АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 29 февраля 2008 года Дело N А51-700/2008

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.

при ведении протокола судебного заседания судьей Нестеренко Л.П. рассмотрел в судебном заседании 27 февраля 2008 г. дело по заявлению

Заместителя прокурора Приморского края в интересах Территориального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю

к Думе Ольгинского муниципального района Приморского края третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Государственное учреждение Отдел Пенсионного фонда РФ по Ольгинскому району Приморского края

об оспаривании решения

при участии: от заявителя - прокурор отдела Веселова В.А. (удостоверение N 160636)

Заместитель прокурора Приморского края обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения Думы Ольгинского муниципального района Приморского края от 12.12.2007 N 505 «Об отказе в безвозмездной передаче нежилых помещений в федеральную собственность», а также об обязании ответчика рассмотреть вопрос о передаче нежилых помещений NN 2, 12, 13, 14, 15 общей площадью 113,1 кв.м, расположенных на первом этаже здания по ул. Ленинская, 8 в пгт. Ольга Ольгинского района Приморского края, в федеральную собственность.

Теруправление Росимущества по Приморскому краю, ответчик и третье лицо в судебное заседание не прибыли, от Теруправления и ответчика поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд располагает доказательствами надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, в связи с чем согласно частям 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

В обоснование требований прокурор указал, что отказ ответчика передать спорные помещения нарушает право Российской Федерации на безвозмездное получение объектов недвижимости в федеральную собственность, что не соответствует закону. Утверждает, что спорное имущество используется до настоящего времени Пенсионным фондом РФ, что является самостоятельным основанием для отнесения его к собственности Российской Федерации. Полагает, что отказ в передаче имущества нарушает также права фонда, который в переходный период имеет право на безвозмездное использование имущества.

Территориальное агентство в письменном отзыве поддержало позицию заявителя, указав, что Отдел Пенсионного фонда не только занимает спорные помещения с 2002 года, но и зарегистрирован по данному адресу. Ответчик с требованиями не согласен, указав, что местное самоуправление самостоятельно в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, Конституцией Российской Федерации установлены гарантии местного самоуправления. Полагает, что безвозмездная передача муниципального имущества в федеральную собственность для использования подразделениями Пенсионного фонда РФ в обязательном порядке законом не предусмотрена.

Ответчик указал также, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 N 8-П порядок безвозмездной передачи в собственность разных уровней власти в системе действующего правового регулирования предполагает необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими федеральными органами государственной власти.

Государственное учреждение Отдел Пенсионного фонда по Ольгинскому району в отзыве просит требования прокурора удовлетворить, поддерживает позицию заявителя.

При рассмотрении дела суд установил, что Государственное учреждение Отдел Пенсионного фонда по Ольгинскому району Приморского края является структурным подразделением Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляет полномочия по организации пенсионного обеспечения, организации и ведению индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах в Ольгинском районе.

Отдел занимает нежилые помещения NN 2, 12-15 общей площадью 113,1 кв.м, расположенные в здании по ул. Ленинская, 8 в пгт. Ольга Ольгинского района Приморского края.

01.10.2007 Отдел обратился с письмом N 1754 в Администрацию муниципального образования Ольгинского района по вопросу передачи арендуемых помещений в федеральную собственность в соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 85 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Обращение третьего лица было рассмотрено Думой Ольгинского муниципального района, по результатам рассмотрения обращения принято решение от 12.12.2007 N 505 об отказе в передаче помещений, занимаемых Отделом, в государственную собственность, признано целесообразным предоставление спорных помещений в аренду.

Посчитав, что названное решение Думы не соответствует закону и нарушает права и интересы Российской Федерации на безвозмездное получение имущества в федеральную собственность, а также права Отдела Пенсионного фонда РФ по Ольгинскому району, заместитель прокурора Приморского края оспорил его в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если указанное имущество используется федеральным органом государственной власти.

В соответствии с пунктом 8 статьи 85 Федерального закона от 01.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления до 01.01.2008 обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность находящегося в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти в соответствии с разграничением полномочий, установленным федеральными законами. При этом в переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество федеральные органы государственной власти вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации.

Отдел Пенсионного фонда РФ по Ольгинскому району на основании договора аренды от 25.04.2002 N 125, заключенного с Комитетом по управлению имуществом Ольгинского района, занимал помещения общей площадью 89,6 кв.м в здании по ул. Ленинская, 8 в пос. Ольга Приморского края под административные помещения. Дополнительным соглашением от 01.09.2003 к данному договору в него были внесены изменения, площадь арендуемых помещений увеличена до 99,4 кв.м, срок аренды продлен до 31.12.2006 г.

Впоследствии ОПФ РФ по Ольгинскому району заключил с Администрацией Ольгинского муниципального района в лице комитета жизнеобеспечения района и муниципального имущества договор аренды от 17.11.2006 N 69 нежилых помещений общей площадью 113,1 кв.м в указанном здании (помещения NN 2, 12, 13, 14, 15) назначением: сервисное, конторское, 1 этаж. Срок аренды установлен до 31.12.2011 г.

Факт использования Отделом указанных помещений по ул. Ленинская, 8 ответчик не оспаривает.

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации определяются Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991, в соответствии с которым Пенсионный фонд РФ является государственным учреждением, которое осуществляет свою деятельность в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Таким образом, коль скоро сам по себе факт использования недвижимого имущества федеральным органом власти является самостоятельным основанием для отнесения его к собственности Российской Федерации, то спорные объекты недвижимого муниципального имущества подлежат безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации в силу прямого указания закона, а именно пункта 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 01.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение ответчика от 12.12.2007 N 505 нарушает права Российской Федерации на безвозмездное получение имущества из муниципальной собственности в федеральную. При этом не имеет правового значения тот факт, что срок, установленный для передачи спорного имущества (до 01.01.2008 г.), на момент издания оспариваемого решения не наступил, поскольку в рамках настоящего дела оспаривается конкретное решение, которым оформлен отказ передать спорные помещения в федеральную собственность и на момент окончания срока, установленного законом, имущество не было передано в собственность Российской Федерации.

Возможность признания незаконным отказа органа местного самоуправления передать безвозмездно имущество в федеральную собственность не противоречит правовой позиции, выработанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.06.2006 N 8-П и определении от 01.11.1007 N 827-О-П, поскольку Конституционный Суд пришел к выводу о том, что, во-первых, отношения по передаче имущества в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ не регулируются гражданским законодательством, а во-вторых, что порядок передачи имущества предполагает направление собственником имущества предложения о передаче этого имущества соответствующему органу исполнительной власти и принятие решения о передаче имущества принимающим органом. При этом определение видов имущества, которое может или не может находится в собственности того или иного публично-правового образования, не признано неконституционным. Судом сделан вывод о недопустимости принятия органом власти (принимающей стороной) решения о передаче имущества в одностороннем порядке.

В данном же случае речь идет не об узаконении какого-либо решения Теруправления о передаче из муниципальной собственности Ольгинского района имущества, необходимого для осуществления полномочий органа Пенсионного фонда, в отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления, а о незаконности отказа Думы Ольгинского района выразить соответствующее волеизъявление, несмотря на то, что спорное имущество подпадает под признаки имущества, подлежащего передаче в федеральную собственность.

Статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает соответствующий орган совершить определенные действия, направленные на устранение допущенных нарушений и законных интересов заявителя в установленный судом срок. Испрашиваемая заявителем мера понуждения отвечает критерию соразмерности основному требованию и имеет целью восстановить нарушенные права и законные интересы Российской Федерации и государственного учреждения. Поскольку срок, установленный законодательством для передачи объектов органами местного самоуправления в федеральную собственность, истек, то суд считает достаточным установить ответчику месячный срок для устранения допущенных нарушений.

Расходы по государственной пошлине в силу статьи 110 АПК РФ относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Думы Ольгинского муниципального района Приморского края от 12.12.2007 N 505 «Об отказе в безвозмездной передаче нежилых помещений в федеральную собственность» в связи с его несоответствием Федеральному закону от 01.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Обязать Думу Ольгинского муниципального района Приморского края рассмотреть вопрос о передаче нежилых помещений NN 2, 12, 13, 14, 15 общей площадью 113,1 кв.м, расположенных на первом этаже здания по ул. Ленинская, 8 в пгт. Ольга Ольгинского района Приморского края, в федеральную собственность в месячный срок.

Взыскать с Думы Ольгинского муниципального района Приморского края в доход федерального бюджета 2000 руб. (Две тысячи рублей) государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок.

     Судья
Нестеренко Л.П.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка