• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2010 года  Дело N А71-8750/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 24ноября 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2010 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Варакса Н. В.

судей Осиповой С.П., Грибиниченко О.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.

при участии:

от заявителя Общественной организации "Охотничий парк Удмуртской Республики": Утробин А.М., паспорт, протокол от 24.04.2008,

от заинтересованного лица Правительства Удмуртской Республики: Пластинин М.Е., удостоверение, доверенность от 12.10.2010,

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица Правительства Удмуртской Республики

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 15 сентября 2010 года по делу № А71 - 8750/2010,

принятое судьей Бушуевой Е.А.

по заявлению Общественной организации "Охотничий парк Удмуртской Республики"

к Правительству Удмуртской Республики

об оспаривании отказа в принятии решения,

установил:

Общественная организация «Охотничий парк Удмуртской Республики» (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным отказа Правительства Удмуртской Республики (далее - Правительство) в принятии решения о предоставлении в пользование объектов животного мира, выраженного в письме от 13.05.2010 № 4 - 312/362.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.09.2010 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Правительства Удмуртской Республики в предоставлении в пользование Общественной организации «Охотничий парк Удмуртской Республики» объектов животного мира, выраженный в письме от 13.05.2010 № 4 - 312/362. На Правительство Удмуртской Республики возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении Общественной организации «Охотничий парк Удмуртской Республики» заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром.

Не согласившись с решением, Правительство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы Правительство ссылается на то, что при вынесении решения суд сослался на недействующие нормы права, а именно: ч. 2 ст. 36, ст. 37, 38 Федерального закона от 24.04.1995 № 52 - ФЗ «О животном мире», поскольку с принятием Федерального закона от 24.07.2009 № 209 - ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указанные нормы права признаны утратившими силу. По мнению Правительства, решение суда является неисполнимым, поскольку в настоящее время Правительство Удмуртской Республики не обладает полномочиями по принятию решений о предоставлении территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром.

В судебном заседании представитель Правительства доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Организация против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по мотивам, изложенным в письменном отзыве, считает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда отставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ссылается на наличие у него долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 25.06.2007 № 0001975.

В судебном заседании представитель Организации доводы отзыва поддержал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, согласно протоколам по проведению конкурса на получение права пользования территорией, акваторией бывшего пригородного охотничьего хозяйства, необходимыми для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, от 11.03.2009 № 003/1, 003/2 общественная организация «Охотничий парк Удмуртской Республики» признана победителем по лоту № 2 «Ягульский».

Правительство Удмуртской Республики письмом от 13.05.2010 № 4 - 312/362 отказало Организации в принятии решения о предоставлении организации в пользование объектов животного мира. Отказ мотивирован тем, что 01.04.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.06.2009 № 209 - ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым право на добычу охотничьих ресурсов, а также земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, расположенные в границах охотничьих угодий, предоставляются в аренду юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям только по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Полагая, что отказ в предоставлении в пользование объектов животного мира является незаконным, нарушает ее права и законные интересы, Организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании данного отказа незаконным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент проведения конкурса Положение о проведении конкурсов на получение права пользования территорией, акваторией, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденное приказом Управления охраны фауны Удмуртской Республики от 20.05.2008 № 01 - 03/22 являлось действующим, Федеральный закон от 24.04.1995 № 52 - ФЗ «О животном мире» действовал в редакции Федерального закона от 14.03.2009 № 32 - ФЗ, поэтому в силу ст. 37 Закона о животном мире Правительство обязано было принять решение о предоставлении организации права пользования территорией, акваторией, необходимыми для пользования объектами животного мира.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из ч. 1, 2 ст. 33 Закона о животном мире (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) следует, что объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.

На основании ст. 36 Закона о животном мире (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации. Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 37 Закона о животном мире, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории, необходимой для осуществления пользования животным миром. При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований.

Согласно п. 18, 19 Положения о проведении конкурсов на получение права пользования территорией, акваторией, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденного приказом Управления охраны фауны Удмуртской Республики от 30.05.2008 № 01 - 03/22 (действующего в момент возникновения спорных правоотношений), на основании протокола о результатах конкурса организатор конкурса готовит проект акта Правительства Удмуртской Республики о предоставлении победителю конкурса права пользования территорией, акваторией, необходимой для пользования объектами животного мира, согласовывает его и вносит на заседание Правительства Удмуртской Республики. На основании принятого Правительством Удмуртской Республики акта, победитель конкурса получает долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира и заключает договор о предоставлении территории, акватории, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты (с включением в него обязательств по выполнению мероприятий, представленных победителем конкурса в конкурсных предложениях).

Из абз. 5 ст. 35 Закона о животном мире следует, что пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что общественная организация «Охотничий парк Удмуртской Республики» признана победителем по лоту № 2 «Ягульский», что подтверждается протоколами по проведению конкурса на получение права пользования территорией, акваторией бывшего пригородного охотничьего хозяйства, необходимыми для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, от 11.03.2009 № 003/1, 003/2.

Результаты данного конкурса оспаривались иными участниками конкурса, решением суда Удмуртской Республики от 08.07.2009 по делу № А71 - 4125/2009, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2009, постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.12.2009, установлено отсутствие нарушений действующего законодательства при проведении конкурса.

Однако, в период со дня вступления судебных актов в законную силу по 01.04.2010, то есть, по день вступления в законную силу Федеральный закон от 24.06.2009 № 209 - ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правительством Удмуртской Республики в нарушение изложенных выше норм права решение о предоставлении победителю конкурса права пользования территорией, акваторией, необходимой для пользования объектами животного мира, не принято.

Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что Организация обладает правом пользования объектами животного мира на основании долгосрочной лицензии от 25.06.2007 серии О № 0001975 сроком действия до 25.06.2032.

Указанная лицензия в установленном порядке не оспорена, не аннулирована, действие ее не приостановлено.

В силу п. 1 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209 - ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (п. 3 ст. 71 названного Закона).

При таких обстоятельствах оспариваемый отказ в предоставлении в пользование объектов животного мира по мотиву того, что с 01.04.2010 право на добычу охотничьих ресурсов, а также земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, расположенные в границах охотничьих угодий, предоставляются в аренду юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям только по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений, не соответствует нормам Закона о животном мире, нарушает права и законные интересы Организации.

Следовательно, судом первой инстанции правомерно признан незаконным отказ в принятии решения о предоставлении в пользование Организации объектов животного мира, выраженный в письме от 13.05.2010 № 4 - 312/362.

В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно сдержаться, в частности, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Поэтому указание в резолютивной части решения на обязанность Правительства Удмуртской Республики устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении Общественной организации «Охотничий парк Удмуртской Республики» заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром соответствует п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что согласно пояснениям представителя Правительства Удмуртской Республики, до настоящего времени в Удмуртской Республике не определен орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение аукционов и заключение охотхозяйственных соглашений.

Доводы апелляционной жалобы Правительства не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 сентября 2010 года по делу № А71 - 8750/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Удмуртской Республики - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет - сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

     Председательствующий

     Н.В. Варакса

     Судьи

     О.Г. Грибиниченко

     С.П. Осипова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А71-8750/2010
Принявший орган: Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 24 ноября 2010

Поиск в тексте