АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 07 апреля 2008 года Дело N А51-743/2008

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 02 апреля 2008 года.

Изготовление решения в мотивированном виде откладывалось в соответствии с п.2 ст.176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Л.Л.Кузюра,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания С.Ю.Лопушинской-Кочневой рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Федерального государственного унитарного предприятия «Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр»

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае

о признании незаконным и отмене постановления N05-07/589П от 25.12.2007 при участии в заседании:

от заявителя: адвокат Петров А.А. - доверенность от 24.12.2007 (сроком до 31.12.2008)

от административного органа: главный государственный инспектор отдела валютного контроля Дробков А.А. - доверенность от 21.05.2007 (сроком на один год) установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр» (далее - заявитель, ФГУП «ТИНРО-Центр») обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N05-07/589П от 25.12.2007 о назначении административного наказания.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении, факт совершения им административного правонарушения признал, просил применить положение ст.2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности правонарушения.

Административный орган требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 12.02.2008 N20-04-05/481, указав на то, что ненадлежащему исполнению резидентом обязанностей, связанных с оформлением (переоформлением) паспорта сделки, законодатель придает серьезное значение, о чем свидетельствует санкция части 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Безразличное отношение резидента к исполнению своих обязанностей в сфере валютного регулирования представляет собой существенную угрозу охраняемым правом общественным отношениям. Добропорядочность, законопослушность, добросовестность и обязательность, которыми зарекомендовало ФГУП «ТИНРО-Центр» за период долговременного сотрудничества с уполномоченным банком учтен административным органом и расценивается как обстоятельство смягчающее административную ответственность ФГУП «ТИНРО-Центр».

Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр» зарегистрировано в качестве юридического лица 13.11.2002 ИМНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока (свидетельство серии 25 N01515987).

Территориальным Управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае в период с 31.07.2007 по 12.12.2007 проведена проверка соблюдения ФГУП «ТИНРО-Центр» валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования за период с 01.07.2006 по 01.07.2007.

По итогам проверки соблюдения ФГУП «ТИНРО-Центр» валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования 12.12.2007 составлен Акт проверки и протокол об административном правонарушении N05-07/589, которым было зафиксировано административное правонарушение, выразившееся в нарушении установленных единых правил оформления паспортов сделок.

25.12.2007 Территориальным Управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае по результатам рассмотрения административного дела в присутствии законных представителей ФГУП «ТИНРО-Центр» вынесено постановление о назначении административного наказания N05-07/589П, которым ФГУП «ТИНРО-Центр» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000, 00 руб.

Не согласившись с вынесенным административным органом постановлением о назначении административного наказания, ФГУП «ТИНРО-Центр» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя и возражения административного органа, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с ч.6 ст.15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

03 марта 2006 г. ФГУП «ТИНРО-Центр» (Продавец) с одной стороны и компания «Морикава Шодзи, Лтд», Япония (Покупатель) с другой стороны заключили контракт N TINMSK-01/06 на продажу живых крабов. В соответствии с условиями контракта, товар должен быть поставлен в течение 2006 года, в согласованные между сторонами сроки отдельными партиями. Товар считается сданным Продавцом и принятым Покупателем на причале выгрузки продукции в порту Японии. Оплата товара производится телеграфным переводом в долларах США не позднее 80 календарных дней со дня отгрузки партии товара с территории Российской Федерации. Дополнительным соглашением N 1 к контракту N TINMSK-01/06 от 03 марта 2006 г. стороны оговорили, что комиссию банка-посредника оплачивает Продавец.

В марте 2006 года ФГУП «ТИНРО-Цеитр» по контракту N TINMSK-01/06 от 03 марта 2006 г. оформило паспорт сделки N 06030007/1481/1160/1/0 в Приморском отделении Филиала N 8635 Акционерного Коммерческого Банка Российской Федерации (ОАО).

В счет исполнения обязательств по контракту N TINMSK-01/06 от 03 марта 2006 г. ФГУП «ТИНРО-Центр» осуществило вывоз с таможенной территории Российской Федерации товара общей фактурной стоимостью 207675,40 долл. США. Экспортная валютная выручка, за вывезенный по контракту N TINMSK-01/06 от 03 марта 2006 г. товар поступила на транзитный валютный счет ФГУП «ТИНРО-Центр» в банке паспорта сделки в размере 207633,40 долл. США.

Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г, N 173-ФЗ установлено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям (пп.пп. 1, 2 п.2 ст.24 и п.4 ст. 23 Закона).

Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления устанавливает Центральный банк Российской Федерации (п.4 ст. 5 Закона). Законом также установлено, что Центральный Банк РФ в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (п.1 ст.20 Закона). Порядок оформления, переоформления и закрытия паспорта сделки установлен Инструкцией N 117-И от 15 июня 2004 г. «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее - Инструкция). Действие Инструкции распространяется на внешнеторговые контракты, заключенные между резидентом - юридическим лицом и нерезидентом, за исключением случаев, когда общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долл. США.

В целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям резидент по каждому контракту оформляет один паспорт сделки в одном банке паспорта сделки (п. 3.3 Инструкции). Информация, указанная резидентом в паспорте сделки, должна соответствовать сведениям, содержащимся в обосновывающих документах.

Для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк паспорта сделки документы, необходимые для оформления паспорта сделки, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту либо иного исполнения обязательств по контракту (п. 3.14 Инструкции).

В случае внесения в контракт изменений иди дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделки, либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, резидент представляет в банк паспорта сделки документы, необходимые для его переоформления (п.3.15. Инструкции).

Резидент представляет документы, указанные в пункте 3.15 настоящей Инструкции, после внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями настоящей инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций (п. 3.15 Инструкции введен Указанием ЦБ РФ N 1713-У от 08 августа 2006 г. и вступил в силу с 01 ноября 2006 г.).

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, осуществляемых резидентами с нерезидентами по внешнеторговым сделкам установлен Положением Банка России от 01 июня 2004 г. N 258-П «О порядке представлениями резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положением).

В целях учета валютных операций по контракт и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (п. 2.1 Положения). В соответствии с п. 2.2, п. 2.4 Положения подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в Приложении 1 к Положению, в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Пункт 3.15. Инструкции Банка России N117-И от 15 июня 2004 г. связывает начало срока для подачи документов на переоформление паспорта сделки с внесением соответствующих изменений в контракт либо изменением иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, окончание срока - со днём осуществления следующей валютной операции по контракту либо очередным сроком представления в банк паспорта сделки документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, либо очередным сроком представления в банк паспорта сделки документов и информации в соответствии с требованиями Положения Банка России N 258-П от 01 июня 2004 г.

В соответствии с графой 6 раздела 3 паспорта сделки N06030007/1481/1160/1/0 датой завершения исполнения обязательств по контракту N TINMSK-01/06 от 03 марта 2006 г. является 31 декабря 2006 г.

В связи с тем, что первая валютная операция, следующая за днем завершения исполнения обязательств по контракту N TINMSK-01/06 от 03 марта 2006 г, была осуществлена 07 марта 2007 г., а очередной срок представления в банк паспорта сделки документов и информации в соответствии с требованиями п.2.2, 2.4 Положения N 258-П от 01 июня 2004 г. приходится на 15 января 2007 г., то ФГУП «ТИНРО-Центр» обязано было предоставить в банк документы для переоформления паспорта сделки N6030007/1481/1160/1/0, оформленного по контракту NTINMSK-01/06 от 03 марта 2006 г. в срок до 15 января 2007 г. На момент проведения проверки ФГУП «ТИНРО-Центр» документы на переоформление паспорта сделки N06030007/1481/1160/1/0 в уполномоченный банк не представляло.

Не представив в банк документы для переоформления паспорта сделки N06030007/1481/1160/1/0 в срок до 15 января 2007 г., ФГУП «ТИНРО-Центр» нарушило требования, установленные п.3.15 Инструкции Банка России N 117-И от 15 июня 2004 г.

Согласно ст. 25 Закона резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Часть 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок. Объектом правонарушения являются установленные валютным законодательством Российской Федерации и актом органа валютного регулирования единые правила оформления паспортов сделок. Субъектом правонарушения является ФГУП «ТИНРО-Центр». Дата совершения правонарушения 16 января 2007 г.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт совершения ФГУП «ТИНРО-Центр» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Правонарушение в виде нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования посягает на установленный порядок осуществления валютных операций, цель установления такого порядка - обеспечение суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, защита внутреннего валютного рынка Российской Федерации.

Кроме того, правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, образует формальный состав и считается оконченным, с момента нарушения требований, установленных законодательством. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в частности, в области соблюдения порядка осуществления валютных операций, поэтому такие факторы, как отсутствие вредных последствий и реальной угрозы их наступления не свидетельствуют о малозначительности совершенного административного правонарушения, а являются обстоятельствами смягчающими ответственность.

Осуществляя внешнеторговую деятельность, ФГУП «ТИНРО-Центр» могло и должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных актами валютного законодательства и актами органов валютного регулирования, но и обеспечить их выполнение. ФГУП «ТИНРО-Центр» не были приняты все зависящие от него меры, т.е. не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для надлежащего исполнения требований актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, что свидетельствует о наличии вины, выраженной в форме неосторожности. Объективная сторона правонарушения характеризуется бездействием.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований в рассматриваемом случае применить положения ст.2.9 КоАП РФ, признав совершенное ФГУП «ТИНРО-Центр» правонарушение малозначительным. При этом суд учел, что заявитель самостоятельно не выявил факт непредставления документов на переоформление паспорта сделки и на момент оспаривания постановления так и не представил их. Кроме того, постановлением от 25.12.2007 N05-07/590П проверяющими был выявлен факт совершения аналогичного административного правонарушения.

Суд считает, что при определении наказания по делу об административном правонарушении административный орган принял во внимание все смягчающие ответственность ФГУП «ТИНРО-Ценгр» обстоятельства, назначив постановлением N05-07/589П минимальный размер административного штрафа, предусмотренный частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать ФГУП «ТИНРО-Центр» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене Постановления о назначении административного наказания от 12.12.2007 N05-07/589, вынесенного главным государственным инспектором отдела валютного контроля Территориального управления Росфиннадзора в Приморском крае в отношении ФГУП «Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр», зарегистрированного ИФНС РФ по Фрунзенскому району г.Владивостока 13.11.2002, расположенного по адресу: г.Владивосток, пер.Шевченко, 4.

Возвратить ФГУП «ТИНРО-Центр» из федерального бюджета ошибочно уплаченную государственную пошлину по заявлению в сумме 2000,00 руб. по платежному поручению N142 от 17.01.2008.

Выдать справку на возврат государственной пошлины после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в силу по истечении 10 дней с момента его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

     Судья
Л.Л.Кузюра

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка