АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 26 марта 2008 года Дело N А51-11035/2007

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.В. Голоузовой,

рассмотрев в судебном заседании 18 - 21 марта 2008 дело по заявлению

ОАО «Тихоокеанское управление промысловой разведки и научно-исследовательского флота» (Турниф), к Инспекции ФНС РФ по Ленинскому району г.Владивостока, о признании недействительными решения N73/1 от 03.09.2007г., при участии в заседании:

от заявителя - главный бухгалтер Игумнова Н.Я. (дов. N02/30-23Д от 10.01.2008 г., паспорт 05 01 717917, выдан 18.03.2002 г. Первомайским РУВД г.Владивостока), начальник юридического отдела Шершень В.В. (дов. N02/30-20Д от 09.01.2008 г., паспорт 05 06 325534 выдан 27.03.2007 г. УВД г.Артема), старший юрисконсульт Кондратьева О.Н. (дов. N02/30-21Д от 09.01.2008 г., паспорт 05 03 620309 выдан 08.09.2003 г. Первомайским РУВД г.Владивостока);

от налогового органа - зам.начальника юр. отдела Гаращенко О.С. (дов. N10-12/4408 от 20.02.2007 г., уд.N263049 по 31.12.20090 г.); протокол судебного заседания вела судья Голоузова О.В.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Тихоокеанское управление промысловой разведки и научно-исследовательского флота» (Турниф) (далее - «заявитель, общество») обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Владивостока (далее - «налоговый орган, инспекция») от 03.09.2007г. N73/1 «О привлечении ОАО «ТУРНИФ» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа за неуплату НДС в сумме 2765, 86 руб., доначисления ОАО «ТУРНИФ» неуплаченных налогов: налога на прибыль в сумме 4007792,03 руб., НДС в сумме 958562,40 руб., пени за несвоевременное перечисление НДС в сумме 10756,95 руб.

Резолютивная часть решения была оглашена и оформлена судом в судебном заседании 18 марта 2007, а изготовление решения в мотивированном виде откладывалось в соответствии с п.2 ст.176 АПК РФ.

В судебном заседании 03.12.2007 заявитель, руководствуясь ст.49 АПК РФ, уточнил заявленные требования в части оспаривания доначисления налога на прибыль по поставщикам:

- за 2004г. у ООО «Сарс» в сумме 85284,5 руб., у ООО «Дальхолдинг-Плюс» в сумме 14564,32 руб., в результате чего, по мнению инспекции, был занижен налог на прибыль в сумме 23963,72 руб.;

- за 2005г. у ООО «Кастар» в сумме 1021012,2 руб., у ООО «Дальхолдинг-Плюс» в сумме 6405330,29 руб., у ООО «Диона» в сумме 1043231,14 руб., в результате чего, по мнению инспекции, был занижен налог на прибыль в сумме 2032697,67 руб.

В судебном заседании 18.03.2008 заявитель, руководствуясь ст.49 АПК РФ, уточнил заявленные требования и отказался от оспаривания доначисления налога на добавленную стоимость по поставщику ООО «Интербридж» в сумме 13 706,73 руб., поскольку данная сумма налога не была указана налоговым органом в резолютивной части оспариваемого решения.

Как следует из текста заявления, общество не согласно с доводом инспекции о том, что ОАО «ТУРНИФ» в нарушение ст.ст. 274. 286 НК РФ, ст. 2.1 Федерального закона N110-ФЗ от 06.08.2001 г., неправомерно применило в 2005 г. налоговую ставку по налогу на прибыль 0 % как предприятие, не перешедшее на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, и занизило налогооблагаемую базу на 8 129 711 руб., в результате чего занижение налога составило 1 951 130,64 руб.

В 2005 г. ОАО «ТУРНИФ» соответствовало законодательному определению сельскохозяйственного товаропроизводителя, и осуществляло деятельность, связанную с выловом, переработкой и реализацией рыбы. Доля от реализации продуктов переработки выловленной рыбы по итогам года составила 92,54% по отношению к общей реализации за весь 2005 год (справка о реализации).

Факт отнесения ОАО «ТУРНИФ» к сельскохозяйственным товаропроизводителям является обстоятельством, которое не нуждается в доказывании в соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ, в силу того, что оно установлено решением Арбитражного суда Приморского края от 10 мая 2006 г. по делу N А51-21263/05 30-661/38 и подтверждено Постановлением Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа N ФОЗ-А51/06-2/3267 от 04 октября 2006 г.

Заявитель указал, что в ходе проведения налоговой проверки за 2004-2005 гг. инспекций не приняты расходы ОАО «ТУРНИФ» по приобретению товаров за 2004-2005 годы у ООО «Кастар», у ООО «Сарс», ООО «Дальхолдинг Плюс», ООО «Дальхолдинг-Плюс», ООО «Диона», всего на общую сумму 8 569 422, 45 руб., в результате чего был занижен налог на прибыль в сумме 2 056 661, 39 руб.

По мнению заявителя, выводы инспекции являются незаконными и необоснованными. Документы, подтверждающие факт совершения спорных сделок и представленные налоговому органу в ходе проверки, составлены в унифицированной форме, подписаны представителями поставщиком и скреплены печатями организаций. Отсутствие каких-либо реквизитов, предусмотренных законодательством, в представленных документах инспекцией не установлено и в решении не отражено. Доводы Инспекции о ничтожности совершенных с проблемными поставщиками сделок в силу того, что сделки являются мнимыми, то есть совершенными без намерения создать соответствующие правовые последствия (ч. 1 ст. 170 ГК РФ), необоснованны. Проявлением должной осмотрительности ОАО «ТУРНИФ» при совершении сделок с проблемными поставщиками является факт проверки достоверности данных предприятия - контрагента, указываемых в договоре (данные об адресе, руководителе, банковские реквизиты и пр.) на соответствие с данными ЕГРЮЛ. Также истцом при заключении договоров были запрошены у предприятий-контрагентов копии учредительных документов организаций (копии документов представлялись налоговым органам в ходе проверки). Все сведения представленные контрагентам по договорам свидетельствуют о том, что при заключении их общество проявляло разумную осмотрительность и осторожность, что свидетельствует о добросовестности предприятия как налогоплательщика.

ОАО «ТУРНИФ» является рыбодобывающим предприятием, промысловая деятельность которого определяется пригодным для работы в море состоянием судов и работой экипажей судов. Таким образом, затраты на снабжение экипажей судов продуктами питания и на поддержание рабочего состояния судов направлены непосредственно на осуществление основного вида деятельности общества и непосредственно связаны с получением обществом дохода. Указанные доводы свидетельствуют об экономической оправданности соответствующих затрат и их направленности на получение дохода.

С учетом изложенного, заявитель считает правомерным отнесение в состав расходов, уменьшающих полученные доходы, расходы по сделкам:

- за 2004 г. у ООО «Сарс» в сумме 85284,5 руб., у ООО «Дальхолдинг-Плюс» в сумме 14564,32 руб.;

- за 2005 г. у ООО «Кастар» в сумме 1021012,2 руб., у ООО «Дальхолдинг Плюс» в сумме 6405330,29 руб., у ООО «Диона» в сумме 1043231,14 руб.;

В части НДС заявитель указал, что не согласен с выводом инспекции о том, что ОАО «ТУРНИФ» в нарушение п.п. 1,2, 5,6 ст. 169, п. 2 с т. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ не уплатило НДС в сумме 958 562,40 руб., так как в налоговых декларациях по НДС отнесло на налоговые вычеты суммы НДС по счетам-фактурам, оформленным с нарушениями, в том числе по поставщикам ООО «Кастар», OOO «Capс», ООО «Диона», ООО «Дальхолдинг-Плюс», ООО «Дальхолдинг Плюс».

Заявитель не согласен с доводами инспекции о том, что сделки, совершенные ОАО «ТУРНИФ» с ООО «Кастар», ООО «Диона», ООО «Дальхолдинг-Плюс», ООО «Сарс», ООО «Дальхолдинг Плюс» направлены на создание условий для незаконного возмещения НДС из бюджета, а также о том, что данные поставщики отсутствуют по адресам.

Заявитель указал, что перечисленные поставщики осуществили поставки товаров в адрес ОАО «ТУРНИФ» в полном объеме, а ОАО «ТУРНИФ», в свою очередь, исполнило обязательства по оплате товаров. Общество приобрело товары по соответствующим договорам для обеспечения экипажей судов продуктами питания и обеспечения жизнедеятельности судов и сохранности судовых механизмов, что необходимо для осуществления промысловой деятельности и получением дохода, то есть свидетельствует об экономической оправданности совершенных сделок.

Адреса, указанные в счетах-фактурах соответствуют адресам, указанным в учредительных документах организаций - контрагентов и ЕГРЮЛ. Следовательно, ОАС «ТУРНИФ» не может нести ответственности за несоответствие данной информации фактическим обстоятельствам.

Налоговый орган против удовлетворения заявленных требований возражает, в материалы дела представил письменный отзыв, в котором указал основания своих возражений. В частности указал, что ОАО «ТУРНИФ» в нарушение ст.ст. 274. 286 НК РФ, ст. 2.1 Федерального закона N110-ФЗ от 06.08.2001 г., неправомерно применило в 2005 г. налоговую ставку по налогу на прибыль 0 % как предприятие, не перешедшее на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, и занизило налогооблагаемую базу на 8 129 711 руб., в результате чего занижение налога составило 1 951 130,64 руб.

Также, в ходе проведения налоговой проверки за 2004-2005 гг. инспекций не приняты расходы ОАО «ТУРНИФ» по приобретению товаров за 2004-2005 годы у ООО «Кастар», у ООО «Сарс», ООО «Дальхолдинг Плюс», ООО «Дальхолдинг-Плюс», ООО «Диона», всего на общую сумму 8 569 422, 45 руб., в результате чего был занижен налог на прибыль в сумме 2 056 661, 39 руб.

Налоговый орган считает неправомерным отнесение в состав расходов, уменьшающих полученные доходы, расходы по сделкам:

- за 2004 г. у ООО «Сарс» в сумме 85284,5 руб., у ООО «Дальхолдинг-Плюс» в сумме 14564,32 руб.;

- за 2005 г. у ООО «Кастар» в сумме 1021012,2 руб., у ООО «Дальхолдинг Плюс» в сумме 6405330,29 руб., у ООО «Диона» в сумме 1043231,14 руб.;

В части НДС налоговый орган указал, что ОАО «ТУРНИФ» в нарушение п.п. 1,2, 5,6 ст. 169, п. 2 с т. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ не уплатило НДС в сумме 958 562,40 руб., так как в налоговых декларациях по НДС отнесло на налоговые вычеты суммы НДС по счетам-фактурам, оформленным с нарушениями, в том числе по поставщикам ООО «Кастар», OOO «Capс», ООО «Диона», ООО «Дальхолдинг-Плюс», ООО «Дальхолдинг Плюс».

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Налоговым органом в соответствии со ст. 89 НК РФ была проведена выездная налоговая проверка деятельности заявителя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах.

По результатам проверки составлен акт от 30.07.2007 N73, на основании которого принято решение от 03.09.2007 N73 «О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершением налогового правонарушения по акту выездной налоговой проверки Открытого акционерного общества «Тихоокеанское управление промысловой разведки и научно-исследовательского флота» (Турниф)».

В соответствии с указанным решением обществу были доначислены штрафы в общей сумме 2765,86 руб., пени в общей сумме 18075,38 руб., налоги в общей сумме 4966354,43 руб.

Не согласившись с решением налогового органа в части, налогоплательщик обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив доводы заявителя в оспариваемой части, возражения налогового органа, исследовав материалы дела по существу, суд приходит к выводу о том, что требований заявителя подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Налог на добавленную стоимость.

Как установлено материалами дела, в ходе налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что ОАО «ТУРНИФ» в нарушение п.п. 1,2, 5,6 ст. 169, п. 2 с т. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ не уплатило НДС в сумме 958 562,40 руб., так как в налоговых декларациях по НДС общество отнесло на налоговые вычеты суммы НДС по счетам-фактурам, оформленным с нарушениями, а именно:

- по поставщику ООО «Кастар» доначислен НДС в сумме 57 414,57 руб. за 2004- 2005 гг.

- по поставщику OOO «Capс» доначислен НДС в сумме 13 009,50 руб. за 2004 г.

- по поставщику ООО «Диона» доначислен НДС в сумме 57 806,14 руб. за 2005г.

- по поставщику ООО «Дальхолдинг-Плюс» доначислен НДС в сумме 598311,09 руб. за 2005 - 2006 гг.

- по поставщику ООО «Дальхолдинг Плюс» доначислен НДС в сумме 255 165, 50 руб. за 2006 - 2007 гг.

В силу п.1 ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного налога на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Согласно п.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с вышеуказанными нормами вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им, в том числе, при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия товаров (работ, услуг) на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

Основанием для предъявления сумм налога к вычетам является счет-фактура, составленная и выставленная продавцом товара (работы, услуги) в соответствии с положениями ст. 169 НК РФ при приобретении налогоплательщиком товара, и документы, подтверждающие фактическую уплату суммы налога.

Документально подтвержденными являются налоговые вычеты, произведенные на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, работ, услуг; документов, удостоверяющих фактическую уплату сумм НДС, например платежных поручений, при наличии первичных бухгалтерских документов, подтверждающих реальность совершенной сделки, и доказательств оприходования товара.

В силу пункта 1 и 2 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, а счета-фактуры, составленные и выставленные (продавцом) с нарушением порядка, определенного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

В соответствии с подпунктами 2 - 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименование и адрес грузоотправителя, его идентификационный номер и номер платежного документа (в случае получения платежей в счет предстоящих поставок).

Таким образом, налоговые вычеты - это суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком поставщикам определенных товаров, работ, услуг либо в бюджет в силу исполнения обязанностей по уплате налога, уменьшающие сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ путем вычета, подлежащие в определенных НК РФ случаях возмещению. При этом данные вычеты должны соответствовать следующим признакам:

- налоговые вычеты всегда являются суммами НДС;

- эти суммы НДС должны быть обязательно фактически уплачены либо поставщикам товаров, работ, услуг, либо в бюджет;

- уплата данных сумм НДС должна быть произведена либо в связи с приобретением определенных товаров, работ, услуг, либо в связи с прямым указанием законодательства о налогах и сборах;

- указанные суммы всегда уменьшают сумму НДС, исчисленную исходя из налоговой базы по НДС, в определенных случаях подлежат возмещению из бюджета.

Документально подтвержденными являются налоговые вычеты, произведенные на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, работ, услуг; документов, удостоверяющих фактическую уплату сумм НДС, например платежных поручений, при наличии первичных бухгалтерских документов, подтверждающих реальность совершенной сделки и доказательств оприходования товара.

Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 9 ФЗ РФ от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. При этом согласно п.2 ст. 9 указанного закона первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи этих лиц.

Таким образом, из содержания положения ст.ст. 164, 165, 171, 172 НК РФ следует, что для правомерного и обоснованного предъявления сумм налога к возмещению из бюджета, налогоплательщик должен соблюсти совокупность условий:

- суммы НДС, составляющие налоговый вычет, должны быть фактически уплачены налогоплательщиком или налоговым агентом;

- товары, работы и услуги, при приобретении которых были уплачены суммы НДС, должны быть приняты на учет;

- факт приобретения данных товаров, работ, услуг и факт их оплаты, в том числе оплаты НДС, должны быть документально подтверждены.

Следовательно, для обоснования права на возмещение НДС из бюджета, документы, на которые ссылается заявитель в подтверждение обоснованности возмещения спорной суммы НДС, должны отвечать указанным выше требованиям, и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета.

Как установлено судом, в нарушение пунктов 1, 2, 5, 6 статьи 169, пункта 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ, статьи 9 Федерального закона от 21.11.96г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с учетом изменений и дополнений) ОАО «ТУРНИФ» в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость отнесены на налоговые вычеты суммы налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, оформленным с нарушением ст. 169 НК РФ и статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996г. N129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в том числе по следующим поставщикам товаров (работ, услуг):

1. Поставщик ООО «Кастар».

Как установлено судом, заявитель отнес на налоговые вычеты НДС по указанному поставщику по следующим счетам-фактурам: