• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 16 июня 2008 года Дело N А51-804/2008

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.А. Галочкиной при ведении протокола судебного заседания судьей Н.А. Галочкиной рассмотрев в судебном заседании 06.06.2008 года заявление ООО «Амелия» к Администрации г.Владивостока, Управлению муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока,

3-е лицо: Управление муниципальной собственности

Об оспаривании отказа и обязать заключить договор купли-продажи при участии в заседании: от заявителя: директор Чикиш М.Г.(протокол N 11 от 18.07.2007), Зверев В.Е.(доверенность от 20.04.2005 сроком действия 3 года)

от Администрации: зав. отделом Ким С.В.(доверенность N 1-3/6800 от 24.12.2007 сроком действия до 31.12.2008),

от УМИГиА: зав. отделом Ким С.В.(доверенность N 12-98/2 от 20.12.2007 сроком действия до 31.12.2008),

от УМС: зав. отделом Ким С.В.(доверенность N 12-9760 от 20.12.2007 сроком действия до 31.12.2008) Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 06.06.2008, в соответствии со статьей 176 Арбитражного Процессуального кодекса РФ изготовление решения в полном объеме откладывалось до 16.06.2008 года. УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Амелия»( далее по тексту ООО «Амелия», заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г.Владивостока и Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока N 16864д от 27.12.2007 года в заключении договора купли-продажи помещений, расположенных по адресу : г.Владивосток, Океанский проспект, 30, общей площадью 262,8 кв.м, являющихся муниципальной собственностью, изложенного в письме N 19996сп от 22.10.2007 и обязать администрацию г.Владивостока, Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока, Управление муниципальной собственности г.Владивостока заключить договор купли-продажи помещений, расположенных по адресу : г.Владивосток, Океанский проспект, 30, общей площадью 262,8 кв.м.

В судебном заседании заявитель устно уточнил предмет требований - просил признать недействительным отказ Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока в заключении договора купли-продажи помещений, расположенных по адресу - г.Владивосток, Океанский проспект, 30, общей площадью 262,8 кв.м, являющихся муниципальной собственностью, изложенного в письме N 19996сп от 22.10.2007 и обязать заключить договор купли-продажи помещений, расположенных по адресу - г.Владивосток, Океанский проспект, 30, общей площадью 262,8 кв.м.

Уточнение предмета требований судом было рассмотрено и в порядке ст.49 АПК РФ принято.

Заявитель в обоснование заявленных требований указывает, что общество выкупило в процессе приватизации арендованное имущество. Пунктом 4.4 Основных положений Государственной программы приватизации государственных муниципальных предприятий в РФ после 01.07.1994 гласит - утверждается Указом Президента РФ от 22.07.1994 N 1535 право на приобретение в собственность сданных в аренду зданий, строений, сооружений, помещений, в том числе встроено-пристроенных нежилых помещений в жилых домах, находящихся в аренде или фактическом владении, пользовании этих предприятий в процессе уставной деятельности предоставляются юридическим лицам, ставшими собственниками приватизированных (муниципальных) предприятий или государственного (муниципального) имущества, сданного в аренду в результате выкупа последнего. Следовательно, ТОО «Амелия» явилось обществом, которое выкупило арендованное имущество и арендовало нежилые помещения, вправе требовать выкупа нежилых помещений.

В соответствии со ст.445 ГК РФ, ФЗ о приватизации ответчики обязаны на основании поданной заявки заключить договор выкупа арендованного помещения. Кроме того, законодательством о приватизации установлен исчерпывающий перечень отказа в приватизации, ни одного из этих оснований в данном случае нет.

Администрация г.Владивостока и Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока, Управление муниципальной собственности г.Владивостока возражают против заявленных требований, указывая, что отказ Управления соответствует закону, прав и интересов заявителя не нарушает. Согласно договора аренды с правом выкупа от 06.08.1993 N 54 в аренду передавалось только имущество, нежилое помещение по Океанскому проспекту, 30 в состав указанного имущества не входило. Ссылка заявителя на пункт 4.4. Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 01.07.1994 необоснованна, так как Указом Президента РФ от 26.03.2003 N 370 указанный пункт утратил силу. Ссылка на ст.445 ГК РФ также необоснованна, поскольку данная статья предусматривает обязательность заключения договора при направлении оферты. Своим отказом орган местного самоуправления (в лице Управления) отказался от заключения договора и заключение договора купли-продажи спорного помещений обязательным для органа местного самоуправления не является, поскольку договором аренды от 06.08.1994 N 54 Управление на себя обязательств по заключению договора купли-продажи не брало.

Судом установлено следующее.

06.08.1993 г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Владивостока (арендодатель) и ТОО «Амелия»( арендатор) был заключен договор аренды с правом выкупа N 54 сроком действия с 01.09.1992 по 31.12.1995 , в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду с правом выкупа имущество, выделенное ему в пределах его доли в разделительном балансе Торгово-производственного арендного предприятия «Второй Владивостокский горпищеторг».

Пунктом 17 данного договора предусмотрено, что арендатор, выкупивший имущество в соответствии с п.16 настоящего договора, имеет преимущественное право на заключение долгосрочного договора аренды (сроком не менее 15 лет), а также приобретения в собственность арендуемых им зданий, сооружений, нежилых помещений, которые он арендовал, а также фактически владел, пользовался в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством.

09.08.1993 г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Владивостока и ТОО «Амелия» был заключен договор аренды недвижимого имущества N 2/253 - помещения, расположенного по адресу г.Владивосток, Океанский проспект, 30 общей площадью 262,8 кв.м сроком действия с 01 января 1993 года по 31 декабря 1994 года.

Согласно решения Примкрайисполкома от 27.02.1987 N 125 «О мерах по улучшению учета охраны и использованию памятников истории и культуры Приморского края» здание по адресу г.Владивосток, Океанский проспект д.30 включено в список памятников Приморского края, т.е.является памятником местного значения.

В последующем ТОО «Амелия» заключало договор аренды спорного недвижимого имущества с Комитетом по управлению имуществом Приморского края.

По договору от 26.07.1994, заключенному между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Владивостока и ТОО ТКФ «Амелия», последнее выкупило имущество, сданного в аренду.

23.07.1997 г. ТОО ТКФ «Амелия» направило в комитет по управлению государственным имуществом Приморского края заявку на выкуп нежилого помещения продовольственного магазина, расположенного по адресу : г.Владивосток, Океанский проспект, 30 ( в журнале регистрации заявок она зарегистрирована за N 693Н от 23.07.1997).

08.01.2003 г. ООО «Амелия», являющееся правопреемником ТОО «Торгово-коммерческая фирма «Амелия», обратилось в арбитражный суд ПК с заявлением к фонду имущества Приморского края и КУГИ ПК о понуждении к заключению договора купли-продажи спорных нежилых помещений, которое было принято к производству (дело N А51-1304/3003 2-78). Производство по данному делу было приостановлено до рассмотрения дела N А51-3864/2006 2-64 по иску администрации г.Владивостока к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по ПК о признании незаконным зарегистрированного права собственности РФ на ряд объектов, в числе которых был и спорный объект.

Вступившим в законную силу 23.10.2006 года решением арбитражного суда ПК по делу N А51-3864/2006 2-64 было признано недействительным зарегистрированное право собственности Российской Федерации на нежилые помещения N 1-7, 9-15 общей площадью 262 кв.м в цокольном этаже здания (лит.1) по адресу: г.Владивосток, Океанский проспект, 30.

01.06.2006 г. постановлением главы администрации г.Владивостока спорные помещения были переданы в муниципальную собственность г.Владивостока. И письмом от 07.05.2007 N 12/3-1-4252 Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г.Владивостока указало о необходимости ООО «Амелия» обратиться в отдел аренды УМИГиА для заключения дополнительного соглашения о смене стороны по договору N 435/363/99 от 11.11.2005.

15.11.2007 г. арбитражным судом Приморского края по делу N А51-1304/3003 2-78 было оставлено без рассмотрения исковое заявление ООО «Амелия» о понуждении фонда имущества Приморского края и КУГИ ПК к заключению договора купли-продажи нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Владивосток, Океанский проспект, 30 на условиях проекта договора истца, в связи с несоблюдением установленного ст.445 ГК РФ порядка заключения договора - истцом не был направлен в адрес администрации проект договора купли-продажи.

26.11.2007 г. ООО «Амелия» обратилось в адрес администрации г.Владивостока, УМИГиА администрации г.Владивостока с предложением рассмотреть и заключить предлагаемую редакцию договора купли-продажи недвижимого имущества (нежилого помещения)- памятника истории и культуры на условиях проекта арендатора - ООО «Амелия».

22.10.2007 г. Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока письмом N 19996сп отказало обществу в выкупе нежилых помещений, указав, что условиями договора аренды от 09.08.1993 N 2/253 право выкупа арендуемого имущества не предусмотрено.

Данное письмо было направлено Управлением муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока в адрес заявителя по его запросу 27.12.2007 и получено последним 09.01.2008.

Не согласившись с отказом Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока от заключения договора купли-продажи нежилых помещений, ООО «Амелия» обратилось в суд с заявлением.

Суд, изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон, считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями о признании, незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает препятствия

В силу статьи 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В настоящее время порядок продажи государственного и муниципального имущества определен Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 года N 178-ФЗ, действующего с 26.04.2002.

В соответствии с пунктом 2 статьи 43 данного Федерального закона с даты вступления в силу настоящего Федерального закона продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, если до указанной даты размещено в установленном порядке информационное сообщение или иным образом направлена оферта для заключения сделки приватизации государственного или муниципального имущества. В этих случаях сделки на основании такого информационного сообщения или оферты должны заключаться в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации о приватизации.

Пунктом 2.6 Указа Президента РФ от 24.12.1993 года N 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (вступившего в силу с 01.01.1994), утратившего силу в марте 2003 года предусмотрено, что товарищества и акционерные общества, созданные в процессе приватизации имеют право приобретать в собственность арендуемые ими нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.

В силу пункта 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента РФ от 22.07.1994 N 1535, право на выкуп арендованных помещений по договорам аренды имеют: лица, выкупившие имущество государственных и муниципальных предприятий и арендующие помещения, которые занимали эти предприятия; акционерные общества, созданные в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, в уставные капитала которых не вошли арендуемые помещения; арендаторы зданий, нежилых помещений, договоры аренды с которыми заключены на аукционе или по конкурсу.

Статьей 10 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23.11.1989 N 810-1, действовавших до 01.03.1996, арендатор мог полностью или частично выкупить арендованное имущество. Условия, порядок и сроки выкупа определялись договором аренды.

Как следует из материалов дела заявка на приватизацию имущества была подана заявителем 23.07.1997 года, в этот период продажа государственного (муниципального) имущества осуществлялась в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21.07.1997 N 123-ФЗ.

Согласно п.1 ст.26 названного Закона приватизация имущества, сданного в аренду в соответствии с правом выкупа, который был заключен до вступления в силу Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», осуществляется в соответствии с договором аренды с правом выкупа, если размер выкупа, сроки и порядок его внесения установлены этим договором.

В рассматриваемом случае 06.08.1993 Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Владивостока и ТОО «Амелия» заключили договор аренды с правом выкупа N 54 сроком действия с 01.09.1992 по 31.12.1995 , в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду с правом выкупа имущество, выделенное ему в пределах его доли в разделительном балансе Торгово-производственного арендного предприятия «Второй Владивостокский горпищеторг».

Пунктом 17 данного договора предусмотрено право арендатора, выкупившего имущество на преимущественное право заключения долгосрочного договора аренды (сроком не менее 15 лет), а также приобретения в собственность арендуемых им зданий, сооружений, нежилых помещений, которые он арендовал, а также фактически владел, пользовался в процессе свое производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством. Но необходимые для выкупа имущества условия данный договор не содержит.

Кроме того, договором аренды недвижимого имущества N 2/253 - помещения, расположенного по адресу г.Владивосток, Океанский проспект, 30 общей площадью 262,8 кв.м от 09.08.1993 сроком действия с 01 января 1993 года по 31 декабря 1994 года не предусматрено права арендатора на выкуп арендуемого помещения.

Таким образом, после заключения договора аренды недвижимого имущества в 1993 году заявитель лишился права на выкуп объекта недвижимости на основании законодательства об аренде, поскольку договор аренды не содержит условия о порядке, сроках и цене выкупа помещения. Данный договор не признан в установленном законом порядке недействительным.

Довод заявителя о его праве на выкуп арендованного нежилого помещения в связи с выкупом арендованного имущества не может быть принят во внимание, поскольку как было указано выше договор аренды недвижимого имущества N 2/253 от 09.08.1993 не предусматривал права выкупа имущества, а договор аренды с правом выкупа N 54 от 06.08.1993 прекратил свое действие.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае если арбитражный суд установит, что оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что у заявителя отсутствует право на выкуп нежилых помещений и Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока обоснованно отказало в заключении договора купли-продажи помещений, расположенных по адресу : г.Владивосток, Океанский проспект, 30, общей площадью 262,8 кв.м, являющихся муниципальной собственностью.

Руководствуясь ст. ст.110, 167-170, 201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Амелия» о признании недействительным отказа Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока в заключении договора купли-продажи помещений, расположенных по адресу : г.Владивосток, Океанский проспект, 30, общей площадью 262,8 кв.м, являющихся муниципальной собственностью, изложенного в письме N 19996сп от 22.10.2007 и обязать заключить договор купли-продажи помещений, расположенных по адресу : г.Владивосток, Океанский проспект, 30, общей площадью 262,8 кв.м отказать. Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке

     Судья
 Н. А. Галочкина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-804/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 16 июня 2008

Поиск в тексте