующий

     Н. М. Савельева

     Судьи

     Е.   Ю.Ясикова

     Е.   Е.Васева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А50-10570/2009
Принявший орган: Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 31 июля 2009

Поиск в тексте