• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 15 января 2008 года Дело N А51-12891/2007

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Л.П.Нестеренко, при ведении протокола судебного заседания судьей Л.П.Нестеренко

рассмотрел в судебном заседании 10.01.2008г. заявление Предпринимателя Клинова А.Ю.

к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края

о признании незаконным бездействия. при участии в заседании

от заявителя - Степанова О.В., доверенность от 16.11.2007., доверенность от 14.11.2007г. N 15

от ответчика - ведущий специалист отдела правового обеспечения Лошакова М.Е., доверенность от 17.12.2007г. N 29/10 - 5932.

установил: Индивидуальный предприниматель Клинов Александр Юрьевич (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края по вопросу рассмотрения заявления Клинова А.Ю. от 26.02.2007г. входящий N 84 о предоставлении земельного участка, площадью 10 217, 0 кв.м., кадастровый номер 25:28:05 00 30:0101, в районе ул. Бакунина, д. 3 «Б» в г. Владивостоке и обязании Департамента земельных ресурсов и землеустройству Приморского края в двухнедельный срок рассмотреть заявление Клинова Александра Юрьевича от 26.02.2007г. входящий N 84 о предоставлении земельного участка, площадью 10 217, 0 кв.м. кадастровый номер 25:28:05 00 30:0101, в районе ул. Бакунина, д. 3 «Б» в г. Владивостоке (с учетом уточнений принятых в арбитражным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Предприниматель Клинов А.Ю. заявил о восстановлении срока на обращение в арбитражный суд. В обоснование ходатайства указал, что с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность адресованным Департаменту имущественных отношений Приморского края, он не предоставлял проект границ и кадастровый план земельного участка. Пояснил, что поскольку ему не было известно, когда ответчиком будет изготовлен кадастровый план, он самостоятельно обратился за его изготовлением и в декабре представил его ответчику. Полагает, что до этого момента он не мог знать о том, что его права нарушены.

Ответчик возражает против восстановления срока на обращение в арбитражный суд, полагает, что заявитель знал о нарушении своих прав и законных интересов с августа 2007г.

Суд рассмотрел заявление кооператива о восстановлении срока и считает его подлежащим удовлетворению, поскольку к заявлению о предоставлении земельного участка кооператив не приложил кадастровый план земельного участка, то в силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ департамент должен был обратиться в орган местного самоуправления с целью обеспечения изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждения проекта его границ, для чего законом предусмотрен месячный срок. Следовательно, Департамент мог дать ответ по существу заявления предпринимателя не ранее получения кадастровой карты. Департамент не уведомлял заявителя о том, обратился ли он в орган местного самоуправления, в связи с чем заявителю не могло быть известно о нарушении его прав непосредственно по истечении срока, предусмотренного пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ.

Кроме того, в силу статей 21, 22 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и интересов и никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В обоснование заявленных требований предприниматель указал, что бездействие Департамента имущественных отношений Приморского края нарушает исключительное право заявителя как собственника объекта недвижимости на приобретение спорного участка в собственность.

Ответчик требования заявителя не признал, пояснил, что заявитель не представил дополнительные документы, необходимые для рассмотрения заявки и поименованные в письме от 02.04.2007г. Полагает, что так как заявитель представил проект границ только 27.12.2007г., срок для принятия решения не истек. Из материалов дела, пояснений сторон судом установлено следующее. Клинов Александр Юрьевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя администрацией Первореченского района г. Владивостока Приморского края 26.07.2000г., запись в Единый государственный реестр юридических лиц внесена 14.12.2004г. ИМНС РФ по Первореченскому району г. Владивостока, о чем выдано свидетельство серии 25 N 002444966.

05.09.2006г. между ОАО «Приморхлебпродукт» и предпринимателем Клиновым А.Ю. был заключен договор купли - продажи объекта, разрушенного в результате физического износа (жилой дом (общежитие)) сохранностью 37 %, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Бакунина, 36, а 25.09.2006г. заявитель зарегистрировал право собственности на объект недвижимости (жилой дом (общежитие)), с кадастровым номером: 25 - 25 - 01/140/2005 - 302, расположенный в г. Владивостоке, ул. Бакунина, 3 «Б» (свидетельство о государственной регистрации права серии 25 - АА N791284).

26.02.2007г. предприниматель Клинов А.Ю. обратился в Департамент имущественных отношений администрации Приморского края за предоставлением земельного участка в собственность для дальнейшей эксплуатации объекта недвижимости.

Не получив от Департамента какой - либо ответ на это заявление и посчитав в связи с этим, что Департамент бездействует и тем самым нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд. Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, о том, что заявление кооператива подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края. Данный закон вступил в силу с 01.02.2007 г. Соответствующие полномочия были возложены на Департамент имущественных отношений Приморского края (ранее - комитет по управлению государственным имуществом Приморского края) согласно постановлениям Администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па.

Постановлением администрации Приморского края от 18.05.2007 N 116-па Департамент имущественных отношений реорганизован путем выделения из него Департамента земельных ресурсов и землеустройства, которому переданы функции в области земельных отношений.

Пунктом 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 06.06.2007 N 134-па, определено, что Департамент в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.

В связи с чем, в качестве ответчика по настоящему делу выступает Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ (в редакции действовавшей на момент спорных правоотношений) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Пункт 6 этой же статьи устанавливает, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления соответствующего заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 этого же Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 этой статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.

На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка (пункты 7, 8 статьи 36 Земельного кодекса).

Заявитель, обращаясь в Департамент имущественных отношений Приморского края, не представил с заявлением кадастровую карту испрашиваемого земельного участка, что он подтвердил и в судебном заседании.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов в Российской Федерации» деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в том числе в соответствии с принципом верховенства Конституции российской Федерации.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).

Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В силу статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения. Возможность, продления срока рассмотрения обращения не более чем на 30 дней допускается в исключительных случаях.

Рассмотрение обращения считается оконченным, когда разрешены содержащиеся в нем вопросы, либо когда их разрешение компетентным органом невозможно, о чем сообщено заявителю.

Таким образом, данный закон устанавливает принцип обязательности ответов в установленный срок на обращения граждан.

Из материалов дела видно, что письмом от 02.04.2007г. N 84 Департамент имущественных отношений Приморского края известил предпринимателя Клинова А.Ю. о необходимости представления дополнительных документов для рассмотрения заявки N 84 от 26.02.2007г. по существу.

Заявитель же настаивает на том, что данное письмо ему не направлялось.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Ответчик не смог документально подтвердить факт направления предпринимателю указанного выше письма, а следовательно не опроверг утверждение заявителя о незаконном бездействии Департамента.

Исходя из смысла части 5 статьи 201 этого кодекса, арбитражный суд вправе обязать соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган, должностное лицо совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 37 Земельного кодекса РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Предприниматель, воспользовавшись своим правом, самостоятельно обратился за изготовлением кадастровой карты испрашиваемого земельного участка, которая была изготовлена 21.08.2007г. и представлена в Департамент 21.12.2007г.

Данный факт не отрицается ответчиком.

В связи с чем, суд, в порядке части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязвает Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края рассмотреть заявление предпринимателя Клинова А.Ю. о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка.

Расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в сумме 100 рублей.

Излишне уплаченная предпринимателем государственная пошлина в размере 1900 руб. подлежит возврату в порядке статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными бездействие Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края по вопросу рассмотрения заявления Клинова Александра Юрьевича от 26.02.2007г. входящий N 84 о предоставлении земельного участка, площадью 10 217, 0 кв.м., кадастровый номер 25:28:05 00 30:0101, в районе ул. Бакунина, д. 3 «Б» в г. Владивостоке, в связи с его несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Обязать Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края рассмотреть заявление Клинова Александра Юрьевича от 26.02.2007г. входящий N 84 о предоставлении земельного участка, площадью 10 217, 0 кв.м. кадастровый номер 25:28:05 00 30:0101, в районе ул. Бакунина, д. 3 «Б» в г. Владивостоке в двухнедельный срок .

Взыскать с Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в пользу Жилищно - строительного кооператива N 123 г. Владивостока 100 руб. (сто рублей) расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Клинову Александру Юрьевичу из федерального бюджета 1900 руб. (одну тысячу девятьсот рублей) государственной пошлины, излишне уплаченной по квитанции Сбербанка от 19.11.2007г. N 0433 на общую сумму 2000 руб., находящейся в материалах дела.

Исполнительные листы и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок.

     Судья
 Л.П. Нестеренко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-12891/2007
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 15 января 2008

Поиск в тексте