СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2009 года  Дело N А60-34025/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.

судей  Ясиковой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.

при ведении протокола судебного заседания  Кивокурцевой Е.В.

при участии:

от заявителя Межрайонной ИФНС России № 4 по Свердловской области: не явились;

от заинтересованного лица Ликвидационной комиссии Унитарного муниципального предприятия «Комбинат бытового обслуживания»: Новичков  - председатель (постановление от23.06.2008г. №535), предъявлен паспорт

(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

Межрайонной ИФНС России № 4 по Свердловской области (истца по делу)

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 03 марта 2009 года по делу № А60 - 34025/08,

принятое судьей Крашенниниковым Д.С.

по иску Межрайонной ИФНС России № 4 по Свердловской области

к Ликвидационной комиссия Унитарного муниципального предприятия «Комбинат бытового обслуживания»

о взыскании с ликвидируемого должника в лице ликвидационной комиссии, за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица суммы задолженности в размере 11 766 217 руб. 87 коп.,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 4 по Свердловской области (далее - заявитель, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с ликвидируемого должника - юридического лица УМП «КБО», в лице ликвидационной комиссии, за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица Унитарного муниципального предприятия «Комбинат бытового обслуживания» сумму задолженности в размере - 11540840 руб. 12 коп., в том числе по налогам - 5664093 руб. 00 коп., пени - 4415258 руб. 47 коп., штрафам - 1461468 руб. 65 коп. (с учетом уточнения  заявленного требования в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03 марта 2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Межрайонная ИФНС России № 4 по Свердловской области (заявитель по делу) не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и вынести новый судебный акт  об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы приводит следующие доводы: 1) неверным является вывод суда  о том, что требование № 1580 от 21.09.2007г.  оформлено с существенными нарушениями  положений ст.69 НК РФ,  поскольку оно соответствовало той форме требования,  которая была  утверждена приказом ФНС РФ № САЭ - 3 - 19/825@ от 01.12.2006г.  Ошибочным является вывод суда о не направлении требования  налогоплательщику. Указанный вывод опровергается  имеющимся  в деле почтовым отправлением от 03.10.2007г., с отметкой почты об отказе налогоплательщика в его получении; 2)  суд пришел к необоснованному выводу  о пропуске налоговым органом пресекательного срока для предъявления иска  о взыскании задолженности  по налогам, пени и штрафам в арбитражный суд, так как пропуск срока направления требования не влечет изменения порядка исчисления срока для их принудительного взыскания; 3)  судом не дана правовая оценка тому, что промежуточный ликвидационный баланс, представленный ликвидационной комиссией, содержал недостоверные сведения  об имуществе ликвидируемого лица и суммах обязательных платежей в бюджет.

Заявитель по делу, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направил.

Ликвидационная комиссия Унитарного муниципального предприятия «Комбинат бытового обслуживания» (ответчик по делу) просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Полагает, что требование на уплату налогов и пеней не соответствует  статье 69 НК РФ, так как в нем указаны недостоверные сведения  об основаниях для взыскания налогов, сборов, пени - имеется ссылка на материалы иной налоговой проверки; инспекцией пропущен срок для взыскания  недоимки и пени в судебном порядке  на основания решения № 11 - 09/378 от 31.08.2007г.(ст.ст. 48,115 НК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России №4 по Свердловской области проведена выездная налоговая проверка Унитарного муниципального предприятия «Комбинат бытового обслуживания» по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе по налогу на прибыль за период с 01.01.2005г. по 31.12.2006г. и по налогу на добавленную стоимость за период с 01.01.2005г. по 01.04.2007г.

По результатам проверки составлен акт № 11 - 09/61 от 31.07.2007 г. и вынесено решение № 11 - 09/378 от 31.08.2007 г. о привлечении УМП «КБО» к налоговой ответственности в виде наложения штрафа в размере 4 191 438 руб. 92 коп. и начислении пени в размере 1 377 170 руб. 15 коп. Также предприятию предложено уплатить недоимку в размере 7 572 783 руб.

Решение № 11 - 09/378 от 31.08.2007 г. вручено руководителю УМП «КБО» Чезову П. С. 31 августа 2007 г.

Требованием №1580 по состоянию на 21.09.2007г.  предложено  погасить  числящуюся  за ним задолженность  в размере 16 101 605,45 руб., в том числе по результатам выездной налоговой проверки в размере 13 141 392,07 руб. в срок до 12.10.2007г.

УМП «Комбинат бытового обслуживания» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным  решения Межрайонной ИФНС России №4 по Свердловской области от 31.08.2007г. №11 - 09/378 о привлечении к налоговой ответственности.

Судебными актами по делу № А60 - 30246/2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.  Решение Арбитражного суда Свердловской области вступило в законную силу 07 ноября 2008г.

УМП «Комбинат бытового обслуживания» на основании постановления Главы администрации Серовского городского округа от 23.06.2008 г. № 535 принято решение  о ликвидации  предприятия и о создании ликвидационной комиссии, что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ от 21.09.2008 г.

02.07.2008 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора и о принятии решения о ликвидации юридического лица (свидетельства серии 66 № 005284938 и № 005284937).

09.07.2008года  в Инспекцию поступило  уведомление № 4 о принятии решения о ликвидации  предприятия (л.д.47 том 1) и в этот же день - 09.07.2008г. информация  о ликвидации была опубликована  в журнале «Вестник государственной регистрации» № 27 (180) от 09.07.2008 г. за номером 614 (л.д.46 том 1).

Поскольку налоговые органы  выступают в качестве кредиторов по расчетам, связанным с обязательными платежами в бюджет и во внебюджетные фонды,  то 02.09.2008г. №10 - 13/12930 налоговый орган  направил  предприятию требование  об уплате налога, сбора, пени и штрафа для включения в промежуточный  ликвидационный баланс.

Уведомлением № 31 от 09.09.2008г.  ликвидационная комиссия Унитарного муниципального предприятия «Комбинат бытового обслуживания» (л.д.12 том 1) отказала во включении  заявленной задолженности  по требованию в промежуточный ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс составлен по состоянию на 09.09.2008 г.

В связи с тем, что  сумма задолженности, указанная в требовании в полном объеме  не была погашена и промежуточном ликвидационной балансе как задолженность перед бюджетом  не отражена, налоговый орган  обратился за взысканием указанной задолженности  в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из не соблюдения бесспорного порядка  взыскания  недоимки, пени и штрафов на основании  решения о привлечении предприятия  к налоговой ответственности от 31.08.2007г. № 11 - 09/378 и пропуска срока для взыскания  в судебном порядке в соответствии со ст.48, 115 НК РФ.

Заявитель апелляционной жалобы оспаривает данный вывод суда о пропуске пресекательного срока для предъявления иска  о взыскании задолженности  по налогам, пени и штрафам, поскольку считает, что  инспекцией  данный порядок соблюден.

Судом апелляционной инстанции исследован данный довод и отклоняется на основании следующего.

Статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Налоговый орган вправе обратиться с соответствующим требованием к ликвидационной комиссии должника - налогоплательщика.

В случае отказа ликвидационной комиссией в признании заявленной суммы налогов и пеней либо уклонения от рассмотрения предъявленного требования налоговый орган согласно пункту 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не утрачивает права обратиться в суд за взысканием этой суммы до завершения ликвидации организации.

Кроме того, положения статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации не исключают предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса права налогового органа на обращение в суд с соответствующим исковым заявлением к ликвидируемому налогоплательщику в связи с невозможностью бесспорного взыскания. Указанное право налогового органа не связывается с наличием либо отсутствием процедуры ликвидации налогоплательщика.

Возможность принудительного взыскания утрачивается в случае пропуска налоговым органом срока давности взыскания налогов в судебном порядке, то есть по истечении шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пеней) (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Данный срок для обращения налогового органа в суд в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60 - дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации для бесспорного взыскания соответствующих сумм.

Судом первой инстанции правильно установлено,  что решение № 11 - 09/378 от 31.08.2007 г. о привлечении ответчика к налоговой ответственности вступило в законную силу 17 сентября 2007 г.; требование об уплате налога должно было быть принято и направлено ответчику до 28 сентября 2007 г.  Однако требование направлено ответчику - 03.10.2007 г. (л.д.117 том 3).

Несоблюдение налоговым органом срока направления налогоплательщику требования об уплате налога и пеней не изменяет порядка исчисления срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности.

Поскольку в материалах дела отсутствует документ, подтверждающий получение предприятием данного требования, то в соответствии  с абзацем 2 пункта 6 статьи 69 НК РФ требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Следовательно, требование считается полученным 11.10.2007г., при этом  срок для добровольной уплаты установлен в требовании до 12.10.2007г.

С даты, установленной налоговым органом для добровольной уплаты в требовании, исходя из совокупности норм статей 60, 69, 70 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, начинает исчисляться  60 - дневный срок для применения мер  бесспорного взыскания. Таким образом, инспекция должна была принять меры по бесспорному взысканию  до 12.12.2007г.

6 - месячный  срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60 - дневного срока, (в новой редакции 6 месяцев) после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Данный срок является пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу. Следовательно, налоговый орган должен был подать иск о взыскании недоимки, пени и штрафов  в срок до 12.06.2008г.

Фактически налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам и пеням, в связи с невозможностью бесспорного взыскания,  18.11.2008г., то есть с пропуском пресекательного  срока.

На основании изложенного, вывод суда о том, что налоговым органом пропущен срок для взыскания в судебном порядке  в соответствии со ст.48 НК РФ, является обоснованным.

При этом судом первой инстанции правильно  отмечены и нарушения, допущенные налоговым органом при оформлении требования № 1580 по состоянию на 21.09.2007г.  Так,  в требовании указаны недостоверные сведения об основаниях для взимания налогов - вместо решения, вынесенного по акту выездной проверки № 11 - 09/378 от 31.08.2007 г., указано решение, вынесенное по акту камеральной проверки от 03.09.2007 г. № 11 - 09/378, то есть указаны реквизиты  иной проверки. При этом сроки, установленные в требовании, для уплаты налогов, пени и штрафов, не совпадают ни со сроками для уплаты, установленными Налоговым Кодексом РФ, ни с датой вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности.

Ссылка заявителя жалобы на  не исследование судом обстоятельств, связанных с отсутствием информации об имуществе ликвидируемого лица и суммы обязательный платежей в бюджет в промежуточном ликвидационном балансе, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не имеет отношения к предмету  иска о взыскании задолженности по налогам и пени  по результатам налоговой проверки.

При указанных обстоятельствах решение  суда от 03 марта 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 4 по Свердловской области - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 марта 2009 года по делу № А60 - 34025/08 оставить без изменения,  а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 4 по Свердловской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух  месяцев  со  дня  его  принятия  через  Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет - сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

     Председательствующий

     Н. М. Савельева

     Судьи

     Л. Ю. Щеклеина

     Е. Ю. Ясикова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка