• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 27 февраля 2008 года Дело N А51-11696/2007

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.П.Хвалько, при ведении протокола судебного заседания судьей О.П.Хвалько, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Дочернего государственного унитарного предприятия N 0511 «Флотский комбинат бытового обслуживания федерального казенного предприятия «Управление торговли Тихоокеанского флота» к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока; Управлению Федеральной налоговой службы по Приморскому краю

о признании незаконными решения N58/1 от 16.07.07г.; решения по апелляционной жалобе N 23-15/515/16161 от 10.09.2007г. при участии в заседании: от заявителя: юрист Романченко К.В. по доверенности от 17.12.07г.;

от ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока: главный специалист Красильникова Ю.Н. по доверенности N 10-12/32412 от 12.09.07г.;

от УФНС по Приморскому краю: ведущий специалист Душенковская И.Н. по доверенности N 06-30/251 от 20.04.07г.; установил:

Изготовление мотивированного решения в полном объеме откладывалось судом на основании п.2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Дочернее государственное унитарное предприятие N 0511 «Флотский комбинат бытового обслуживания» Федерального казенного предприятия «Управление торговли Тихоокеанского флота» (далее по тексту - ДГУП «ФКБО» ФКП УТ ТОФ, «предприятие», «налогоплательщик») обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконными решения N 58/1 от 16.07.07г. Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока ( далее по тексту «налоговый орган», «инспекция») и решения N 23-15/515/16161 от 10.09.07г. Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю ( далее по тексту «Управление») в части начисления земельного налога за 2006г., пеней и штрафов по нему.

Принятые налоговыми органами решения налогоплательщик считает несоответствующими налоговому законодательству, поскольку предприятие обоснованно не облагало земельным налогом занимаемые участки земель на основании п.2 ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации как земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности. Поскольку заявитель является предприятием военной торговли Вооруженных сил РФ, используемые земли предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, исключение земель из налогооблагаемой базы при исчислении земельного налога правомерно.

Заявитель также полагает, что налоговым органом по оспариваемому решению неправомерно взыскиваются налоговые санкции, поскольку такое взыскание возможно только в судебном порядке.

ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока требования заявителя не признала, представила в материалы дела отзыв на заявление, считает решение законным и обоснованным, поскольку исключение использованных заявителем земель из объектов налогообложения противоправно: заявитель является коммерческой организацией, не осуществляет функции по вооруженной защите и неприкосновенности территории РФ, не относится к обеспечивающим безопасность страны силам, не относится к федеральным органам исполнительной власти; земельные участки находятся в бессрочном пользовании с присвоением кода земель поселений, а не кода земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

В отношении довода о неправомерном взыскании санкций представитель инспекции пояснила, что принятое решение согласуется с требованиями ст. ст. 108,101,122 Налогового Кодекса Российской Федерации, а доводы о судебном порядке взыскания штрафов не соответствуют смыслу и содержанию ст.108,115 Налогового Кодекса Российской Федерации, при том, что к существу спора вопрос способа взыскания санкции отношения не имеет.

Представитель Управления отзыв на заявление не представил, требования заявителя отклонил, мотивировав свою позицию теми же основаниями, что ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока в отзыве.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

ДГУП N 0511 «ФКБО» ФКП УТ ТОФ зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией г.Владивостока 18.10.99г.

ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока проведена выездная налоговая проверка деятельности предприятия, по результатам которой оформлен акт проверки N 58 от 09.06.07г., принято решение N 58/1 от 16.07.07г.

По результатам проверки налоговым органом среди иного начислено 167431,52 руб. земельного налога за период 2004-2006гг., 21414,55 руб. пени, 33486,30 руб. штрафа за неуплату налога за 2004-2006гг., 9397,20 руб. штрафа за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2005г. и 44990,58 руб. штрафа за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2006г.

Не согласившись с принятым налоговым органом решением, предприятие направило жалобу в УФНС по Приморскому краю, которое по результатам ее рассмотрения приняло решение от 10.09.07г. N 23-15/515/16161 по апелляционной жалобе.

Указанным решением суммы земельного налога уменьшены на начисления 2004,2005гг., подтвердив при этом решение нижестоящего налогового органа по земельному налогу за 2006г. в сумме 149968,74 руб. налога, 15884,68 руб. пени, 29993,74 руб. штрафа за неуплату налога и 44.990,58 руб. штрафа по п.1 ст. 119 Налогового Кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2006г.

Основанием выводов налоговых органов при начислении земельного налога за 2006г. послужил вывод налогового органа о неправомерном освобождении земель от налогообложения по п.п.3 п.2 ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку используемые заявителем земли не относятся к землям обороны и безопасности.

Суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в перечне земельных участков, изъятых из оборота.

При этом земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

В силу ст. 10 Федерального закона от 31.05.96г. N61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы РФ - это государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ.

Согласно ст. 11 это же закона Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в Тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.

Органом управления Вооруженными Силами РФ согласно п.2, п.п.71 п.7 Положения о Министерства обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.04г. N1082 «Вопросы Министерства Обороны РФ», является Министерство обороны РФ.

В соответствии с пунктами 1, 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации Министерство обороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы, и им равные подразделения и иные подразделения. Министерство обороны Российской Федерации является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

Из подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации следует, что министерство является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1, статьями 11, 12 Федерального закона от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации состоят не только из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, но и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил России, в Тыл Вооруженных Сил России. Имущество Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Таким образом, Вооруженные Силы Российской Федерации составляют единую централизованную систему органов, управляемую Министерством обороны Российской Федерации, и его учреждения являются государственными учреждениями, созданными в целях реализации задач, поставленных перед Вооруженными Силами России.

Суд установил и материалами дела подтверждается, что Дочернее государственное унитарное предприятие N0511 «Флотский комбинат бытового обслуживания», основанное на праве оперативного управления Федерального казенного предприятия «Управление торговли Тихоокеанского флота» является юридическим лицом и находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 31.07.98г. N 873 «О создании единой системы военной торговли» единая система военной торговли включает в себя создаваемые на праве оперативного управления государственные унитарные предприятия военной торговли.

В силу п.5 этого же постановления руководство единой системой военной торговли возложено на Министерство обороны РФ.

Положением о военной торговле, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.98г. N 873, определено, что под военной торговлей понимается совокупность услуг предприятий общественного питания и торгово-бытового назначения единой системы военной торговли по обеспечению военнослужащих, членов их семей и населения в местах службы и проживания.

П.4 этого же Положения гласит, что военная торговля организуется в целях удовлетворения потребностей военных потребителей в товарах и создания условий для обеспечения боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Согласно п.1 Устава ДГУП N 0511 «ФКБО» ФКП УТ ТОФ образовано в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 743 от 06.07.99г. и входит в единую систему военной торговли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

П.10 закреплено, что предприятие создано для торгово-бытового обеспечения Вооруженных Сил РФ и войск других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, в целях своевременного и полного удовлетворения их потребностей в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания и др.

Имущество предприятия находится в федеральной собственности, отражается на самостоятельном балансе и закреплено за предприятием в соответствии с уставом ФКП «Управление торговли Тихоокеанского флота» на праве оперативного управления.

П.п.67 п.7 Положения о Министерстве обороны РФ определено, что в его полномочия входит организация в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах торгово-бытового обслуживания военнослужащих и членов их семей.

Представленными в дело свидетельствами о государственной регистрации права от 10.09.04г., выпиской от 16.05.07г. из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, письмом от 24.01.08г. 1976 ОМИС подтверждается, что заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования переданы земельные участки:

1). по ул.Фадеева, 55 в г.Владивостоке площадью 2738 кв.м для эксплуатации цеха безалкогольных напитков;

2). по ул.Светланской, 44а, площадью 637 кв.м. для эксплуатации административного здания;

3). по ул.Печорской, 12, площадью 2542 кв.м.

Доказательств использования заявителем земельных участков не по назначению налоговая инспекция не представила.

Из текста решения следует, что сумма земельного налога в 149.968,74 руб. начислена по земельному участку по ул.Пологой ,31, однако, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что налог начислен на перечисленные выше земельные участки, в то время как по Пологой,31 земельный участок заявителю не выделен и при определении налоговой базы данные по этому участку не использованы.

По пояснениям представителя инспекции ссылка в тексте решения на земельный участок по ул.Пологой,31 является опиской, допущенной при изготовлении решения налоговым органом.

Учитывая изложенное, суд считает, что спорные земельные участки освобождены от налогообложения в порядке подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ссылка налогового органа в отзыве на наличие у заявителя статуса коммерческой организации судом отклоняется как несостоятельная, поскольку наличие (отсутствие) указанного статуса у предприятия не определено законодательством в качестве условия применения подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Также не признается обоснованным довод инспекции о том, что выделенным заявителю землям присвоены коды земель поселений, а не земель обороны и безопасности.

Согласно части 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. В состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам (часть 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на: земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения (часть 2 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Исходя из анализа указанных норм права во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", следует, что отнесение в черте поселения (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в силу прямого указания закона земельные участки в границах территорий, которые используются для обеспечения деятельности органов, предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, по своему целевому (специальному) назначению относятся к землям обороны и безопасности, в связи с чем, суд полагает, что отсутствие правового акта уполномоченного исполнительного органа государственной власти об отнесении земли (включая спорные земельные участки) в пределах территории земель поселений (населенного пункта) к такой категории, как земли обороны и безопасности, не является основанием для вывода об отсутствии права на льготы.

При таких обстоятельствах суд считает, что ДГУП N0511 «ФКБО» ФКП УТ ТОФ правомерно исключило из объектов налогообложения используемые им земельные участки на основании п.п.3 п.2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем признает решение ИФНС по Ленинскому району N 58/1 от 16.07.07г. в части начисления 149968,74 руб. земельного налога за 2006г., 15884,68 руб. пени, 29993,74 руб. штрафа за неуплату налога и 44.990,58 руб. штрафа по п.1 ст. 119 Налогового Кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2006г. не соответствующим законодательству о налогах и сборах.

По этим же мотивам судом признается незаконным решение УФНС по Приморскому краю от 10.09.07г. N 23-15/515/16161, которым в рассматриваемой части отказано в удовлетворении жалобы налогоплательщика и подтверждено решение ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока N 58/1 от 16.07.07г.

Вместе с этим суд отклоняет доводы заявителя в отношении судебного порядка взыскания налоговых санкций, поскольку предметом рассмотрения настоящего дела является оценка правомерности выводов налогового органа, изложенных в ненормативных актах, а не правомерность выбора налоговым органом способа взыскания налоговых санкций.

В связи с удовлетворением требований заявителя в полном объеме расходы по уплате госпошлины относятся на ответчиков и в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскиваются с налоговых органов в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ

Признать недействительными решение ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока N 58/1 от 16.07.07г.; решение УФНС РФ по Приморскому краю N 23-15/515/16161 от 10.09.07г. по апелляционной жалобе Дочернего государственного унитарного предприятия N 051 «Флотский комбинат бытового обслуживания» федерального казенного предприятия «Управление торговли Тихоокеанского флота».

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока в пользу ДГУП N 0511 ФКБО ФКП УТ ТОФ 3000 ( три тысячи) рублей судебных расходов, с УФНС РФ по Приморскому краю в пользу ДГУП N 0511 ФКБО ФКП УТ ТОФ 2000 (две тысячи) рублей.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

     Судья
 О.П.Хвалько.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-11696/2007
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 27 февраля 2008

Поиск в тексте