• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 августа 2009 года  Дело N А60-13187/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.

судей Мещеряковой Т.И., Щеклеиной Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.

при участии:

от истца Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиал № 1: не явились

от ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения г.Краснотурьинск: не явились

(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиал № 1 (истца по делу)

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 июня 2009 года

по делу № А60 - 13187/2009,

принятое судьей Куричевым Ю.А.

по иску Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиал № 1

к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения г.Краснотурьинска

о взыскании 28 800 рублей,

установил:

Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиал 1 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения г. Краснотурьинска (далее - Управление социальной защиты населения г. Ивделя, страхователь) ущерба в сумме 28800 руб. 00 коп. за нецелевое использование средств, выделенных Фондом.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18 июня 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиал 1 (истец по делу), не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении иска полностью. Считает, что судом при вынесении решения не правильно применены нормы материального права - ФЗ от 19.05.1995г. № 81 - ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», пункт 3.1 Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 22, пункт 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006г. № 865 «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей». Указывает, что выплата спорных пособий должна быть произведена за счет соответствующего бюджета федеральных органов исполнительной власти, в которых служит отец ребенка (за счет средств федерального бюджета), а не через органы социальной защиты населения (за счет средств Фонда социального страхования РФ).

Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения г. Краснотурьинска (ответчик по делу) представил письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, в соответствии с которым указывает, что в соответствии с требованиями действующего законодательства единовременные пособия на рождение ребенка неработающим женщинам подлежат выплате за счет средств фонда социального страхования, независимо от того, что на момент выплаты их мужья были военнообязанными. Полагает, что фондом не доказан сам факт причинения вреда.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании ст.ст.156,266 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Управление социальной защиты населения г.Краснотурьинска зарегистрировано в качестве страхователя в филиале №1 Государственного учреждения Свердловское ре­гиональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

На основании решения о проведении документальной выездной проверки страхователя № 30 от 22.02.2008г. должностными лицами Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал 1) 22.02.2008г. проведена проверка Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения г. Краснотурьинска по вопросам правильности расходования средств для целей обязательного социального страхования за период с 01.01.2007 г. по 31.12. 2007 г.(л.д.10).

По результатам документальной выездной проверки составлен акт № 30 от 05.03.2008г. (л.д.12 - 14), в котором отражены выявленные нарушения, выразившиеся в нецелевом использовании средств в сумме 28 800 руб., направленных на выплату в 2007 году единовременных пособий при рождении ребенка лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию.

Страхователем произведены выплаты пособия при рождении ребенка неработающему родителю, тогда как второй родитель имеет место работы (службы): 1) получатель - Суливанская О.В., место работы мужа Баландина А.В. - ФГУП «СПО «Металлург безопасность», размер пособия - 9600 руб. 00 коп.; 2) получатель - Юняева О.Н., место работы мужа Юняева А.С. - ГУ ОВО при Краснотурьинском ОВД, размер пособия - 9600 руб. 00 коп.; 3) получатель - Пиляева Е.С., место работы мужа Пиляева А.И. - МЧС России ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, размер пособия - 9600 руб. 00 коп.

Из акта также усматривается, что Управлению социальной защиты населения г.Краснотурьинска предложено вернуть денежные средства, выплаченные с нарушением законодательных и нормативных актов Российской Федерации, в указанном размере.

31.03.2008г. по результатам проверки директором Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал 1 было вынесено решение № 30 о непринятии расходов, произведенных Управлением социальной защиты населения г.Краснотурьинска в счет средств, полученных от фонда социального страхования и направленных на выплаты государственных пособий неработающему населению в 2007году, в сумме 28 800 руб. 00 коп. (л.д.29 - 31).

31.03.2008г. выставлено требование о возврате в срок до 31.05.2008г. средств, полученных и направленных им на выплаты государственных пособий неработающему населению в 2007 года, в размере 28 800 руб. (л.д. 32 - 33).

В связи с неисполнением данного требования в добровольном порядке, Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал №1 30.01.2009г. обратилась в адрес Управления социальной защиты населения г.Краснотурьинска с претензией о возмещении ущерба № 06 - 14/06/541 с предложением перечислить не принятую сумму на расчетный счет. В связи с оставлением данной претензии без рассмотрения ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал №1 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением о взыскании в соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации с Управления социальной защиты населения г. Ивделя ущерба в размере 28 800 руб.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств нарушения имущественных прав Фонда социального страхования и наличия обязанности истца по выплате единовременных пособий по рождению ребенка.

Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда, указывает на то, что выплата спорных пособий должна быть произведена за счет средств федерального бюджета и через те федеральные органы исполнительной власти, в которых служит отец ребенка. По мнению заявителя жалобы в данном случае выплата единовременных пособий на рождение ребенка за счет средств фонда социального страхования является незаконной и необоснованной.

Данные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению на основании следующего.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статьи 1064 названного Кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Возмещение убытков - это мера гражданско - правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Такими условиями являются: факт наступления вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная следственная связь между двумя первыми элементами, вина причинителя вреда, размер причиненного вреда.

Между тем материалами дела противоправность поведения ответчика, а также факт причинения вреда материалами дела не подтверждается.

В соответствии со статьей 1 Федерального Закона «Об основах обязательного социального страхования» № 165 - ФЗ от 16.07.1999г. обязательное социальное страхование является частью системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и(или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

В силу требований указанного Закона и Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации - Фонд социального страхования является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, основными функциями Фонда социального страхования являются обеспечение гарантированных государственных пособий и осуществление действий по выплате именно страховых возмещений.

Обязанность истца по выплате единовременных пособий при рождении ребенка вытекает из пункта 6 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, который относит обеспечение выплаты гарантированных государством единовременных пособий при рождении ребенка к основным задачам Фонда.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7, пунктом 11 части 2 статьи 8 Закона об основах обязательного социального страхования видами социальных страховых рисков является, в том числе материнство, при этом каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения, к которым относится и единовременное пособие при рождении ребенка.

Статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81 - ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей), устанавливающей виды государственных пособий, предусмотрено и единовременное пособие при рождении ребенка.

Таким образом, единовременное пособие по рождению ребенка является одним из видов страхового обеспечения, осуществление которого возложено на Фонд социального страхования Российской Федерации. Осуществляя выплату единовременного пособия при рождении ребенка, истец действует в рамках исполнения обязанностей страховщика.

Порядок назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка регулируется Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865.

На основании пункта 21 названного Положения право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

Согласно пункту 23 указанного Положения, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы, учебы), а если родители либо лицо, их заменяющее, не работает (не служит, не учится) - органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.

Источники выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, установлены в статье 4 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81 - ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В статье 4 указанного закона предусмотрено, что за счет средств Фонда социального страхования РФ выплачивается единовременное пособие при рождении ребенка (за исключением пособий, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящей части).

Выплата пособий за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти производится в случаях, когда в данных органах законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, проходящим военную службу по контракту; лицам, проходящим службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, лицам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций (за исключением ежемесячного пособия но уходу за ребенком, предусмотренного абзацем вторым настоящей части), а также в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа в Российскую Федерацию из воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации; неработающим женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территориях иностранных государств.

Из буквального толкования приведенной нормы закона усматривается, что единовременные пособия на рождение ребенка по общему правилу производятся за счет средств фонда социального страхования. За счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, выплата пособий производится только в том случае, если в данных органах законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба и приравненная к ней служба и единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается непосредственно женщинам, проходящим указанную службу.

При этом в статье 4 Закона № 81 - ФЗ от 19.05.1995года предусмотрен только один случай выплаты государственных пособий за счет федерального бюджета неработающим женщинам военнослужащих. Это когда мужья неработающих жен проходят службу по контракту на территориях иностранных государств.

Таким образом, выплата ответчиком единовременных пособий при рождении ребенка за счет фонда социального страхования и через службу социальной защиты населения неработающим женщинам, мужья которых проходят военную службу или приравненную службу, является правомерным.

Из материалов дела следует, что выплата пособий при рождении ребенка произведена фондом женщинам, которые не работают, не учатся, не служат, а военную службу проходили на момент выплат их супруги.

Согласно имеющимся в материалах дела справкам на Баландина А.В.(л.д.17), Юняева А.С. (л.д.20) и Пиляеву А.И. (л.д.26) - супруги указанных женщин пособие на ребенка не получали, в связи с чем, отсутствуют и факты «двойных выплат».

На основании пунктов 3.1, 3.8 Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, отделения (филиалы отделений) Фонда осуществляют расходование средств обязательного социального страхования на перечисление органам социальной защиты населения средств на выплату единовременного пособия при рождении ребенка неработающим гражданам, при этом перечисление средств органам социальной защиты населения на выплату пособий неработающим гражданам производится по договорам, предварительным заявкам и расчетам органов социальной защиты населения, заявки и расчеты необходимых средств на предстоящий квартал представляются органом социальной защиты населения в отделение Фонда на основании фактических расходов текущего квартала не позднее 15 числа последнего месяца текущего квартала, отделения Фонда авансируют органы социальной защиты населения в соответствии с заявкой в течение 10 дней со дня ее получения, орган социальной защиты населения ежеквартально представляет отделению Фонда не позднее 8 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчетность о произведенных выплатах пособий неработающим гражданам по установленной форме, после чего производятся взаимные расчеты.

Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в данном случае сложившиеся правоотношения между истцом и ответчиком следует рассматривать как отношения по обязательному социальному страхованию, поскольку истец реализует свои функции страховщика, а ответчик в отсутствие в данном случае конкретного страхователя (работодателя) взял на себя исполнение определенных функций страхователя (по рассмотрению заявлений неработающих граждан при наступлении страхового случая, выплате предусмотренных законодательством пособий). В связи с этим истец действует в рамках возложенных на него обязательств страховщика по осуществлению выплаты пособий при наступлении страхового случая.

Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал № 1, обращаясь в суд с иском о возмещении ущерба, какие - либо доказательства, указывающие на нарушение его имущественных прав, возмещение им вреда, причиненного другим лицом, в материалы дела не представило. При данных обстоятельствах, произведенные Фондом социального страхования за счет своих средств затраты на выплату единовременных пособий при рождении ребенка не подпадают под понятие ущерба, а действия ответчика по осуществлению данных выплат не образуют состав гражданско - правового нарушения.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что страховые выплаты, которые произвело отделение фонда, не являются для него убытками, так как осуществлены в рамках деятельности страховщика, а не в результате нарушения его прав и причинения вреда, и о том, что отсутствуют правовые основания для применения ст.ст.1064, 1081 ГК РФ, является законным и обоснованным.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции от 18 июня 2009г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиал № 1 - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 июня 2009 года по делу № А60 - 13187/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал 1) - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет - сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

     Председательствующий

     Н. М. Савельева

     Судьи

     Т.   И. Мещерякова

     Л.   Ю. Щеклеина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А60-13187/2009
Принявший орган: Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 28 августа 2009

Поиск в тексте