АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 06 марта 2008 года Дело N А51-2122/2007

Арбитражный суд Приморского края

в составе судьи Орешко О.Ю. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Н. Горбачевой рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску администрации г. Владивостока к администрации Приморского края о взыскании 17 853 400 рублей при участии в заседании:

от истца - Филимонова М.В., доверенность от 24.12.2007 N1-3/6804

от ответчика - Кищенкова О.А., доверенность от 28.05.2007 N11-25/3360, удостоверение 2545,

установил:

Администрация г. Владивостока обратилась в арбитражный суд с иском к администрации Приморского края о взыскании 17 583 400 рублей убытков.

Исковые требования основаны на статье 133 Конституции РФ, статьях 15,16,126,214 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы принятием ответчиком нормативных актов противоречащих действующему законодательству - Закон Приморского края от 29.12.2001 N200-КЗ «О краевом бюджете на 2005 год» и Приложение N19 к Закону «Методика распределения субвенций бюджетам муниципальных образований Приморского края на выполнение органами местного самоуправления государственных полномочий по реализации государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2005 году», в результате которых истцу причинены убытки, выразившиеся в не обеспечении финансирования (выделение субвенций) из краевого бюджета на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, занимающихся общими воспитательными вопросами, уборкой и поддержанием зданий, организаций питания, медицинским обслуживанием, подвозом учащихся их охраной.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объёме.

Ответчик, возражая по исковым требованиям, указывает на то что, субвенции на оплату труда работников муниципальных образовательных учреждений выделены в 2005 году муниципальному образованию в полном объеме. При проверке целевого использования субвенций выявлено нецелевое расходование денежных средств в размере 7331,889 тыс.рублей, а также остаток неиспользованных средств в размере 27292,7 тыс. рублей. В связи с чем, ответчик просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку причинение убытков истцом не доказано.

В судебном заседании 28.02.2008 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10-00 часов 06.03.2008. Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для возникновения права на возмещение убытков, вытекающих из деликтных отношений, истец обязан доказать совокупность таких обстоятельств, как: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; наличие причинно-следственной связи между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда. Кроме этого истец обязан доказать размер убытков.

Оценив представленные по делу доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о недоказанности истцом размера убытков.

Так, Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (пп. 13 ст. 26.3) предусмотрено выделение субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов РФ.

Следовательно, расходы, осуществляемые органами местного самоуправления в рамках переданной субвенции, осуществляются по нормативам, установленным законодательством субъекта РФ.

Статьей 23.1 и Приложением 19 к Закону Приморского края от 29.12.2004 N 200-кз «О краевом бюджете на 2005» (в ред. от 04.02.2005 N 222-КЗ) субвенция, передаваемая муниципальным образованиям Приморского края на реализацию основных общеобразовательных программ, ограничена расходами на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из бюджетов муниципальных образований Приморского края), непосредственно связанных с учебным процессом.

Вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда от 11.04.2005 по делу N3-35 положения указанного закона и Приложения в части слов «непосредственно связанных с учебным процессом» признаны недействующими.

Законом Приморского края от 02.06.2005 N 251-кз внесены изменения в вышеназванный закон и слова «непосредственно связанных с учебным процессом» исключены, в результате чего, субвенция расходуется органами местного самоуправления на оплату труда как основного, так и технического, вспомогательного персонала по нормативам формирования фонда оплаты труда, установленным законом о бюджете, и перечню должностей, утвержденному Администрацией Приморского края. Аналогичные изменения внесены постановлением Администрации Приморского края от 21.06.2005 N 113-па в Порядок предоставления средств субвенций бюджетам муниципальных образований для выполнения отдельных государственных полномочий и их расходования в 2005 году.

Согласно Закону Приморского края от 14.09.2006 N 393-кз «Об исполнении краевого бюджета за 2005 год» (приложение 11) субвенция на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования указанных расходов передана из краевого бюджета в бюджет г. Владивостока в размере 595282,06 тыс. рублей.

В результате проверки целевого расходования субвенции, направленной в 1 полугодии 2005 года бюджету Владивостокского городского округа на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений (л.д. 52-53, 56-75), установлено нецелевое использование субвенции в сумме 26616,4 тыс. рублей, которое сложилось из-за превышения предельного надтарифного фонда - 16 % (нарушение норматива, установленного законом о бюджете), выплаты зарплаты персоналу школ-садов (что подлежит финансированию из городского бюджета) и иных нарушений.

В соответствии со статьей 235 Бюджетного кодекса РФ 14 сентября 2005 г. средства субвенции, использованные не по целевому назначению, были зачтены департаментом финансов при финансировании города Владивостока из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

С учетом разногласий администрации г.Владивостока по проверке и расходов городского бюджета на оплату труда технического персонала нецелевое использование средств субвенции было признано департаментом финансов в размере 7331,889 тыс. рублей (л.д.79-80), решение о зачете 26616,4 тыс. рублей аннулировано (л.д.34), и принято решение о зачете 7331,889 тыс. рублей (л.д.33).

Таким образом, нецелевое использование муниципальным образованием субвенции было уменьшено на сумму расходов истца в размере 17853,4 тыс. рублей.

Принимая внимание изложенное, обязанность компенсировать расходы муниципального образования была прекращена обязанностью муниципального образования возвратить в краевой бюджет средства использованной не по целевому назначению субвенции.

Кроме этого, в материалах дела имеются отчетные документы администрации г. Владивостока, представленные в департамент финансов Приморского края, свидетельствующие о том, что фактические расходы в области оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, приобретения учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и хозяйственных нужд по 2005 году были меньше, чем субвенция, поступившая на указанные цели из краевого бюджета.

Так, согласно отчету г. Владивостока за 2005 год о выполнении плана по сети, штатам и контингентам в бюджетных учреждениях (л.д.35-36) расходы, произведенные администрацией г.Владивостока в 2005 году на оплату труда (включая начисления) всех работников общеобразовательных учреждений (школы - 511394 тыс. рублей, школы-интернаты - 19687 тыс. рублей, специальные (коррекционные) учреждения - 44041 тыс.рублей), составили 575122 тыс. рублей.

Расходы, осуществленные администрацией г.Владивостока на учебные и хозяйственные нужды (исключая оплату труда), составили 4729 тыс. рублей (отчет об исполнении расходов за счет субвенции по состоянию на 01.01.2006 г - л.д.37-40).

Таким образом, расходы администрации г.Владивостока на оплату труда и иные цели, связанные с реализацией основных общеобразовательных программ (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов) составили 579851 тыс. рублей ( 575122+4729).

Вместе с тем, из краевого бюджета субвенция на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) была передана в бюджет г. Владивостока в размере 595282,06 тыс. рублей (приложение 11 к закону Приморского края от 14.09.2006 N 393-кз «Об исполнении краевого бюджета за 2005 год).

Указанное свидетельствует о том, что размер субвенции превысил фактические расходы в области оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, приобретения учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и хозяйственных нужд.

Кроме этого, согласно отчетам администрации г. Владивостока по состоянию на 1 апреля 2005 года (л.д.41-44) и 1 июля 2005 года (л.д.45-48) на счете финансового органа г.Владивостока оставался остаток неиспользованных средств субвенции в размере 11348,7 тыс. рублей и 15944 тыс. рублей соответственно.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об исполнении администрацией Приморского края обязательств по выделению субвенций из краевого бюджета на финансирование оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, занимающихся общими воспитательными вопросами, уборкой и поддержанием зданий, организаций питания, медицинским обслуживанием, подвозом учащихся их охраной.

Доказательств обратного, суду в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил.

В связи с чем, исковые требования признаются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Расходы по государственной пошлины по иску относятся на истца по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Отказать администрации г. Владивостока в удовлетворении исковых требований о взыскании с администрации Приморского края 17 583 400 рублей убытков. Взыскать с администрации г. Владивостока в доход федерального бюджета 99 417 (девяносто девять тысяч четыреста семнадцать) рублей государственной пошлины по иску. Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Приморского края.

     Судья
 О.Ю. Орешко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка