• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 января 2010 года  Дело N А71-14618/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л.Х.,

судей Мещеряковой Т.И., Щеклеиной Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.,

при участии:

от заявителя (ООО «Моноплан») - Машинникова Н.О. (представитель по доверенности от 14.04.2009г., предъявлен паспорт); Симакова Е.А. (представитель по доверенности от 15.07.2009г., предъявлен паспорт);

от ответчика (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) - представитель не явился;

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 13 ноября 2009 года по делу № А71 - 14618/2009,

принятое судьей Д.Е. Лепихиным

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Моноплан»

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

В Арбитражный суд Удмуртской Республики обратилось ООО «Моноплан» с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу от 10.09.2009г. №04 - 09/270 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.15.27 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда от 13.11.2009г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Административный орган считает, что выводы суда о недоказанности наличия в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ являются ошибочными, так как в ходе производства по делу об административном правонарушении был установлен факт несоответствия правил внутреннего контроля ООО «Моноплан» положениям Федерального закона от 07.08.2001 N 115 - ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" с учетом изменений, внесенных в указанный закон в 2004 - 2009 г.г.

Заявитель представил письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, указывает на отсутствие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения, а также на нарушения процессуальных требований КоАП РФ, допущенных административным органом в ходе производства по административному делу, решение суда первой инстанции просит оставить без изменения.

Присутствующие в заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в заседание апелляционного суда не обеспечил.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные в дело доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не установил.

Как следует из материалов дела, Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго - Камском регионе проведена проверка деятельности ООО «Моноплан», в ходе которой были установлены, в том числе, факты нарушения законодательства Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Материалы проверки в указанной части были направлены в Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу (т.2, л.д.1,2).

По результатам рассмотрения материалов проверки, определением Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу от 16.07.2009г. в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.15.27 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования (т.1, л.д. 82).

27.08.2009г. уполномоченным должностным лицом, по факту неисполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, составлен протокол о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ (т.1, л.д. 78).

Рассмотрев протокол и другие материалы дела, руководитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО вынес постановление от 10.09.2009г. №04 - 09/270 о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. (т.1, л.д. 6).

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением о признании постановления незаконным и отмене в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности наличия в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.

Оценивая данный вывод суда как обоснованный, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.

В соответствии со ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115 - ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон от 07.08.2001 N 115 - ФЗ) к операциям с денежными средствами или иным имуществом относятся действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей; внутренний контроль это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами (статья 4 Федерального закона от 07.08.2001 N 115 - ФЗ).

Статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115 - ФЗ установлено, что в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115 - ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, в том числе: идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента); предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи; систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях.

Пунктом 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115 - ФЗ установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

На основании п. 4 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115 - ФЗ документы, содержащие сведения, указанные в настоящей статье, и сведения, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.

В соответствии с п.п. 8.1, 8.2, 8.3, 8.4, 8.4.1 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг (утв. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 21 марта 2006 г. N 06 - 29/пз - н) специальный внутренний контроль осуществляется в соответствии с Правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Правила специального внутреннего контроля), разработанными и утвержденными профессиональным участником в установленном порядке.

Специальный внутренний контроль реализуется через специальные программы его осуществления, утвержденные профессиональным участником, а также иные внутренние организационные меры.

Уполномоченным органом профессионального участника назначается специальное должностное лицо, ответственное за соблюдением Правил специального внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления (ответственный сотрудник).

Ответственный сотрудник, в том числе, организует разработку и последующее внесение изменений и дополнений в Правила специального внутреннего контроля и программы его осуществления.

Как видно из материалов дела, ООО «Моноплан» является профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеет лицензию на осуществление депозитарной деятельности от 09.06.2005г. №018 - 08533 - 000100 (т.1, л.д.95). Следовательно, относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются вышеперечисленные требования Федерального закона от 07.08.2001 N 115 - ФЗ.

23.10.2003г. ООО «Моноплан» утверждены Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, которые 16.09.2004г. согласованы с Федеральной службой по финансовым рынкам (т.1, л.д. 33).

Из постановления от 10.09.2009г. №04 - 09/270 следует, что Общество привлечено к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ за непринятие необходимых мер по соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля.

Буквально вменяемое Обществу правонарушение сформулировано административным органом следующим образом: «Обществом не велась работа по актуализации Правил внутреннего контроля, т.е. организационные меры по приведению Правил в соответствии с действующим законодательством им не принимались, Правила не учитывают изменений и дополнений, внесенных в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115 - ФЗ в 2004 - 2009г.г., следовательно, не могут обеспечить организацию надежной работы, в том числе, по выявлению операций, подлежащих контролю, и направлению сведений о них в уполномоченный орган».

Вместе с тем, как правильно установлено судом первой инстанции, административным органом в ходе производства по делу не исследовался вопрос о том, в чем именно выразилось несоответствие Правил внутреннего контроля Общества требованиям законодательства, какие конкретно нормы законодательства были Обществом нарушены, а также какие - нарушения допускались Обществом при осуществлении деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 26.1, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, наличие события административного правонарушения. Событие административного правонарушения указывается в протоколе об административном правонарушении.

Таким образом, лицо подлежит привлечению к административной ответственности только в том случае, если установлена противоправность его действий.

Поскольку несоответствия Правил внутреннего контроля Общества конкретным нормам законодательства административным органом не установлено, в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении такие сведения отсутствуют, одного лишь указания на несоответствие Правил требованиям законодательства с учетом вносимых изменений недостаточно для описания события правонарушения, Общество привлечено к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ при отсутствии надлежащим образом установленного события этого административного правонарушения.

При этом ссылка административного органа на п. 8.4.1 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг (утв. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 21 марта 2006 г. N 06 - 29/пз - н), в соответствии с которым ответственный сотрудник обязан организовать разработку и последующее внесение изменений и дополнений в Правила специального внутреннего контроля и программы его осуществления, не может быть принята во внимание, поскольку эта обязанность подлежит исполнению в случае несоответствия Правил внутреннего контроля законодательству, такого несоответствия установлено не было. Само по себе внесение в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115 - ФЗ изменений о несоответствии Правил законодательству не свидетельствует.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в нарушение требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115 - ФЗ в Правилах внутреннего контроля ООО «Моноплан»: отсутствует программа идентификации клиентов организации, установление и идентификация выгодоприобретателей; Порядок документального фиксирования необходимой информации и Порядок хранения информации являются ненадлежащими; отсутствует механизм оценки риска совершения клиентом организации операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем или финансированием терроризма, судом апелляционной инстанции не принимаются.

Указанные обстоятельства подлежат установлению административным органом и фиксации предусмотренным законом способом в ходе производства по делу об административном правонарушении, а не судом на стадии проверки законности вынесенного постановления.

Кроме того, в апелляционной жалобе ответчиком также не указано в чем конкретно выразилось несоответствие Правил внутреннего контроля ООО «Моноплан» требованиям Федерального закона от 07.08.2001 N 115 - ФЗ с учетом внесенных в него изменений.

Вместе с тем, как следует из Правил внутреннего контроля, организацией подлежат выполнению программы по идентификации и изучению клиентов организации и иных участников операций, оценки риска совершения клиентом организации операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем или финансированием терроризма, документального фиксирования необходимой информации, хранения информации и документов, получаемых при осуществлении внутреннего контроля (т.1, л.д.35).

Как поясняет организация, сведения в целях идентификации лиц, находящихся на обслуживании указываются в специальных анкетах клиента, которые содержат полный перечень сведений, необходимых для идентификации в соответствии с требованиями закона. Указанные анкеты представлены в материалы дела (т.1, л.д.29), в чем выразилось их несоответствие установленным требованиям административный орган не пояснил. Также в материалы дела представлен приказ от 31.07.2002г. №9, в соответствии с которым для документов, образующихся в результате депозитарной деятельности общества, установлен постоянный срок хранения (т.1, л.д. 25). Почему такой порядок хранения является ненадлежащим, ответчик не обосновал. Общество указывает на то, что его Порядок документального фиксирования необходимой информации полностью соответствует действующему законодательству, данное утверждение административным органом не опровергнуто.

Из апелляционной жалобы следует, что Правила внутреннего контроля ООО «Моноплан» не соответствуют, в том числе, Федеральному закону от 28.07.2004 N 88 - ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Между тем указанный Федеральный закон вступил в силу 30.08.2004г., а Правила согласованы Обществом с Федеральной службой по финансовым рынкам 16.09.2004г., таким образом, несоответствие Правил закону, если оно имеется, допущено государственным органом.

С учетом вышеизложенного, вывод суда первой инстанции о том, что постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу от 10.09.2009г. №04 - 09/270 о привлечении ООО «Моноплан» к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ незаконно и подлежит отмене, является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.

Таким образом, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению, не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 ноября 2009 года по делу №А71 - 14618/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет - сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

     Председательствующий
  Л.Х. Риб

     Судьи
   Т.И. Мещерякова

     Л.Ю. Щеклеина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А71-14618/2009
Принявший орган: Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 26 января 2010

Поиск в тексте