• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 августа 2009 года  Дело N А60-12548/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Голубцова В.Г.,

судей Богдановой Р.А., Гуляковой Г.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Келлер О.В.,

при участии:

от заявителя (Государственного учреждения Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал №15): не явился,

от заинтересованного лица (Судебного пристава - исполнителя Чкаловского районного отдела г.Екатеринбурга Управления ФССП по Свердловской области Наумовой И.А.): не явился,

от третьего лица (ООО «ТеплоСберегающие технологии»): не явился,

(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя - Государственного учреждения Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал №15)

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 мая 2009 года

по делу № А60 - 12548/2009,

принятое судьей Филипповой Н.Г.

по заявлению Государственного учреждения Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал №15)

к Судебному приставу - исполнителю Чкаловского районного отдела г.Екатеринбурга Управления ФССП по Свердловской области Наумовой И.А.,

третье лицо: ООО «ТеплоСберегающие технологии»,

об оспаривании постановления судебного пристава - исполнителя,

установил:

Государственное учреждение Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал № 15) (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление судебного пристава - исполнителя Чкаловского районного отдела г.Екатерибурга Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Наумовой И.А. (далее - заинтересованное лицо, судебный пристав - исполнитель) от 29.12.2008 об отказе в возбуждении исполнительного производства в отношении должника - ООО «ТеплоСберегающие технологии».

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ООО «ТеплоСберегающие технологии» (далее - третье лицо).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 мая 2009 года по делу № А60 - 12548/2009 в удовлетворении требований заявителя отказано.

Не согласившись с решением, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Считает, что решение принято с нарушением норм материального права.

Судебный пристав - исполнитель представил отзыв на апелляционную жалобу, решение просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поскольку, по его мнению, обжалуемое решение является законным и обоснованным.

Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, учреждение направило для исполнения в адрес Чкаловского районного отдела г.Екатеринбурга Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области постановление от 22.12.2008 № 41393 о взыскании за счет имущества ООО «ТеплоСберегающие технологии» недоимки и пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общей сумме 2249 руб. 44 коп.

Постановлением судебного пристава - исполнителя Чкаловского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Наумовой И.А. от 29.12.2008 в возбуждении исполнительного производства отказано, поскольку постановление заявителя не является исполнительным документом.

Не согласившись с отказом в возбуждении исполнительного производства, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Суд первой инстанции, принимая решение, исходил из того, что отказ в возбуждении исполнительного производства является правомерным и соответствует положениям ФЗ «Об исполнительном производстве».

Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, считает, что данные выводы являются верными, подтверждаются материалами дела и соответствуют действующему законодательству.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 года № 165 - ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно ст. 19 ФЗ от 24.07.1998 года № 125 - ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей, а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере пяти тысяч рублей. Привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Порядок взыскания недоимки и пени по страховым взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрен п. 6 ст. 22.1 Закона № 125 - ФЗ.

Согласно последнему абзацу указанного пункта при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица либо отсутствии информации о счетах страхователя страховщик вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица путем направления соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю.

В п. 6 Порядка взаимодействия Фонда социального страхования Российской Федерации, его исполнительных органов и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при принудительном исполнении постановлений исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователей, а также иных исполнительных документов о взыскании в пользу Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 10.12.2003 года № 317/280, разъяснено, что действия исполнительного органа Фонда социального страхования по реализации права взыскания недоимки по страховому взносу и пени за счет иного имущества страхователя регламентируются ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Взыскание недоимки по страховым взносам и пени за счет иного имущества страхователя производится по решению руководителя (его заместителя) исполнительного органа Фонда путем направления в течение трех дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения.

Если организация добровольно не уплатила сумму задолженности в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании задолженности вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.

Решение о взыскании задолженности обращается к исполнению путем направления соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Пунктом 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу - исполнителю, являются, в том числе, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

Таким образом, исходя из положений указанной статьи, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств признаются исполнительными документами только в случае приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

Перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства содержится в статье 31 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав - исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 названного Закона.

Отсутствие предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания этого акта исполнительным документом и его возврата в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве.

Судом установлено, что к постановлению от 22.12.2008 № 41393, предъявленному учреждением судебному приставу - исполнителю на исполнение, не были приложены предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве» документы, свидетельствующие о состоянии счетов должника.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что учреждение не представило судебному приставу - исполнителю информацию об отсутствии или закрытии расчетных и иных счетов должников, на которые может быть обращено взыскание; постановление Учреждения не содержит отметок банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

При таких обстоятельствах, отказ судебного пристава - исполнителя в возбуждении исполнительного производства только на основании постановления учреждения обоснованно признан судом правомерным.

Доводы заявителя о том, что установленный Законом «Об обязательном социальном страховании» порядок взыскания страховых взносов не предусматривает в случае отсутствия информации о счетах страхователя запрашивать заявителем данные сведения в налоговом органе, и о том, что данная обязанность Законом «Об исполнительном производстве» возложена на судебного пристава - исполнителя, отклоняется.

Из положений ст. 18 Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» следует, что Фонд социального страхования Российской Федерации наделен контрольными функциями и полномочиями по бесспорному взысканию и, соответственно, должен располагать сведениями о счетах должника.

Более того, в силу пункта 19 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц», регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица и (или) внесения изменений в государственный реестр бесплатно представляет сведения о юридическом лице, предусмотренные в приложении № 2 к Правилам, в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, военные комиссариаты, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики и в случаях, установленных федеральными законами, - в иные органы.

Приложение № 2 содержит, в том числе, сведения о банковских счетах юридического лица (подпункт «с» пункта 1).

Из приведенных норм следует, что Фонд социального страхования Российской Федерации должен располагать сведениями о счетах должника. Доказательств невозможности для учреждения запросить названные сведения у налогового органа, и предоставить их судебному приставу - исполнителю на момент предъявления ему своего постановления, не представлено.

Кроме того, из материалов дела не следует, что выписка из ЕГРЮЛ и иные доказательства отсутствия счетов должника были представлены судебному приставу - исполнителю. Доказательства отсутствия информации о счетах в силу вышеизложенных норм права заявителем судебному приставу - исполнителю не представлены.

Ссылка учреждения на то, что предоставленная им в судебное заседание Выписка из ЕГРЮЛ в отношение третьего лица, не содержит информации о счетах страхователя, во внимание не принимается, поскольку она датирована 01.11.2005 года. При этом учреждение не доказало, что данная выписка является последней и сведения, указанные в ней, остались неизменными.

Довод заявителя о том, что его постановление само по себе является исполнительным документом, и в случае отсутствия информации о счетах судебный пристав - исполнитель вправе взыскать задолженность за счет имущества должника, отклоняется как противоречащий закону, поскольку пунктом 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» прямо предусмотрено, что акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств являются исполнительными документами при условии приложения к ним документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В силу части 2 статьи 329 АПК РФ заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава - исполнителя государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 мая 2009 года по делу № А60 - 12548/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет - сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

     Председательствующий

     В.Г. Голубцов

     Судьи

     Р.А. Богданова

     Г.Н. Гулякова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А60-12548/2009
Принявший орган: Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 12 августа 2009

Поиск в тексте