СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 2010 года  Дело N А60-1069/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.

судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.

при участии:

от заявителя ООО «Арманта»: Брель В.В., паспорт, протокол от 09.02.2010,

от заинтересованного лица Екатеринбургской таможни: Маклакова Е.М., удостоверение, доверенность от 11.01.2010,

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица Екатеринбургская таможня

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 февраля 2010 года

по делу № А60 - 1069/10,

принятое судьей Савиной Л.Ф.

по заявлению ООО «Арманта»

к Екатеринбургской таможне

о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

ООО «Арманта» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Екатеринбургской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров по грузовой таможенной декларации № 10502080/151009/0005892.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.02.2010 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.

В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган указывает на то, что в ходе таможенного контроля таможенной стоимости товаров по ГТД № 10502080/151009/0005892 таможенным органом были выявлены признаки недостоверности сведений о цене сделки либо ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Обществу было предоставлено право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений путем направления в адрес таможенного органа дополнительных документов. По мнению таможенного органа, отказ декларанта от предоставления объяснений и документов, обосновывающих заявленную им таможенную стоимость, при отсутствии объективных препятствий к их представлению следует рассматривать как невыполнение условия о ее документальном подтверждении и достоверности, влекущее исключение использования основного метода определения таможенной стоимости товара. Таможенный орган также ссылается на то, судом первой инстанции не дана оценка тому, что декларантом представлено соответствующее письменное решение о согласии произвести таможенное оформление товара с окончательной корректировкой таможенной стоимости товара по ценовой информации таможенного органа.

Представитель таможенного органа в судебном заседании на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, настаивал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Общество представило письменный отзыв, в котором против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, считает решение суда законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель общества доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда оставить без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 15.10.2009 с целью производства таможенного оформления товаров (мебельная фурнитура, замки и части мебели в ассортименте), ввезенных из Китая на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с контрактом от 15.04.2009 № 2, заключенным между обществом и китайской фирмой «HANSTAR HARDWARE ASIA LIMITED», в Екатеринбургский железнодорожный таможенный пост Екатеринбургской таможни обществом была подана ГТД № 10502080/151009/0005892 с заявлением сведений о ввезенных товарах.

В качестве документов, подтверждающих заявленную декларантом таможенную стоимость товаров, общество к ГТД представило контракт от 15.04.2009 № 2, спецификацию от 16.07.2009 № ЕА01409001 к контракту от 15.04.2009 № 2 на сумму 32 116,85 долларов США; инвойс от 02.09.2009 № НSА090218 на сумму 32 116,85 долларов США; платежные поручения о предварительной оплате товара  от 22.07.2009 № 5 на сумму 6423,37 долларов США и  от 07.09.2009 № 8 на сумму 25 693,48 долларов США.

В ходе таможенного контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом установлено, что представленных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами недостаточно, а именно в товаросопроводительных документах отсутствует указание материалов изготовления товаров, что не позволяет сопоставить заявленную таможенную стоимость с ценовой информацией таможенного органа; данные, в представленном к таможенному оформлению инвойсе от 02.09.2009 № HSA090218, не корреспондируют с данными упаковочного листа; к таможенному оформлению представлены платежные поручения от 22.07.2009 № 5 и  от 07.09.2009 № 8 со ссылкой только на номер и дату контракта, при этом отсутствует ссылка на номер спецификации или номер заказа.

28.10.2009 таможенным органом обществу направлен запрос о предоставлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара, а именно: пояснения производителя товара по материалам изготовления товаров в соответствии с принятой классификацией; акт взаимных расчетов, документы, позволяющие идентифицировать осуществленную оплату с конкретной поставкой товара; документы, подтверждающие понесенные расходы по транспортировке товара до границы Российской Федерации; пояснения о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке КНР, Российской Федерации; прайс - листы завода - изготовителя; оригинал либо заверенную копию экспортной декларации; бухгалтерские документы, необходимые для проверки данных бухгалтерского учета в рамках проверки документов и сведений; официальные письменные разъяснения причин значительного отличия заявленной таможенной стоимости от ценовой информации таможенного органа по импорту аналогичных товаров; имеющуюся в распоряжении декларанта документально подтвержденную информацию о таможенной стоимости идентичных или однородных ввезенных ранее товаров; пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки.

Одновременно с запросом о предоставлении дополнительных документов обществу направлено уведомление от 28.10.2009 с предложением определения таможенной стоимости одним из оценочных методов и оформлении КТС с окончательной оценкой, или в случае отказа от изменения метода определения таможенной стоимости в соответствии с п. 2, 3 ст. 15 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» предоставить необходимые сведения для подтверждения заявленной таможенной стоимости на основании запроса о предоставлении дополнительных документов.

28.10.2009 обществу направлено требование о необходимости в срок до 30.10.2009 скорректировать сведения о таможенной стоимости товаров согласно решению таможенного органа и представить корректировку таможенной стоимости товара, а также платежные документы, подтверждающие факт уплаты денежных средств на счет таможенных органов для обеспечения уплаты таможенных платежей по скорректированной таможенной стоимости.

Указанные уведомление и требование получены представителем общества 29.10.2009.

29.10.2009 таможенным органом в адрес общества направлено требование от 29.10.2009 о корректировке сведений о таможенной стоимости и доплате 105 591,94 руб., либо выпуске товара с условной корректировкой, осуществив обеспечение уплаты таможенных платежей в сумме 105 591,94 руб.

Общество 29.10.2009 направило в адрес таможенного органа письмо, в котором указало, что представить для подтверждения заявленной таможенной стоимости по ГТД № 10502080/151009/0005892 запрошенные документы в полном объеме не имеется возможности, просило произвести таможенное оформление товара с окончательной корректировкой таможенной стоимости.

В платежном поручении от 23.09.2009 № 63 общество указало на согласие списания 105 591,94 руб. по требованию от 29.10.2009 о корректировке таможенной стоимости по ГТД № 10502080/151009/0005892 (л.д. 88).

По итогам проведенного контроля таможенной стоимости товара таможней 29.10.2009 принято решение о корректировке таможенной стоимости, с пояснениями о невозможности применения с 1 - го по 5 - й методов определения таможенной стоимости товара и, соответственно, применении 6 - го (резервного) метода.

Считая решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости по ГТД № 10502080/151009/0005892 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что общество для подтверждения заявленной им таможенной стоимости товара представило все необходимые документы, что позволяет применить первый метод определения таможенной стоимости товара.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.

В соответствии со ст. 123, 124 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также других случаях, установленных ст. 183, 184, 247, 391 настоящего Кодекса. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным названным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. В таможенной декларации могут быть указаны основные сведения о товарах, в частности, таможенная стоимость.

Пунктом 4 ст. 131 ТК РФ предусмотрено, что в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.

В силу п. 1, 2 ст. 323 ТК РФ таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

Пунктами 1, 2 ст. 12 Закона от 21.05.1993 № 5003 - 1 «О таможенном тарифе» (далее - Закон о таможенном тарифе) установлено, что определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров: метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами; метода по стоимости сделки с идентичными товарами; метода по стоимости сделки с однородными товарами; метода вычитания; метода сложения; резервного метода. Первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном п. 1 ст. 19 настоящего Закона.

В соответствии с п. 3 ст. 323 ТК РФ таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.

На основании п. 4 ст. 323 ТК РФ, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений.

В целях обоснования правомерности применения основного метода определения таможенной стоимости декларант должен представить документы, указанные в Перечне документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденном Приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 25.04.2007 № 536 (далее - Приказ № 536).

Согласно ч. 5 ст. 323 ТК РФ при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.

В силу ч. 6 ст. 323 ТК РФ если в сроки выпуска товаров (ст. 152 Кодекса) процедура определения таможенной стоимости товаров не завершена, выпуск производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей.

В п. 2 ст. 19 Закона Российской Федерации 21.05.1993 № 5003 - 1 «О таможенном тарифе» (далее - Закон) приведен исчерпывающий перечень условий, исключающих применение первого метода, в том числе, если данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными.

Из п. 7 ст. 323 ТК РФ следует, что в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.

Следовательно, основания для последовательного применения второго - шестого методов определения таможенной стоимости возникают лишь при наличии признаков недостоверности сведений о стоимости сделки, либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.

Если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу, установленному ст. 24 Закона.

Обязанность по представлению дополнительных документов по требованию таможенного органа возникает у декларанта при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. При этом таможенный орган в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать наличие таких признаков.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе проверки таможенной стоимости оформленного по ГТД № 10502080/151009/0005892 товара, определенной декларантом с использованием первого метода, должностным лицом таможни были обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании сведения могут являться недостоверными, поскольку в товаросопроводительных документах отсутствует указание материалов изготовления товаров, что не позволяет сопоставить заявленную таможенную стоимость с ценовой информацией таможенного органа; данные в представленном к таможенному оформлению инвойсе от 02.09.2009 № HSA090218 не корреспондируют с данными упаковочного листа; к таможенному оформлению представлены платежные поручения от 22.07.2009 № 5, от 07.09.2009 № 8 со ссылкой только на номер и дату контракта, при этом отсутствует ссылка на номер спецификации или номер заказа. Исходя из чего таможенный орган полагает, что невозможно сопоставить платежные документы с данной поставкой.

Также таможня полагает, что заявленная величина таможенной стоимости товаров значительно отличается от имеющихся в распоряжении таможенного органа информации о таможенном оформлении в зоне деятельности ФТС однородных товаров.

Вместе с тем таможенный орган, усомнившись в правильности определения декларантом таможенной стоимости и самостоятельно определив таможенную стоимость товара, обязан доказать, что метод определения заявленной декларантом стоимости неприменим, а метод, использованный таможенным органом - единственно возможен и соответствует критериям определения, установленным действующим законодательством.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что материал изготовления товаров указан обществом в гр. 31 ГТД - как недрагоценные материалы и прочие, применяемые для мебели, данные инвойса и упаковочного листа совпадают при сопоставлении количества упаковок и количества штук в упаковке.

В платежных поручениях на оплату товара имеется ссылка на контракт, реквизиты этого контракта указаны также в спецификации; в упаковочном листе содержится сведения о номере спецификации (заказа); суммы по платежным документам совпадают со стоимостью товара, указанного в контракте и ГТД.

Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства, свидетельствуют о том, что общество для подтверждения заявленной им таможенной стоимости товара представило все необходимые документы, содержащие количественно определенную и достаточную информацию о стоимости сделки.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров», под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений. При использовании в качестве основания для отказа от применения основного метода зависимости продажи и цены от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено, под такими условиями следует понимать условия сделки, по цене которой заявлена таможенная стоимость, либо иные условия, оказывающие влияние на цену товара по этой сделке, в том числе условия, информация о которых не представлена декларантом таможенному органу.

В нарушение ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможенный орган не представил доказательств, что представленные декларантом сведения являются недостаточными или недостоверными.

При этом судом обоснованно указано, что ссылка таможенного органа на отсутствие у него ценовой и иной информации для использования какого - либо метода определения таможенной стоимости может быть принята во внимание как обоснование неприменения этого метода только в случае подтверждения объективной невозможности получения или использования такой информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.