• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 сентября 2008 года  Дело N А50-4897/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 24.09.2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26.09.2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,

судей Нилоговой Т.С., Риб Л.Х.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.,

при участии:

от заявителя - ОАО «Пермский маргариновый завод «Сдобри»:Грищенко А.В., паспорт 4504 №177651, доверенность в материалах дела,

от заинтересованного лица - Пермская таможня: Терехов П.В., удостоверение №197929, доверенность от 27.06.2008г., Кобелева Т.В., удостоверение №047801, доверенность от 02.09.2008г.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя -

ОАО «Пермский маргариновый завод «Сдобри»

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 21 июля 2008 года

по делу № А50 - 4897/2008,

принятое судьей Мухитовой Е.М.,

по заявлению ОАО «Пермский маргариновый завод «Сдобри»

к Пермской таможне

о признании недействительным решения,

установил:

В Арбитражный суд Пермского края обратилось открытое акционерное общество Пермский маргариновый завод «Сдобри» (далее - общество, заявитель) с заявлением о признании недействительными решений Пермской таможни о стране происхождения товара №№ 10411000 - 13 - 04 - 25/535, 10411000 - 13 - 04 - 25/536, 10411000 - 13 - 04 - 25/537, 10411000 - 13 - 04 - 25/538, 10411000 - 13 - 04 - 25/539, 10411000 - 13 - 04 - 25/540, 10411000 - 13 - 04 - 25/541, 10411000 - 13 - 04 - 25/542, 10411000 - 13 - 04 - 25/543, 10411000 - 13 - 04 - 25/544, 10411000 - 13 - 04 - 25/545, 10411000 - 13 - 04 - 25/546, 10411000 - 13 - 04 - 25/547, 10411000 - 13 - 04 - 25/548, 10411000 - 13 - 04 - 25/549, 10411000 - 13 - 04 - 25/550, 10411000 - 13 - 04 - 25/551, 10411000 - 13 - 04 - 25/552, 10411000 - 13 - 04 - 25/553, 10411000 - 13 - 04 - 25/554.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.07.2008г. в удовлетворении заявленных требований ОАО Пермский маргариновый завод «Сдобри» отказано.

Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит принятый судебный акт отменить, удовлетворить заявленные требования.

Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы, полагает, что оспариваемые решения таможенного органа, из которых следует, что страна происхождения товара неизвестна, является незаконными и необоснованными, поскольку страной происхождения является Украина, что подтверждается представленными заявителем документами.

Заинтересованное лицо представило письменный отзыв с возражениями против доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены судебного акта не усматривает.

Представитель таможенного органа в суде апелляционной инстанции пояснил, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит, пояснил, что общество не представило достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что страной происхождения товара является Украина.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Как следует из материалов дела, заявитель (декларант) по условиям договора комиссии при импорте №5259 от 15.09.2005г., заключенного с ОАО «Нижегородский масло - жировой комбинат» (комиссионер), и внешнеторгового контракта №643/003364444/07001 от 12.01.2007г., заключенного ОАО «Нижегородский масло - жировой комбинат» (покупатель) с фирмой «Дельта Вилмар СНГ», Украина (продавец), ввез на таможенную территорию РФ из Украины товары - масло пальмовое рафинированное дезодорированное отбеленное и стеарин пальмовый рафинированный дезодорированный отбеленный, оформленные по ГТД №№10411080/150207/0000426, 10411080/200207/0000512, 10411080/0700307/0000737, 10411080/140307/0000820,

10411080/140307/0000822, 10411080/260307/0001014, 10411080/270307/0001039,

10411080/120407/0001374, 10411080/170407/0001415, 10411080/250407/001551,

10411080/280507/0002029, 10411080/280507/0002025, 10411080/190607/0002356,

10411080/250607/0002449, 10411080/040707/0002648, 10411080/170707/0002846,

10411080/170707/0002847, 10411080/150807/0003321, 10411080/070907/0003634.

В ГТД заявлена страна происхождения товара - Украина, коды ТН ВЭД 151190 99 09 (масло) и 151190 19 09 (стеарин), представлены сертификаты о происхождении товара по форме СТ - 1, выданные в Украине, и заключения о происхождении товара к сертификатам, выданные Ильичевским предприятием Одесской региональной торгово - промышленной палаты.

По заявленным кодам ТН ВЭД ставка таможенной пошлины составляет 5%, таможенным органом были предоставлены преференции по уплате ввозной таможенной пошлины на суммы 2886465,11 рублей по маслу пальмовому и 697279,34 рублей по стеарину (условно начислены).

Таможенным органом в отношении заявителя была проведена общая таможенная ревизия, по результатам которой составлен акт №10411000/210108/00003/00 от 21.01.2008г. в отношении масла пальмового и Заключение №1 по результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров от 21.01.2008г. по стеарину, приняты оспариваемые решения о стране происхождения товара, где страна происхождения товара установлена как «неизвестна».

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решения таможенного органа являются законными и обоснованными.

Выводы суда первой инстанции суд апелляционной инстанции находит правильными, основанными на нормах материального права, соответствующими фактическим обстоятельства дела.

В соответствии со ст.ст.123,124 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) при перемещении через таможенную границу товары подлежат декларированию таможенным органом. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.

В таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде): заявляемый таможенный режим; сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), лице, указанном в статье 16 настоящего Кодекса, об отправителе и о получателе товаров; сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем; сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость; сведения об исчислении таможенных платежей: ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение тарифных преференций; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; установленный Центральным банком Российской Федерации на день подачи таможенной декларации курс валюты для целей учета и таможенных платежей и другие сведения, необходимые для таможенных целей.

Согласно ст.29 ТК РФ определение страны происхождения товаров производится в соответствии с положениями главы 6 кодекса во всех случаях, когда применение мер таможенно - тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, зависит от страны происхождения товаров.

Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики.

В силу ст.30 ТК РФ страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены (статья 31) или подвергнуты достаточной переработке (статья 32) в соответствии с критериями, установленными настоящим Кодексом, или в порядке, определенном настоящим Кодексом.

Согласно ст.32 ТК РФ если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки в соответствии с положениями настоящей статьи.

Если в отношении отдельных видов товаров или какой - либо страны особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, особо не оговариваются в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.

Для определения страны происхождения товаров также используются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, следующие критерии достаточной переработки: выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место; изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

Согласно ст.34 Закона РФ от 21.05.1993г. №5003 - 1 «О таможенном тарифе» тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров устанавливаются настоящим Законом и не могут носить индивидуального характера, за исключением случаев, предусмотренных статьями 35, 36 и 37 настоящего Закона. Тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства Российской Федерации. При этом под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Порядок предоставления льгот, установленных настоящим Законом, определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.36 данного Закона при осуществлении торгово - политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде: установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации; освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров: происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза; происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.

Россия и Украина являются участниками Соглашения стран СНГ от 15.04.1994г. «О создании зоны свободной торговли», в соответствии с п.3 которого договаривающиеся стороны не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из договаривающихся сторон. Исключения из данного торгового режима оформляются документами, являющимися неотъемлемой частью данного Соглашения.

Во исполнение соответствующего законодательства Государственным таможенным комитетом РФ издан приказ от 25.12.2003г. №1539 «О предоставлении тарифных преференций», в соответствии с которым не применяются ввозные таможенные пошлины в отношении товаров, происходящих с территории, в том числе Украины, и ввозимых на таможенную территорию РФ с таможенной территории, в том числе Украины.

В соответствии с п.9 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета глав Правительств СНГ от 30.11.2000г. (далее - Правила), товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, установленным данными Правилами, а также экспортируется на основании договора / контракта между резидентом одного из государств - участников Соглашения, и резидентом другого государства - участника Соглашения и ввозится с таможенной территории одного государства - участника на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения и ввозится физическим лицом - резидентом государства - участника Соглашения с таможенной территории одного из государств - участников на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения.

В соответствии с пунктами 1 и 4 Правил страной происхождения товара считается государство - участник Соглашения, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке / переработке. В случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств - участников Соглашения, определение страны происхождения товара производится в соответствии с критерием достаточной обработки / переработки товара.

Критерий достаточной обработки / переработки может выражаться:

а) изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков, произошедшим в результате обработки / переработки;

б) выполнением необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;

в) правилом адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.

Основным критерием достаточной обработки / переработки является изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков; он применяется в отношении всех товаров, за исключением товаров, включенных в перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (приложение 1, являющееся неотъемлемой частью настоящих Правил).

Приложение 1 содержит наименование товара с указанием кода ТН ВЭД СНГ и условия, производственные и технологические операции, необходимые для придания данному товару статуса происхождения при использовании в производстве товара третьих стран.

К группе товаров «Масла сырые растительные; масла гидратированные, масла рафинированные недезодорированные; масла рафинированные дезодорированные», включенных в Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (приложение 1), из товара товарных позиций ТН ВЭД 1507 - 1515 выдвинуты условия, производственные и технологические операции, необходимые для придания товару статуса происхождения при использовании в производстве товара третьих стран. Таковыми являются механическая очистка путем: 1) отстаивания, фильтрования, 2) центрифугирования, 3) обработки горячей водой или паром, 4) нейтрализация щелочью, 5) обработки острым паром под вакуумом.

В Примечании 4 данного Перечня условий указано, что условия и операции, приведенные в третьей колонке настоящего Перечня, устанавливают минимальный объем выполнения производственных или технологических операций. Выполнение установленных производственных и технологических операций в меньшем объеме не определяет происхождения продукта.

Таким образом, для определения происхождения страны ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации товара следует определить, включен ли товар в Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место, если да, то выполнены ли установленные производственные и технологические операции в объеме, установленном Перечнем, если же ввезенный товар не включен в Перечень условий, то изменена ли товарная позиция по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков, в результате произведенной обработки (переработки).

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что для масла пальмового рафинированного дезодорированного отбеленного, классифицируемого в товарной позиции 1511 ТН ВЭД, включенного в Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место, критерием достаточной переработки является выполнение механической очистки путем отстаивания, фильтрования, центрифугирования, обработки горячей водой или паром, нейтрализации щелочью, обработки острым паром под вакуумом. Для стеарина же пальмового, классифицируемого в товарной позиции 1511 ТН ВЭД, поскольку он в период ввоза на таможенную территорию России не был включен в Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место, критерием достаточной переработки являлось - изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков в результате обработки / переработки товара.

В ходе таможенной ревизии из анализа представленных заявителем документов таможенный орган выявил, что масло пальмовое рафинированное дезодорированное отбеленное, произведенное заводом «Дельта Вилмар СНГ», не отвечает критерию происхождения товара, установленного Правилами в отношении масла пальмового, поскольку при его производстве выполняются не все технологические и производственные операции, установленные Правилами, следовательно, товар не является происходящим из Украины, о чем составлен акт общей таможенной ревизии, вынесены оспариваемые решения, где страна происхождения товаров установлена как «неизвестна».

Согласно заключению №1 по результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров таможенный орган пришел к выводу, что товар стеарин пальмовый рафинированный дезодорированный отбеленный, произведенный ООО «Дельта Вилмар СНГ», не отвечает критерию происхождения, установленному Правилами и Перечнем условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место, следовательно, не является происходящим из Украины, в связи с чем таможенным органом были приняты оспариваемые решения о стране происхождения товара стеарин пальмовый, которая установлена как «неизвестна».

Выводы таможенного органа суд апелляционной инстанции находит правильными, основанными на результатах проверки и нормах действующего законодательства.

В соответствии со ст.34 ТК РФ документом, подтверждающим происхождение ввезенного на таможенную территорию РФ товара - масло пальмовое и стеарин пальмовый, является сертификат о происхождении товара, который согласно ст.36 ТК РФ является документом, однозначно свидетельствующим о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами и организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товара. Поскольку сведения о стране происхождения товаров основаны на одних и тех же критериях, применяемых на Украине и в Российской Федерации согласно Решению Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000 (с изм. от 24.11.2006) «О правилах определения страны происхождения товаров» документами, подтверждающими происхождение масла пальмового и стеарина пальмового, являются сертификаты о происхождении товаров формы СТ - 1, выданные уполномоченным органом Украины - Ильичевским предприятием Одесской региональной торгово - промышленной палатой.

Таможенный орган согласно п.5 ст.36 ТК РФ вправе обратиться к компетентным органам или организации страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения также в целях проведения выборочной проверки. Проведение такой проверки не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при таможенном оформлении.

Таможенный орган, проведя проверку и анализ документов по таможенному оформлению ввезенного на таможенную территорию РФ масла пальмового и стеарина пальмового, усомнившись в стране происхождения товара, имея на то основания, поскольку усмотрел несоответствие определения страны происхождения товара требованиям Правил, обратился не в уполномоченный орган Украины, выдавший сертификат о стране происхождения товара, а в уполномоченный орган России на выдачу и удостоверение сертификатов - Пермскую торгово - промышленную палату.

Суд апелляционной инстанции не усматривает в том существенного нарушения таможенным органом требований ст.36 ТК РФ, влекущим отмену решений таможенного органа, поскольку они основаны не только на информации Пермской торгово - промышленной палаты, но и на анализе представленных декларантом документов применительно к нормам действующего законодательства.

Необходимости обращения в торгово - промышленную палату Украины для представления дополнительных документов или уточняющих сведений у таможенного органа не имелось, таможенный орган вправе был дать и дал самостоятельную оценку представленным декларантом в достаточном для дачи соответствующего заключения и принятия решения объеме документам в совокупности с полученной от Пермской торгово - промышленной палаты информации.

Основания усомниться в правильности определения страны происхождения товара масла пальмового и стеарина пальмового при выдаче Ильичевским предприятием Одесской региональной торгово - промышленной палаты (далее - торгово - промышленная палата Украины) у Пермской таможни имелись, тому послужили следующие обстоятельства.

По маслу пальмовому согласно представленным документам, а именно: заключению торгово - промышленной палаты Украины о происхождении товара к сертификатам, основанием для его выдачи послужило исследование предъявленных документов: контрактов, письма Украинского научно - исследовательского института масел и жиров (УкрНИИМЖ), в котором описан и охарактеризован процесс переработки, производственного технологического регламента на производство рафинированного отбеленного дезодорированного пальмового масла и его фракций, сертификата количества, карточки аккредитации, Устава, письма экспортера, удостоверения качества.

Аналогичные документы были предметом исследования эксперта торгово - промышленной палаты Украины при даче заключения о происхождении товара стеарина пальмового.

В соответствии с письмом Украинского научно - исследовательского института масел и жиров Ильичевскому предприятию Одесской региональной торгово - промышленной палаты от 12.03.2007г. №11/333 при переработке масла пальмового, пальмового стеарина используется современная комплектная установка, применяется технология бесщелочной (физической) рафинации, совмещающей процессы удаления свободных жирных кислот, одорирующих веществ и продуктов окисления. При бесщелочной рафинации полностью исключается стадия обработки жира раствором щелочи со всеми свойственными этому процессу обстоятельствами. Полный цикл физической рафинации идентичен процессам, указанным в Перечне условий производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место, к Правилам определения страны происхождения товаров (далее - Правила).

Из письма Московского филиала Всероссийского научно - исследовательского института жиров от 25.09.2007г. №72 также следует, что рафинация пальмового масла и его фракций осуществляется не по традиционной технологии щелочной рафинации, а по современной технологии бесщелочной (физической) рафинации при совмещении процесса удаления свободных жирных кислот, одорирующих веществ и продуктов окисления (дистиллянционная нейтрализация).

Заключение ВНИИЖ по результатам исследования образца специального жира свидетельствуют о соответствии масла пальмового ГОСТу 3602, описание технологического процесса очистки масла не содержит.

Данные документы, Производственный технологический регламент на производство рафинированного отбеленного дезодорированного пальмового масла и его фракций производительностью 1500 т/сутки», утвержденный на ООО «Дельта Вилмар СНГ», который был предметом рассмотрения Украинского и Российского научно - исследовательских институтов, а также ответ Пермской торгово - промышленной палаты на запрос Пермской таможни в совокупности подтверждают вывод таможенного органа, что при производстве масла пальмового установленные в Правилах технологические и производственные операции выполняются не в полном объеме, которые бы позволили определить страну происхождения товара в месте их совершения.

Причиной выполнения не всех производственных или технологических операций (отсутствуют операции отстаивания и нейтрализации щелочью) является применение усовершенствованных технологий производства (переработки) масла, более современных методов рафинации пальмового масла, при этом отстаивание происходит в емкостях хранения сырого (нерафинированного) масла, а вместо операции нейтрализации щелочью производится бесщелочная (физическая) рафинация, когда удаление свободных жирных кислот происходит на стадии дезодорации.

Согласно правовой позиции Решения Экономического суда Содружества независимых государств от 20.05.2008г. использование усовершенствованных производственных и технологических операций может рассматриваться как выражение критерия достаточной обработки/переработки товара, если при этом выполняется минимальный объем условий и операций, указанный в Перечне условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место.

Поскольку минимальный объем условий и операций, указанный в Перечне условий для придания товару статуса происхождения, при использовании усовершенствованного метода производства рафинированного масла не выполняется, а указанный Перечень содержит условие, что выполнение меньшего объема не определяет происхождение товаров, доводы подателя апелляционной жалобы, что масло пальмовое подвергнуто достаточной обработке/переработке, позволяющей определить страной происхождения товара Украину, подлежат отклонению как ошибочные, основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.

Как указал Экономический Суд СНГ в решении от 20.05.2008г. №01 - 1/6 - 07, в случаях, когда используются усовершенствованные производственные и технологические операции, но не выполнен минимальный объем, указанный в Перечне, такие операции могут рассматриваться как выражение критерия достаточной обработки/переработки товара при условии внесения поправок в Перечень в порядке, установленном Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения происхождения товаров от 30.11.2000г.

Изменения в Перечень условий, производственных и технологических операций утверждены Решением Экономического совета СНГ от 14.12.2007г., вступающим в силу с даты его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - с даты сдачи на хранение депозитарию уведомления о выполнении упомянутых процедур.

Изменения заключаются в ином изложении наименования товара «Масла растительные рафинированные, фракции растительных масел нерафинированных или рафинированных, но без изменения химического состава». В качестве условий, производственных и технологических операций, необходимых для придания статуса происхождения при использовании в производстве товара третьих стран указаны операции по рафинации и/или фракционированию в условиях специализированного производства, при этом отдельная операция гидратации не является достаточной для придания товара статуса происхождения.

Указанные изменения не распространяют своей действие на отношения, возникшие при декларировании заявителем товаров в феврале - сентябре 2007г., поскольку не имеют обратной силы.

В отношении стеарина пальмового рафинированного дезодорированного отбеленного доводы о выполнении критерия достаточной переработки не заявлены, для данного товара Перечень условий, производственных и технологических операций не установлен, следовательно, должен применяться основной критерий достаточной переработки - изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков.

Согласно разделу 3 «Характеристика исходного сырья» Производственного технологического регламента на производство рафинированного отбеленного дезодорированного пальмового масла и его фракций, утвержденного и.о. директора ООО «Дельта - Вилмар СНГ», сырьем для производства пальмового стеарина рафинированного дезодорированного, классифицируемого в товарной позиции 1511 ТН ВЭД, является стеарин пальмовый сырой, классифицируемый в той же товарной позиции 1511 ТН ВЭД. После обработки (переработки) товара изменения товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков не происходит. Следовательно, стеарин пальмовый рафинированный дезодорированный, ввезенный на таможенную территорию России из Украины, также не отвечает критерию достаточной переработки и предъявленные к таможенному оформлению сертификаты о происхождении товара формы СТ - 1 не могут быть рассмотрены в качестве основания для представления тарифных преференций.

Сертификат о происхождении товара формы СТ - 1 выдан экспертом торгово - промышленной палаты Украины на основании исследованных документов, в том числе производственного технологического регламента на производство рафинированного отбеленного дезодорированного пальмового масла и его фракций, каковой является стеарин пальмовый, с учетом применения усовершенствованных производственных и технологических операций по его производству. При этом экспертом не учтено, что условий, производственных и технологических операций, минимальный объем совершения которых требуется для придания товару статуса происхождения, к данному товару согласно Перечню (Приложению 1 к Правилам определения страны происхождения товаров, утвержденным Решением Совета глав правительства СНГ от 30.11.2000г.) не выдвигаются. Применительно к пальмовому стеарину выдвигается иной критерий достаточной переработки, который не был предметом исследования эксперта торгово - промышленной палаты Украины, следовательно, данному критерию не дана надлежащая соответствующая оценка. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что определение уполномоченным органом Украины страны происхождения товара - стеарина пальмового произведено не в соответствии с требованиями, установленными Правилами.

Согласно рекомендациям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 30.05.2006г. №110 «Об определении страны происхождения товаров, ввозимых из государств - участников соглашения о создании зоны свободной торговли» в отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 02.04.1999 и находящихся в торговом обороте между этими государствами, страна происхождения товаров определяется на основании Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета глав правительств государств Содружества Независимых государств от 30.11.2000 «О правилах определения страны происхождения товаров». В случае, когда из имеющихся документов следует, что страна происхождения товара в сертификате определена не в соответствии с требованиями, установленными Правилами, тарифные преференции могут быть применены в отношении товара только при условии, если будет установлено, что страной его происхождения является государство - участник Соглашения.

Поскольку страна происхождения масла пальмового и стеарина пальмового в сертификатах определена не в соответствии с требованиями, установленными Правилами, таможенный орган обоснованно не согласился с указанием заявителем Украины в качестве страны происхождения ввезенных на таможенную территорию РФ товаров по указанным выше ГТД и принял оспариваемые решения.

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права. Доводы заявителя об установлении законодателем единственного условия и операции - механическую очистку (дополнение к заявлению л.д.32 - 36 том 3) основаны на ошибочном толковании норм права. Регулирующими спорные правоотношения нормами права и производственным технологическим регламентом предусмотрены как условие производства (переработки) масла - механическая очистка с совершением ряда определенных операций.

Процессуальных нарушений при вынесении оспариваемых решений не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 июля 2008 года по делу №А50 - 4897/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО «Пермский маргариновый завод «Сдобри» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет - сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

     Председательствующий

     Л. Ю. Щеклеина

     Судьи

     Т.С.Нилогова

     Л.Х.Риб

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А50-4897/2008
Принявший орган: Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 26 сентября 2008

Поиск в тексте