АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 27 июня 2008 года Дело N А51-4905/2008

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.А. Фокиной,

рассмотрев в судебном заседании 18 июня 2008 года дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Таежное» к Управлению лесным хозяйством Приморского края об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности, при ведении протокола судебного заседания судьей А.А. Фокиной, при участии в заседании:

от заявителя - Сотников Г.Н. (доверенность от 16.06.2008 N 5),

от административного органа - Грущенко О.А. (доверенность от 10.06.2008 N 05), установил:

Резолютивная часть решения была объявлена судом в судебном заседании 18.06.2008, а изготовление решения в мотивированном виде было отложено судом в порядке ст. 176 АПК РФ.

Общество с ограниченной ответственностью «Таежное» (далее по тексту - «заявитель» и «общество») обратилось в арбитражный суд с заявлениями к Управлению лесным хозяйством Приморского края (далее - «административный орган») о признании незаконными и отмене полностью Постановлений административного органа от 10.04.2008 NN 60-08-01/2008, 51-08-01/2008, 61-08-01/2008, 50-08-01/2008 и 59-08-01/2008 «О назначении административного наказания», согласно которым общество признано виновным в совершении пяти административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - «КоАП РФ»), и на общество наложено административное наказание в виде 10.000 руб. штрафа за каждое правонарушение.

Протокольным определением суда от 18.06.2008 возбужденные по заявлениям общества дела NN А51-4905/2008-33-108, А51-4906/2008-33-109, А51-4904/2008-33-110, А51-4907/2008-33-111 и А51-4908/2008-33-112 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А51-4905/2008-33-108.

Из текста заявления и пояснений представителя общества в судебном заседании 18.06.2008 следует, что заявленные требования мотивированы следующим:

- санкция ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ предусматривает ответственность как для юридических, так и для должностных лиц, однако вопрос о привлечении к административной ответственности руководителя общества административным органом не рассматривался;

- административным органом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлены субъект и субъективная сторона административных правонарушений, так как из содержания оспариваемых постановлений не видно, опрашивались ли должностные лица общества, а также какие объяснения ими даны в отношении допущенных административных правонарушений;

- административный орган при назначении административного наказания руководствовался Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 (далее - «Правила отпуска древесины»), которые на момент рассмотрения административных дел не действовали.

Административный орган в отзывах на заявления и его представитель в судебном заседании 18.06.2008 с доводами заявителя не согласились, просили отказать обществу в удовлетворении заявленных требований, поскольку событие вменяемых обществу административных правонарушений и его вина доказаны материалами дел об административных правонарушениях.

Выслушав представителей заявителя и административного органа, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Общество в качестве юридического лица зарегистрировано муниципальным образованием г. Дальнегорск 17.05.1999, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, серии 25 N 01014177.

Общество является лесопользователем на основании лесорубочных билетов от 18.09.2006 N 214, от 19.06.2006 N 138, от 28.09.2006 N 222, от 27.04.2006 N 114 и от 07.07.2006 N 153 на право заготовки древесины в кварталах NN 92 (делянки 3, 4 и 19); 91 и 92 (делянки 1, 2 и 8); 58 (делянка 21); 91 (делянки 12 и 19); 92 (делянка 2) Черемшанского лесничества Дальнегорского лесхоза.

В вышеуказанных лесорубочных билетах имеется подпись лесозаготовителя о том, что он ознакомлен с правилами отпуска древесины на корню, правилами пожарной безопасности и санитарными правилами.

Лесничим Коваленко П.А. 10.07.2007 и 15.10.2007 при участии уполномоченного представителя общества Сотникова Г.Н. проведено освидетельствование мест рубок, проведенных обществом по пяти лесорубочным билетам от 18.09.2006 N 214, от 19.06.2006 N 138, от 28.09.2006 N 222, от 27.04.2006 N 114 и от 07.07.2006 N 153.

В результате проведенного освидетельствования были выявлены следующие нарушения со стороны лесопользователя:

в квартале 92 делянках 3, 4 и 19:

- срублено или повреждено деревьев в пределах лесосеки, не назначенных в рубку, в объеме 168,22 куб.м, за что начислена предусмотренная п. 72 Правил отпуска древесины неустойка в размере 132.389,14 руб.;

в кварталах 91, 92 делянках 1, 2 и 8:

- срублено или повреждено деревьев в пределах лесосеки, не назначенных в рубку, в объеме 167,33 куб.м, а также допущено оставление недорубов в объеме 190,34 куб.м, за что начислена предусмотренная п. 72 Правил отпуска древесины неустойка в размере 161.648,23 руб.;

в квартале 58 делянке 21:

- срублено или повреждено деревьев в пределах лесосеки, не назначенных в рубку, в объеме 109,79 куб.м, за что начислена предусмотренная п. 72 Правил отпуска древесины неустойка в размере 86.404,73 руб.;

в квартале 91 делянках 12 и 19:

- допущено оставление недорубов в объеме 586,69 куб.м, за что начислена предусмотренная п. 72 Правил отпуска древесины неустойка в размере 92.345 руб.;

в квартале 92 делянке 2:

- срублено или повреждено деревьев в пределах лесосеки, не назначенных в рубку, в объеме 186,94 куб.м, за что начислена предусмотренная п. 72 Правил отпуска древесины неустойка в размере 147.121,78 руб.

Результаты освидетельствования (вид и размер допущенных нарушений, а также размер неустойки, подлежащей взысканию с лесопользователя) зафиксированы в актах освидетельствования мест рубок, подсочки и осмолоподсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов от 10.07.2007 по лесорубочным билетам от 19.06.2006 N 138, от 27.04.2006 N 114 и в аналогичных актах от 15.10.2007 по лесорубочным билетам от 18.09.2006 N 214, от 28.09.2006 N 222 и от 07.07.2006 N 153.

По фактам выявленных нарушений 28.01.2008 заместителем Приморского межрайонного природоохранного прокурора вынесены постановления NN 60-08-01/2008, 51-08-01/2008, 61-08-01/2008, 50-08-01/2008 и 59-08-01/2008 о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях в отношении общества по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ. Данные постановления направлены для рассмотрения в административный орган.

В названных постановлениях о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях указано на нарушение обществом п. 72 Правил отпуска древесины.

Определениями административного органа от 18.03.2008 NN 60-08-01/2008, 51-08-01/2008, 61-08-01/2008, 50-08-01/2008 и 59-08-01/2008 рассмотрение дел об административных правонарушениях было назначено на 10.04.2008.

По результатам рассмотрения материалов дел об административных правонарушениях административным органом вынесены пять постановлений от 10.04.2008 NN 60-08-01/2008, 51-08-01/2008, 61-08-01/2008, 50-08-01/2008 и 59-08-01/2008 о признании заявителя виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде наложения минимального административного штрафа в размере 10.000 руб. по каждому постановлению.

В дополнение к постановлениям о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях в оспариваемых постановлениях указано на нарушение обществом п. 28 Правил отпуска древесины.

Постановления о привлечении к административной ответственности от 10.04.2008 NN 60-08-01/2008, 51-08-01/2008, 61-08-01/2008, 50-08-01/2008 и 59-08-01/2008 вынесены в присутствии представителя общества Сотникова Г.Н., действующего на основании доверенности от 09.04.2008 на представление интересов общества в административном органе.

Из обстоятельного анализа имеющихся в деле доказательств и материалов административных производств следует, что общество было надлежащим образом извещено о времени и месте вынесения постановлений о привлечении к административной ответственности.

Не согласившись с указанными Постановлениями административного органа от 10.04.2008 NN 60-08-01/2008, 51-08-01/2008, 61-08-01/2008, 50-08-01/2008 и 59-08-01/2008, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене полностью.

Суд считает, что заявление общества не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, действовавшего на момент выдачи обществу лесорубочных билетов, лесопользователь обязан не оставлять недорубов (лесосек с незаконченными рубками) и заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки; соблюдать условия договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также условия лесорубочного билета, ордера, лесного билета.

На момент освидетельствования мест рубок 10.07.2007 и 15.10.2007 действовали Правила отпуска древесины.

В соответствии с п. 28 Правил отпуска древесины лесопользователи при заготовке древесины и живицы обязаны:

а) выполнять требования лесного законодательства Российской Федерации;

д) не допускать захламления земель лесного фонда при рубке леса и расчистке участков лесного фонда для прокладки трасс дорог, устройства лесных складов, строительства сооружений и для иных целей, а также оставления срубленных зависших деревьев и завалов;

е) обеспечивать сохранность семенных групп, куртин, полос, семенных, плюсовых и других не подлежащих рубке деревьев, подроста, сохранение которых предусмотрено в лесорубочном билете, сохранность от повреждения или уничтожения лесных культур и прилегающих к лесосекам насаждений на полосах шириной 50 метров с каждой стороны, а также целостность геодезических знаков, граничных, квартальных, лесосечных (деляночных) столбов и других знаков, клейм и номеров на деревьях и пнях.

Пунктом 51 Правил отпуска древесины также предусмотрена обязанность лесопользователя, принявшего лесосеки для заготовки древесины, обеспечивать их охрану и выполнение всех обязательств, предусмотренных названными Правилами. Такая обязанность возложена на лесопользователя до момента проведения освидетельствования мест рубок.

В соответствии с п. 72 Правил отпуска древесины за нарушение лесохозяйственных требований взыскивается неустойка.

Согласно статье 110 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ лица, виновные в нарушении лесного законодательства Российской Федерации, подвергаются административной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В силу ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ нарушение правил использования лесов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, суд считает доказанным факт совершения заявителем административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.

Доказательствами, подтверждающими совершение обществом административных правонарушений, являются акты освидетельствования мест рубок, подсочки и осмолоподсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов от 10.07.2007 по лесорубочным билетам от 19.06.2006 N 138, от 27.04.2006 N 114 и от 15.10.2007 по лесорубочным билетам от 18.09.2006 N 214, от 28.09.2006 N 222 и от 07.07.2006 N 153, постановления заместителя Приморского межрайонного природоохранного прокурора NN 60-08-01/2008, 51-08-01/2008, 61-08-01/2008, 50-08-01/2008 и 59-08-01/2008 о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях, из которых следует, что заявителем нарушены требований лесного законодательства, предусмотренные ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ и п.п. «а», «д» и «е» п. 28 Правил отпуска древесины.

Факты оставления недорубов и рубки древесины в спорных кварталах в размерах превышающих размеры, указанные в лесорубочных билетах, т.е. использование лесов с нарушением требований лесного законодательства в момент освидетельствования мест рубок, судом установлены, данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и представителем общества в судебном заседании не отрицались.

Лесорубочные билеты и акты освидетельствования мест рубок являются доказательствами по делам об административных правонарушениях, поскольку в силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные подтверждаются протоколом об административном правонарушении и иными документами.

Лесорубочные билеты и акты освидетельствования мест рубок в их совокупности подтверждают как наличие у общества обязанности по соблюдению требований по использованию лесов, так и факт неисполнения такой обязанности.

В силу п. 92 Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных приказом Государственного комитета по лесному хозяйству от 01.11.1983 N 130, основным документом освидетельствования является акт освидетельствования мест рубок, подсочки и осмолоподсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов. В акте освидетельствования мест рубок указываются все выявленные при освидетельствовании нарушения и размеры начисленных неустоек. В акте записываются указания лесхоза об устранении выявленных недостатков, а также замечания и возражения (при их наличии) представителя лесопользователя и присутствующих при освидетельствовании лиц.

Имеющиеся в материалах дела акты освидетельствования оформлены надлежащим образом, в соответствии с вышеназванными требованиями; доказательства обратного обществом не представлены.

Представитель общества присутствовал при освидетельствовании мест рубок и имел возможность письменно изложить возражения относительно сведений, отраженных в актах освидетельствования, однако каких-либо возражений представителем обществом в них не указано.

В соответствии с абз. 3 п. 65 Правил отпуска древесины по результатам освидетельствования мест рубок и подсочки древостоев составляется акт, который в случае выявления нарушений служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований настоящих Правил.

То обстоятельство, что акт освидетельствования мест рубок является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований Правил отпуска древесины, не исключает возможности его использования в качестве документа, подтверждающего допущенные обществом нарушения правил использования лесов.

Ссылка заявителя на то, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях административный орган неправомерно применил вышеуказанные Правила отпуска древесины, которые в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 169 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам, регулирующим лесные отношения» утратили силу с 01.04.2008, судом не принимается, поскольку на момент совершения заявителем вменяемых ему правонарушений положения указанного акта действовали, подлежали применению и исполнению.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной лесов. Состав данного правонарушения является формальным, не требующим наступления общественно опасных последствий.

Поскольку лесным законодательством обязанность соблюдать требования по использованию лесов возложена непосредственно на юридическое лицо - лесопользователя, ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей его работниками не является обстоятельством, освобождающим общество от ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.

Установленные факты правонарушений свидетельствуют о том, что общество не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований заготовки древесины и не обеспечило соблюдение требований лесного законодательства.

Административное законодательство не обязывает административный орган требовать от работников общества, привлекаемого к административной ответственности, объяснений по факту выявленных административных правонарушений. Возможность заявить свои возражения у заявителя имелась при составлении актов освидетельствования мест рубок, при возбуждении производства по делам об административных правонарушениях, а также при вынесении оспариваемых постановлений, однако общество такой возможностью не воспользовалось.

Учитывая изложенное, суд считает, что вина заявителя в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, доказана административным органом в полном объеме в силу ст. 2.1 КоАП РФ.

Довод общества об отсутствии оснований для его привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, в связи начислением неустойки за неудовлетворительную очистку лесосек, определенной в п. 72 Правил отпуска древесины, судом не принимается, поскольку в силу п. 78 Правил отпуска древесины взимание неустоек, предусмотренных настоящими Правилами, не освобождает лесопользователей от административной и других видов ответственности, установленных законодательством Российской Федерации.

Довод заявителя о том, что административный орган должен был рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности руководителя общества, отклоняется.

Согласно ст 2.1 КоАП РФ субъектом административного правонарушения признается физическое или юридическое лицо.