СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 2010 года  Дело N А71-14606/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.

судей Риб Л.Х., Мещеряковой Т.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.

при участии:

от заявителя ОАО «Концерн «Ижмаш»: не явились,

от заинтересованного лица Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго - Камском регионе: не явились,

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго - Камском регионе

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 ноября 2009 года

по делу № А71 - 14606/2009,

принятое судьей Бушуевой Е.А.,

по заявлению ОАО «Концерн «Ижмаш»

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго - Камском регионе

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

Открытое акционерное общество «Концерн Ижмаш» (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго - Камском регионе от 24.08.2009 № 11 - 09 - 487/пн о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 700 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.11.2009 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что вменяемое обществу правонарушение является длящимся, днем обнаружения правонарушения является 30.06.2009, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не пропущен. Состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, является доказанным, постановление от 24.08.2009 № 11 - 09 - 487/пн вынесено законно и обоснованно.

Общество представило письменный отзыв, в котором против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения. Указывает на пропуск административным органом срока давности привлечения к административной ответственности.

Административный орган известил суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя, направив соответствующее заявление.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 10.08.2009 Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго - Камском регионе в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении, в котором отражено, что ОАО «Концерн Ижмаш» в нарушение требований пунктов 5.1, 5.7, 8.5.1, 8.5.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, списки аффилированных лиц, составленные по состоянию на 30.06.2006, 30.06.2007, а также п. 6.5 Ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг общества за 4 квартал 2008 года, раскрываемые обществом в сети Интернет на сайте www.izhmash.ru, содержат недостоверную информацию.

24.08.2009 уполномоченным лицом административного органа вынесено постановление о назначении административного наказания № 11 - 09 - 487/пн о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 700 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения. Также суд указал на пропуск административным органом срока давности привлечения к административной ответственности.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Согласно п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208 - ФЗ «Об акционерных обществах» открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном данным Законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В силу ст. 30 Федерального закона  от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг» в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет), который должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям Закона, предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала. Состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии с п. 5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 № 06 - 117/пз - н, обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета распространяется на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг; на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500; на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.

В силу ч. 4 ст. 93 Федерального закона «Об акционерных обществах» общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу пунктов 8.5.1, 8.5.2, 8.5.3 Положения о раскрытии информации акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц. Список аффилированных лиц акционерного общества должен быть составлен по форме согласно Приложению 26 к данному Положению. Акционерное общество обязано представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.

В силу пунктов 8.5.4, 8.5.5 Положения о раскрытии информации акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Положением раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список, но не ранее даты возникновения обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах. Текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет. Текст изменений, произошедших в списке аффилированных лиц акционерного общества, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 месяцев с даты его опубликования в сети Интернет.

Из материалов дела следует, что административным органом при проведении проверки соблюдения ОАО «Концерн Ижмаш» требований законодательства о ценных бумагах установлено, что в нарушение указанных норм права списки аффилированных лиц общества, составленные по состоянию на 30.06.2006, 30.06.2007, а также п. 6.5 ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за 4 квартал 2008 года содержат недостоверную информацию, а именно: в списки аффилированных лиц, составленных по состоянию на 30.06.2006, 30.06.2007, не включено ОАО «Ижевский машиностроительный завод», владеющее 19,44 % акций общества; также не включено ООО «Ижмаш - Инвест», входящее в одну группу лиц с обществом; в п. 6.5 ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг общества за 4 квартал 2008 года в качестве лица, владеющего более 5% акций от уставного капитала общества, включено ЗАО «ФКК «Ижмаш» (19,68% акций общества), которое не является акционером, владеющим указанным пакетом акций, сведения об акционере ОАО «Ижевский машиностроительный завод» в указанном пункте отчета отсутствовали.

За указанные нарушения общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 700 000 руб.

Согласно ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Между тем, указанная редакция ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ введена в действие Федеральным законом от 09.02.2009 № 9 - ФЗ. В соответствии со ст. 4 названный  Закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней со дня его официального опубликования. Федеральный закон от 09.02.2009 № 9 - ФЗ опубликован в «Российской газете» 11.02.2009 и, соответственно, вступил в действие 13.04.2009.

В силу ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Частью 2 ст. 15.19 КоАП РФ в редакции, действовавшей в момент совершения обществом указанных действий (Федеральный закон от 22.06.2007 № 116 - ФЗ), устанавливалась ответственность за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.

В соответствии с п. 1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг настоящее Положение регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово - хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг, а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.

Таким образом, частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 № 116 - ФЗ) ответственность устанавливалась за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством. Ответственность за раскрытие эмитентом недостоверной информации ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 № 116 - ФЗ) не была установлена.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в названных действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 № 116 - ФЗ).

Кроме того, признавая оспариваемое постановление незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Для длящегося правонарушения характерны такие признаки, как продолжающееся противоправное поведение вопреки указанию правовой нормы и непрекращающееся причинение вреда общественным отношениям, являющимся объектом соответствующего правонарушения, а также непрерывное осуществление состава правонарушения в течение определенного периода времени и актуальность исполнения соответствующего требования законодательства.

Диспозиция ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ является бланкетной. Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействия), нарушающие требования Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

Общество привлечено к административной ответственности за раскрытие недостоверной информации в ежеквартальном отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг общества за 4 квартал 2008 года, а также в списках аффилированных лиц, составленных по состоянию на 30.06.2006, 30.06.2007.

Как верно указал суд первой инстанции, такое правонарушение не является длящимся, оно является оконченным в момент раскрытия информации.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности в рассматриваемой ситуации следует исчислять с момента совершения административного правонарушения, а не с момента его обнаружения.

Общество обязано было разместить в сети Интернет ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг за 4 квартал 2008 года, не позднее 14.02.2009, список аффилированных лиц, составленный по состоянию на 30.06.2006, не позднее 02.07.2006, список аффилированных лиц, составленный по состоянию на 30.06.2007, не позднее 02.07.2007.

Следовательно, двухмесячный срок давности подлежит исчислению с 15.02.2009, 03.07.2006, 03.07.2007 и заканчивается, соответственно, 14.04.2009, 02.09.2006, 02.09.2007.

Таким образом, постановление о назначении административного наказания от 24.08.2009 № 11 - 09 - 487/пн вынесено с пропуском двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.

Доводы апелляционной жалобы административного органа отклоняются в силу вышеизложенного.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 ноября 2009 года по делу № А71 - 14606/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго - Камском регионе - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух  месяцев  со  дня  его  принятия  через  Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет - сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

     Председательствующий

     Л. Ю. Щеклеина

     Судьи

     Л. Х. Риб

     Т. И. Мещерякова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка