АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 22 апреля 2008 года Дело N А51-3321/2008

22 апреля 2008 года Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.В. Колтуновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А. Ивановой рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по ПК к ООО «Базис» о привлечении к административной ответственности при участии в судебном заседании:

от заявителя - Федосик Т.В. (доверенность от 14.01.2008 сроком действия до 31.12.2008, паспорт 05 04 036309);

от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;

установил: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Приморскому краю (далее по тексту - заявитель, Управление) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Базис» (далее по тексту - общество, ООО «Базис», ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования, указал, что представленные в материалы дела документы подтверждают факт (событие) совершения административного правонарушения. Просил привлечь ООО «Базис» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Ответчик в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв в котором требования заявителя не оспорил, факт правонарушения не опроверг, пояснил, что в связи с отсутствием введенных в эксплуатацию объектов переработки или сжигания отходов на территории Хасанского муниципального района единственным законным способом утилизации образуемых отходов является изоляция на временном объекте размещения отходов. Временный объект размещения отходов п.Славянка эксплуатируется обществом с ограниченной ответственностью «Базис». Указал, что с просьбой о получении лицензии общество обращалось 15.01.2007. В виду отсутствия объекта размещения отходов в получении лицензии было отказано.

Ответчик указал, что в настоящий момент решается вопрос о передаче временного объекта размещения отходов п.Славянка в аренду ООО «Базис». После чего будет возможно выполнить предписание управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Приморскому краю и получить лицензию на вид деятельности по обезвреживанию и размещению опасных отходов. Учитывая данные обстоятельства просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Базис» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N1 по Приморскому краю 19.09.2006. Основным видом деятельности общества является удаление и обработка отходов (п.п.3.3 Устава ООО «Базис»).

26.03.2008 Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Приморскому краю на основании распоряжения N13/177-08 от 18.03.2008 проведена проверка хозяйственной деятельности ООО «Базис», находящегося по адресу: Приморский край, Хасанский район, пгт Славянка, ул. Героев Хасана, 23-37.

В результате проверки выявлено осуществление предприятием деятельности по приему и размещению (захоронению) отходов в том числе: твердых бытовых отходов (ТБО), производственных отходов, мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный), мусора строительного, мусор строительный от разборки зданий (кровля с крыши), в количестве более 1000 куб.м. от различных организаций, не имея специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности.

Указанное нарушение отражено в акте проверки от 26.03.2008.

26.03.2008 по факту совершения административного правонарушения начальником отдела государственного экологического надзора Ростехнадзора по Приморскому краю Шабалиным И.П. был составлен протокол N07/177-08 об административном правонарушении, в котором правонарушение, совершенное обществом, было квалифицировано по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии представителя общества и вручен лично генеральному директору ООО «Базис» Бренчагову М.Н.

Заявление и материалы административного дела в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд Приморского края.

Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав доводы заявителя, суд считает, что требование Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Приморскому краю подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В силу подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08. 2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов требует наличия специального разрешения (лицензии).

Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 1 указанного Закона под опасными отходами понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Перечень образующихся в Российской Федерации отходов систематизирован по совокупности приоритетных признаков и содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786. В данном каталоге в числе опасных, среди прочих, выделены твердые коммунальные отходы, которые классифицированы по 11 наименованиям и относятся к 4 и 5 классам опасности.

Как видно из материалов дела в январе-феврале 2008 года ООО «Базис» приняло от различных организаций твердые бытовые отходы (ТБО), производственные отходы, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), мусор строительный, мусор строительный от разборки зданий (кровля с крыши), в количестве более 1000 куб.м.

Согласно данных классификационного каталога отходов, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) отнесен к классификационному коду - 91200400 01 00 4, мусор строительный от разборки зданий к классификационному коду - 9120060101 004. Тринадцатизначный код определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки. Первые восемь цифр используются для кодирования происхождения отхода; девятая и десятая цифры используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы; одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций; тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - I класс опасности, 2 - II класс опасности, 3 - III класс опасности, 4 - IV класс опасности, 5 - V класс опасности).

Таким образом, твердые бытовые отходы, принимаемые на размещение (захоронение) ООО «Базис» от сторонних организаций, относятся к 4-му классу опасности, следовательно, деятельность, связанная с обращением с такими отходами подлежит лицензированию.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ).

Факт совершения ООО «Базис» административного правонарушения подтвержден материалами дела и не оспаривается Обществом.

Таким образом, основания для возбуждения дела об административном правонарушении у Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Приморскому краю имелись. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

При таких обстоятельствах заявленное требование подлежит удовлетворению.

Довод заявителя о невозможности получения лицензии ввиду отсутствия оформленного права аренды на временный объект размещения отходов п.Славянка не может быть принят судом в качестве основания, исключающего применение мер административной ответственности за противоправное поведение в силу следующего.

Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок. При этом такое разрешение (лицензия) должно быть получено в установленном законом порядке. Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов осуществляется согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ N524 от 26.08.2006. Одним из лицензионных требований является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям.

Таким образом, для осуществления деятельности по размещению опасных отходов, обществу необходимо было предварительно решить вопрос по оформлению прав на объект размещения опасных отходов.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как видно из материалов дела, 01.10.2006 между администрацией Хасанского муниципального района и ООО «Базис» заключен предварительный договор N34, в соответствии с которым администрация предоставила обществу преимущественное право на заключение в будущем договоров аренды объектов размещения бытовых отходов, однако обществом не проведена вся работа, которая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей по осуществлению деятельности, связанной с обращением с опасными отходами. Учитывая, также то обстоятельство, что до момента обнаружения правонарушения прошел существенный срок, суд считает, что у общества имелась возможность для оформления необходимых документов и устранения имеющихся нарушений, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры.

Также не принимаются доводы общества о том, что для осуществления указанной деятельности им привлекались иные лицензируемые организации, поскольку материалами дела подтверждается факт осуществления указанной деятельности непосредственно самим обществом.

Факт наличия в действиях ООО «Базис» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ подтверждается следующими документами - договором N6 от 31.12.2007 на прием и размещение отходов, заключенным с ООО СК «Славянский лесной терминал»; журналами учета ввозимых отходов на временный объект размещения отходов п.Славянка за январь-февраль 2008; пояснениями ответчика, в которых факт правонарушения ответчик признал; актом от 26.03.2008 по результатам проверки природоохранной деятельности; протоколом об административном правонарушении N07/177-08 от 26.03.2008.

Протокол об административном правонарушении N07/177-08 от 26.03.2008 составлен уполномоченным лицом, в пределах его компетенции, в присутствии генерального директора общества Бренчагова М.Н. с разъяснением ему прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ и вручением ему копии. Из записи в протоколе следует, что Бренчагов М.Н. от подписи протокола отказался, что в порядке п.5 ст.28.2 КоАП РФ надлежащим образом удостоверено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности факта вмененного обществу правонарушения подтвержденным материалами дела, квалификации деяния по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ правильной, следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Совершение административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий и сырья или без таковой.

Вместе с тем, одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушители, но и обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.

Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.

Принимая во внимание то обстоятельство, что общество ранее не привлекалось к административной ответственности, суд считает возможным наложить на лицо, привлекаемое к административной ответственности, минимальный штраф, в пределах санкции части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в размере 40 000 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 170, 204-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.2.1, ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, арбитражный суд Приморского края

Р Е Ш И Л:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Базис», расположенное по адресу: Приморский край, Хасанский р-н, пгт Славянка, ул. Героев Хасана, 23-37, зарегистрированного в качестве юридического лица 19.09.2006 Межрайонной ИФНС N10 по Приморскому краю, запись в ЕГРЮЛ за основным государственным номером 1062531003545, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей без конфискации.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу в банк или иную кредитную организацию на счет 40101810900000010002 УФК МФ РФ по Приморскому краю, ГРКЦ ГУ Банка России по Приморскому краю г. Владивосток, БИК 040507001, получатель - Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Приморскому краю, ИНН 2540016873, КПП 254001001, код ОКАТО 05 248 551 000, назначение платежа - административный штраф, код бюджетной классификации - 498 1 16 25050 01 0000140.

Копию квитанции об уплате штрафа в трехдневный срок представить арбитражному суду, вынесшему решение.

В случае неуплаты штрафа в 30-дневный срок и непредставление доказательств уплаты (квитанции об уплате штрафа), суду выдать исполнительный лист.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Приморского края.

     Судья
Н.В.Колтунова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка