• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 26 марта 2008 года Дело N А51-1722/2008

Арбитражный суд Приморского края в составе: судьи Хвалько О.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Крыжановским А.С. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Краевого государственного унитарного предприятия «Типография N 3» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы в сумме 20591 рублей. при участии в заседании:

от заявителя - главный бухгалтер Корниевская М.Л. по доверенности от 14.02.08г. установил: Краевого государственного унитарного предприятия «Типография N 3» (далее по тексту «предприятие», «страхователь») обратилось с заявлением к межрайонную инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю (далее по тексту «налоговый орган», «инспекция») об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы в сумме 20591 рублей. В обоснование своего заявления предприятие указало, что им ошибочно были произведены перечисления страховых взносов в виде фиксированных платежей на страховую часть трудовой пенсии на код бюджетной классификации 18210202030061000160 в сумме 20591 рублей в то время, как следовало уплатить на код бюджетной классификации 18210202020061000160 (накопительную часть трудовой пенсии) Инспекция представила отзыв, в котором изложила возражения по существу требований, указав, что законодатель не возложил на налоговые органы обязанности по возврату страховых взносов, просит произвести замену ненадлежащего ответчика надлежащим. Данное ходатайство судом рассмотрено и отклонено. Также от инспекции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии ее представителя. Судом установлено:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ общество является страхователем (плательщиком страховых взносов на ОПС).

Предприятие, обратившись в налоговый орган с заявлением о возврате ошибочно перечисленных страховых взносов на ОПС в сумме 20591 рубль, получило ответ налогового органа от 08.02.08г. N 10, в соответствии с которыми ему было отказано в возврате ошибочно уплаченной суммы, в связи с отсутствием механизма реализации по проведению возврата (зачёта) излишне уплаченных страховых взносов на ОПС. Не согласившись с отказом налогового органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании произвести возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов в размере 20591 рубль. Суд считает, что требования заявителя к налоговому органу являются правомерным и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, взносы в размере 20591 рубль на страховую часть трудовой пенсии были оплачены заявителем платежным поручением N 324 от 21.12.2007г. Согласно акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 155 следует, что у заявителя имеется переплата в размере 20591 рубля.

В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на ОПС, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом пункт 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ предусматривает, что контроль за уплатой страховых взносов на ОПС осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В пункте 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ установлено право страховщика - Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на ОПС лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель для органов Пенсионного фонда РФ не установил.

Так как Закон N 167-ФЗ не регламентирует порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на ОПС органами Пенсионного фонда РФ, то к данным правоотношениям подлежит применению налоговое законодательство.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность налоговых органов принимать решения о возврате налогоплательщику сумм уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Порядок зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, а также пеней установлен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Таким образом, согласно статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации требование заявителя о возврате ошибочно уплаченных страховых взносов на ОПС в сумме 20591 рублей правомерны.

Отказ налогового органа возвратить указанную сумму мотивирован тем, что страховые взносы не соответствуют понятию налога, следовательно, не могут быть возвращены в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Такие доводы налогового органа о невозможности произвести возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов судом отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

При этом Федеральный закон от 15.08.1996 N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) вводит понятие администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации, за которыми закрепляются основные источники доходов бюджетов Российской Федерации согласно Приложению 11.1 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с указанным законом администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации - это федеральные органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

В приложении 11.1 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации», называющем администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации главными распорядителями средств бюджета, указано, что налоговый орган (Федеральная налоговая служба) является администратором поступлений в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов на ОПС.

В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116 возврат плательщикам излишне уплаченных сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

Поскольку налоговый орган является администратором поступлений страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, суд делает вывод о том, что налоговый орган правомочен в принятии решений о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на ОПС в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суд считает, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа заявителю в возврате ошибочно уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л: Признать незаконным отказ межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю в возврате (зачете) ошибочно уплаченных страховых взносов ОПС в размере 20591 рубля, изложенный в письме от 08.02.2008г. N 10, как не соответствующий Налоговому кодексу Российской Федерации. Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю возвратить Краевому государственному унитарному предприятию «Типография N 3» ошибочно уплаченных сумм страховых взносов в сумме 20591 (двадцать тысяч пятьсот девяносто один) рубль. Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю, расположенной по адресу: г. Уссурийск, ул. Чичерина 93, в пользу Краевого государственного унитарного предприятия «Типография N 3» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 824 (восемьсот двадцать четыре) рубля. Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в срок, не превышающий месяца со дня его принятия.

     Судья
 О.П. Хвалько

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-1722/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 26 марта 2008

Поиск в тексте